Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Технологическая карта урока даёт подробное описание всех этапов постижения темы "Причастный оборот", включая актуализацию ранее изученого о причастии, создание проблемной ситуации, работу в группах, закрепление с использованием интерактивной мультимедийной таблицы и опорных сигналов, самостоятельную работу с проверкой по эталону. В ход урока изучения нового грамматического материала логично встраивается анализ средств выразительности речи и конструирование собственного высказывания обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот" | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Аттестуемый педагог Сумерская Ольга Александровна
Предмет Русский язык
Возраст обучающихся: 7 класс
Тема урока: Причастный оборот.
Цели урока:
содержательная: с помощью практических заданий подвести учащихся к пониманию понятия «причастный оборот» и правил обособления причастного оборота;
деятельностная: формировать у учащихся навыки работы в группах; научить выдвигать гипотезу и обосновывать её, слушать собеседника, строить высказывание; формировать у учащихся навыки получения новых знаний с опорой на ранее изученное; формировать у учащихся практические умения устанавливать связи причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота.
развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию), проблемную и коммуникативную.
Оборудование: мультимедийная техника, интерактивная доска, ЭОР Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов, учебник «Русский язык» 7 класс. -Авт.: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; М., Просвещение, 2013.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу». |
| |
Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке очень важная тема: «Причастный оборот». Она важна даже для выпускников при подготовке к ЕГЭ. Я хочу, чтобы у нас всё получилось. У вас, ребята, уже есть хороший фундамент (знания о причастии), на котором мы будем строить свои новые знания. Давайте настроимся на работу. Вижу, что все готовы. Запись темы в рабочие тетради. | Планируют действия и определяют цель. Ставят учебную задачу. Соотносят то, что уже известно и усвоено, с тем, что ещё неизвестно. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Целеполагание (Р). |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | ||
Задаю вопросы:
Записываю на доске вопросы, сформулированные обучающимися:
1.Задание – ловушка (на новую тему): на экране отображены два предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены).
2.Вопросы:
| Анализ предложений. Учёт разных мнений. Выполнение пробного учебного действия.
| Умение анализировать языковой материал (П). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях (Р). |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока: научиться правильно выделять на письме причастный оборот. Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения. | ||
Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами? (Версии обучающихся.) | Анализируя предложения, предлагают версии выхода из затруднения. Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. | Умение выдвигать гипотезу и обосновывать её (П). Умение слушать собеседника, строить высказывание (К). |
Записываю на доске два предложения и предлагаю обучающимся подумать, чем отличаются предложения друг от друга. Предложения:
| Предлагают варианты ответа, объясняют, приходят к выводу, что предложения отличаются наличием в одном из них зависимого от причастия слова. Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. | Умение выдвигать гипотезу и обосновывать её (П). |
Ввожу понятие «причастный оборот», читаем электронное гипертекстовое определение. - Ребята, вспомните, что такое причастие? Сверьте ответ с эталоном – всплывающей подсказкой. | Знакомятся с понятием «причастный оборот», закрепляя знание термина «причастие", проговаривают определение. Обучающиеся во фронтальном режиме выслушивают ответы. Сверяют свой ответ с эталоном - всплывающей подсказкой. | Умение осознанно строить речевое высказывание (П). Умение слушать собеседника, строить высказывание (К). Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона (Р). |
1.Организую работу в группах (по 4 человека). 2. Предлагаю интерактивную таблицу, иллюстрирующую правила обособления причастного оборота, содержащую примеры и графические схемы. 3.Ставлю перед обучающимися задачу: определить, что такое обособление, в каком случае происходит обособление в предложениях с причастными оборотами. 4.Регулирую работу групп.
| В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи. Работая в группах, анализируют интерактивную таблицу, иллюстрирующую правила обособления причастного оборота, с целью определения понятия «обособление», выявления случаев обособления причастных оборотов. Согласуют между собой действия. Делают обобщающий вывод. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.
| Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения (К). Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков (П).
Принимать и сохранять учебную цель (Р). |
1.Организую обсуждение результатов работы групп. 2.Организую обсуждение обобщающего вывода о понятии «обособление» и случаях обособления причастного оборота. 3.Предлагаю обучающимся сверить свои ответы с эталоном, содержащимся в интерактивной мультимедийной таблице. 4.Оцениваю результаты работы групп. | Участвуют в обсуждении результатов работы групп. Представитель каждой группы озвучивает ответы, подготовленные группой, выводы о правилах обособления причастного оборота. Прослушивают ответы представителей каждой группы. | Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение (П). Строить высказывания, понятные для партнёров. Рефлексия своих действий. Понимать на слух ответы одноклассников (К). Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона (Р). |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | ||
Предлагаю обучающимся закрепить полученные знания по теме «Причастный оборот», выполняя электронные задания, проговаривая вслух правило обособления причастного оборота. Электронные задания: Вариант 1. Подобрать примеры к правилу обособления причастного оборота. Вариант 2. Найти в предложении причастие. Выделить синим цветом определяемое им слово, а зелёным – причастный оборот. Вариант 3. Найти в предложении причастие. Выделить синим цветом определяемое им слово, а зелёным – причастный оборот. Вариант 4. Расставить в тексте запятые. 2.Формирую группу экспертов для оценки правильности ответов обучающихся. | Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот», проговаривают вслух определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота.
Формулирование и аргументация своего мнения. Ученик-эксперт красным цветом правит ошибки и комментирует свои действия. Контролируют правильность ответов обучающихся. | Выполнять типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (П). Умение осознанно строить речевое высказывание (П).
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К). Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (К). |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | ||
Организую деятельность обучающихся по применению новых знаний: 1.Диктую 3 предложения с причастными оборотами и предлагаю выполнить грамматическое задание: выделить графически причастные обороты, составить схемы предложений.
2.Для самопроверки на доске записываю эталоны, с которыми будут сверяться обучающиеся: это схематическое изображение пунктограммы «Обособление причастного оборота» и примеры (образцы). X,/~~п.о.~~~/, … /~~~п.о.~~/ X… 3. Ребята, учтите, что в причастный оборот не входит определяемое им существительное! Отредактируйте, пожалуйста, предложения, записав их в исправленном виде. Упр.91 Взаимопроверка. | Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот» путём самопроверки по эталону и образцу и анализа правила обособления причастного оборота. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном и образцом. Осознание качества и уровня освоения нового материала. | Умение анализировать и делать выводы (П).
Осуществлять самоконтроль, обнаруживать отклонения и отличия от эталона и образца (Р). |
VI.Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: получить новое знание в системе знаний и повторения | ||
Для закрепления знаний предлагаю интерактивный текст с заданием: "Какие из причастных оборотов нужно выделить запятыми? Почему?". http://school-collection.edu.ru/catalog/res/27eb15b6-950d-4468-90ae-dcbb3678d2de/?from=79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329&interface=teacher&class=49&subject=8 Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневевшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционной "заставой". Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Ребята, обратите внимание на предложение текста. -Чем оно необычно? -Как автор характеризует мост? С кем сравнивает? (Отмечается использование средств выразительности: олицетворение, сравнительный оборот.) - Постройте предложения, используя олицетворение и сравнительные обороты. | Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот», проговаривают вслух определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота. Формулирование и аргументация своего мнения. Контролируют правильность ответов обучающихся.
Анализируют предпоследнее предложение текста интерактивного задание. Строят предложения, используя олицетворение и сравнительные обороты. | Выполнять типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Умение осознанно строить речевое высказывание (П). Умение слушать собеседника, строить высказывание (К). Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (Р). Анализ предложения с целью выявления средств выразительности речи (П). Умение конструировать предложения с олицетворениями и сравнительными оборотами (П). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||
Задаю вопросы: - Чего достигли на уроке? - Что ещё нужно узнать? - Все знают ответы на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока?
- Мы на все вопросы ответили? - Довольны ли вы своей работой на уроке? Я тоже довольна: мы сегодня плодотворно потрудились (узнали, что такое причастный оборот, и научились выделять его в предложениях, правильно ставить запятые). | Осуществляют рефлексию – контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Строят монологическую речь. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
| Умение анализировать свои действия, делать выводы, подводить итог, выявлять, чего достигли (П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Самооценка собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия (Р). |
VIII. Домашнее задание: Правила на стр.37,38; упр.90 ( списать, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая причастные обороты волнистой линией.) Объясняю суть домашнего задания. Желаю успеха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...