Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Сумерская Ольга Александровна

Технологическая карта урока даёт подробное описание всех этапов постижения темы "Причастный оборот", включая актуализацию ранее изученого о причастии, создание проблемной ситуации, работу в группах, закрепление с использованием интерактивной мультимедийной таблицы и опорных сигналов, самостоятельную работу с проверкой по эталону. В ход урока изучения нового грамматического материала логично встраивается анализ средств выразительности речи и конструирование собственного высказывания обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока 

Аттестуемый педагог Сумерская Ольга Александровна

Предмет Русский язык

Возраст обучающихся: 7 класс 

Тема урока: Причастный оборот.

Цели урока:

содержательная:  с помощью практических заданий подвести учащихся к пониманию понятия «причастный оборот»   и правил обособления причастного оборота;                              

  деятельностная:   формировать у учащихся навыки работы в группах;    научить  выдвигать гипотезу и  обосновывать её, слушать  собеседника,  строить  высказывание;   формировать у учащихся навыки получения новых знаний с опорой на ранее изученное;   формировать у учащихся практические умения устанавливать связи причастия с определяемым  и зависимым словами, определять границы причастного оборота.

  развивающая:    формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию),   проблемную и коммуникативную.

Оборудование: мультимедийная техника, интерактивная доска, ЭОР Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов, учебник «Русский язык» 7 класс. -Авт.: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; М., Просвещение, 2013.

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД

1.Организационный момент

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому  что могу».

 

Вступительное слово   учителя.  

Сегодня на уроке очень важная тема: «Причастный оборот». Она важна  даже для выпускников при подготовке к ЕГЭ.

Я хочу, чтобы у нас всё получилось. У вас, ребята, уже есть хороший фундамент (знания о причастии), на котором мы будем строить свои новые знания. Давайте  настроимся на работу. Вижу, что все готовы.

Запись темы в рабочие тетради.

Планируют  действия и определяют цель.

Ставят учебную задачу.

Соотносят то, что уже известно  и усвоено, с тем, что ещё неизвестно.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Целеполагание (Р).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Задаю вопросы:

  • Что вам уже известно о причастии?
  • На какие вопросы, исходя из темы урока, мы сегодня должны получить ответы?

 Записываю на доске вопросы, сформулированные обучающимися:

  • Что такое причастный оборот?
  • Когда причастный оборот выделяется запятыми?

1.Задание – ловушка (на  новую тему): на экране отображены два предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены).

  1. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался в озере.
  2. Бедная старушка лишённая последней надежды уныло поплелась в хату.

  2.Вопросы:

  • Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях?
  • Почему это у вас не получилось?

Анализ предложений.

Учёт разных мнений.

Выполнение пробного учебного действия.

 

Умение анализировать языковой материал (П).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).

Умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях (Р).

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока: научиться правильно выделять на письме причастный оборот. Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.

   

Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами?

 (Версии  обучающихся.)

Анализируя предложения, предлагают версии выхода из затруднения.

Взаимодействуют с учителем  во фронтальном режиме.

Умение выдвигать гипотезу и  обосновывать её (П).

Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).

  Записываю на доске два предложения и предлагаю  обучающимся подумать, чем отличаются предложения друг от друга.

        Предложения:  

  1. На столе лежало неотправленное письмо.
  2. На столе лежало неотправленное мною письмо.

Предлагают варианты ответа, объясняют, приходят к выводу, что предложения отличаются наличием в одном  из них зависимого от причастия слова.

Взаимодействуют с учителем  во фронтальном режиме.

Умение выдвигать гипотезу и  обосновывать её (П).

   Ввожу понятие  «причастный оборот», читаем электронное гипертекстовое   определение.

- Ребята, вспомните, что такое причастие? Сверьте ответ с эталоном – всплывающей подсказкой.

Знакомятся с понятием «причастный оборот», закрепляя  знание термина    «причастие", проговаривают определение.

Обучающиеся во фронтальном режиме выслушивают ответы.

Сверяют свой ответ   с эталоном  -  всплывающей подсказкой.

Умение осознанно строить речевое высказывание (П).

  Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).

Умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона (Р).

  1.Организую работу в группах (по 4 человека).

 2. Предлагаю  интерактивную таблицу, иллюстрирующую правила обособления причастного оборота, содержащую  примеры и графические схемы.

 3.Ставлю перед обучающимися задачу: определить, что такое обособление, в каком случае происходит обособление в предложениях с причастными оборотами.

      4.Регулирую работу групп.

   

   В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи.

  Работая в группах, анализируют интерактивную таблицу, иллюстрирующую правила обособления причастного оборота, с целью определения понятия  «обособление», выявления случаев обособления причастных оборотов.

 Согласуют между собой действия.

     Делают обобщающий вывод.

     Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.

 

Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения (К).

Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков (П).

 

Принимать и сохранять учебную цель (Р).

    1.Организую обсуждение результатов работы групп.

     2.Организую обсуждение обобщающего вывода о понятии «обособление» и случаях обособления причастного оборота.

     3.Предлагаю  обучающимся сверить свои ответы с эталоном, содержащимся в интерактивной мультимедийной таблице.

     4.Оцениваю результаты работы групп.

Участвуют в обсуждении результатов работы групп.

 Представитель каждой группы  озвучивает ответы, подготовленные группой, выводы о правилах обособления причастного оборота.

   Прослушивают ответы  представителей каждой группы.

Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение (П).

 Строить высказывания, понятные для партнёров. Рефлексия своих действий. Понимать на слух ответы одноклассников (К).

 Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.

Обнаруживать отклонения и отличия от эталона (Р).

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Предлагаю обучающимся  закрепить полученные знания по теме «Причастный оборот», выполняя электронные задания, проговаривая вслух  правило обособления причастного оборота.

Электронные задания:

Вариант  1. Подобрать примеры к правилу  обособления причастного оборота.

       Вариант 2. Найти в предложении причастие. Выделить синим цветом определяемое им слово, а зелёным – причастный оборот.

       Вариант 3. Найти в предложении причастие. Выделить синим цветом определяемое им слово, а зелёным – причастный оборот.

       Вариант 4. Расставить в тексте запятые.

  2.Формирую группу экспертов для оценки правильности ответов обучающихся.

    Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот», проговаривают вслух  определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота.

 

 Формулирование и аргументация своего мнения.

     Ученик-эксперт красным цветом правит ошибки и комментирует свои действия.    

    Контролируют правильность ответов обучающихся.

  Выполнять типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (П).

Умение осознанно строить речевое высказывание (П).

 

 Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).

 Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (К).

V. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону

Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  Организую деятельность обучающихся  по применению новых знаний:

1.Диктую  3 предложения с причастными оборотами и предлагаю выполнить грамматическое задание: выделить графически причастные обороты, составить схемы предложений.

  1. На стене, крашенной под кирпич, висел поношенный серый плащ.
  2. Стриженые кусты и невысокие деревца образуют ведущую к усадьбе аллею.
  3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.

 2.Для самопроверки на доске  записываю эталоны, с которыми будут сверяться обучающиеся: это схематическое изображение пунктограммы  «Обособление причастного оборота» и примеры (образцы).

  X,/~~п.о.~~~/, …

/~~~п.о.~~/ X…

3. Ребята, учтите, что в причастный оборот не входит определяемое им существительное!

Отредактируйте, пожалуйста, предложения, записав их в исправленном виде. Упр.91

Взаимопроверка.  

Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот» путём самопроверки  по эталону и образцу и анализа правила обособления причастного оборота.

         Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном и образцом. Осознание качества и уровня освоения нового материала.

 Умение анализировать и делать выводы (П).

 

   

 Осуществлять самоконтроль, обнаруживать  отклонения и отличия от эталона и образца (Р).

VI.Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: получить новое знание в системе знаний и повторения

Для закрепления знаний предлагаю интерактивный текст с заданием: "Какие из причастных оборотов нужно выделить запятыми? Почему?". http://school-collection.edu.ru/catalog/res/27eb15b6-950d-4468-90ae-dcbb3678d2de/?from=79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329&interface=teacher&class=49&subject=8

Самый город раскинулся внизу над сонными,  заплесневевшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционной "заставой". Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются

с  подслеповатыми,  ушедшими в землю хатками.  

Деревянный  мост,   перекинутый  через  узкую  речушку,  кряхтит, вздрагивая под  колесами,  и  шатается,  точно  дряхлый  старик.  Вонь,  грязь,  кучи ребят,  ползающих в уличной пыли.

 Ребята,  обратите внимание на предложение текста.

  -Чем оно необычно?

  -Как автор характеризует мост? С кем сравнивает?

(Отмечается использование средств выразительности: олицетворение,  сравнительный оборот.)

     - Постройте предложения, используя олицетворение и сравнительные обороты.

  Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот», проговаривают вслух  определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота.

    Формулирование и аргументация своего мнения.

  Контролируют правильность ответов обучающихся.

       

        Анализируют  предпоследнее предложение текста интерактивного задание.

Строят предложения, используя олицетворение и сравнительные обороты.

 Выполнять типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Умение осознанно строить речевое высказывание (П).

 Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).

 Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (Р).

 Анализ предложения с целью выявления средств выразительности речи (П).

 Умение конструировать предложения      с олицетворениями и сравнительными оборотами (П).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Задаю вопросы:

 - Чего достигли на уроке?

 - Что ещё нужно узнать?

  - Все знают ответы на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока?

  • Что такое причастный оборот?
  • Когда причастный оборот выделяется запятыми?

- Мы на все вопросы ответили?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Я тоже довольна: мы сегодня плодотворно потрудились (узнали, что такое причастный оборот, и научились выделять его в предложениях, правильно ставить запятые).

Осуществляют рефлексию – контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

 Строят монологическую речь.

   Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

           

Умение анализировать свои действия, делать выводы, подводить итог, выявлять, чего достигли (П).

 Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

 Самооценка собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия (Р).

VIII. Домашнее задание:

 Правила на стр.37,38; упр.90 ( списать, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая причастные обороты волнистой линией.)

Объясняю суть домашнего задания. Желаю успеха.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...