Урок русского языка в 5 классе. ПРАВОПИСАНИЕ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка, презентация и материал для самооценки учащихся. Использованы материалы из методического пособия "Конспекты уроков для учителя русского языка. 4(5) класс". Бакулина Г.А
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_glasnyh_posle_shipyashchih_i_ts.rar | 365.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цель деятельности учителя | Формировать понятие у учащихся о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных; продолжать формирование умений учащихся по созданию текста-миниатюры |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило правописания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; уметь правильно писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; находить орфограммы-буквы О-Е после шипящих и Ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения | Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Орфограмма-буква |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. - Сегодня мы с вами будем исследователями законов языка . На слайде эпиграф: Пред вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его... Н. В. Гоголь | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются | Листы обратной связи | |||||||||||||
- Вот и мы сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка. Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? | мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) | ||||||||||||||||||
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа с элементами игры | На доске написаны слова: Ц..нга,, луч..м, плащ..м, рысц...й, туч...й, ж,.,лтый, горц..,м. Учитель. Найдите лишнее слово. Почему вы так решили Ученикам дается время на обдумывание. Назовите слова с орфограммой в окончании. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы | |||||||||||||
3 формулирование темы в цели урока | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | - Учитель. Скажите, какими буквами в окончании существительных — гласными или согласными — представлена новая орфограмма? Новая орфограмма представлена в окончаниях существительных гласными буквами. Учитель. После каких согласных находятся гласные в окончаниях данных существительных? Гласные в окончаниях находятся после шипящих и ц. Учитель. Обобщите наши рассуждения и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Теми сегодняшнего урока — «Правописание гласных после шипящих и ц а окончаниях существительных. Учитель пишет на доске тему урока, оставив пустое место после слова гласных для его последующего заполнения. Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.
Цель урока: познакомиться с правописанием гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных: учиться писать слова с новой орфограммой. | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей | Групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы. Письменная работа | |||||||||||||
Физкультминутка | Ветер дует нам в лицо – (Машем кистями рук к лицу.) | Выполняют дви | Фрон | Выпол- | |||||||||||||||
жения в соответ- | тальная | няют | |||||||||||||||||
ствии с текстом | упражне- | ||||||||||||||||||
ния | |||||||||||||||||||
4. Целепо- | Раскрытие сущ- | Учитель. Из существительных, написанных на доске, выпишите столбиком такие, в которых ударение падает на гласную в окончании. Окончание выделите. 1 ученик у доски Луч\ом\ плащ\ом\ рысц\ой\ Учитель. Подчеркните ц и шипящие согласные, которые стоят перед окончанием. Во втором столбике напишите имена существительные, в которых не падает ударение на гласную в окончании. Назовите слова, которые вы отнесли во вторую группу, и обоснуйте свой ответ. Во вторую группу можно отнести слова лучом, плащом, рысцой, тучей, горцем. Это имена существительные. В них орфограмма находится в окончании, С данной орфограммой мы не знакомы. 2 ученик у доски Туч\ей\ Горц\ем\ Учитель. Подчеркните ц и шипящие согласные, которые стоят перед окончанием. Скажите, какие гласные пишутся после шипящих и ц в окончаниях существительных и от чего это зависит. После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется о, без ударения — е. Вносится дополнение в записанную на доске тему урока. Учитель. Прочитайте новое правило в учебнике. Сравните его с нашим выводом. Расскажите правило о правописании гласных о-е после шипящих ицв окончаниях существительных. Приведите свои примеры. | Формулируют | Индиви- | Личностные: осознают | Задают | |||||||||||||
лагание | ности новых | цель учебной | дуальная, | свои возможности в учении; | вопросы | ||||||||||||||
и постро- | понятий, усво- | деятельности | групповая | способны адекватно рас- | для уточ- | ||||||||||||||
ение про- | ение новых спо- | в диалоге с учи- | суждать о причинах своего | нения | |||||||||||||||
екта выхо- | собов учебной | телем. | успеха или неуспеха в уче- | инфор- | |||||||||||||||
да из за- | и умственной | Соотносят по- | нии, связывая успехи с уси- | мации | |||||||||||||||
труднения | деятельности | ставленные зада- | лиями, трудолюбием. | ||||||||||||||||
учащихся. | чи с текстами, | Познавательные: извле- | |||||||||||||||||
Беседа по мате- | Организует и сопровождает совместную учебную деятель | знакомятся с ма- | кают необходимую инфор- | ||||||||||||||||
ность. Дополняет ответы. | териалом. Выде- | мацию из прослушанного | |||||||||||||||||
риалам учебни- | ляют главное, | объяснения учителя, выска- | |||||||||||||||||
ка, обсуждение | Сформулировать правило пытаются ученики. Учитель обоб- | устанавливают | зываний одноклассников, | ||||||||||||||||
результатов | щает выводы учащихся, формулирует цель учебной деятельно- | причинно- | систематизируют собствен- | ||||||||||||||||
наблюдения | сти вместе с учащимися, принимающими ее на себя | следственные | ные знания. | ||||||||||||||||
Проговаривание или чтение правила на с. 76. | связи между от- | Регулятивные: планируют | |||||||||||||||||
дельными языко- | необходимые действия, опе- | ||||||||||||||||||
выми явлениями | рации, работают по плану | ||||||||||||||||||
5. Первич- | Обобщение и си- | Упражнение | Личностные: имеют жела- | Письмен- | |||||||||||||||
ное за- | стематизация | 1) Товарищи, учительницы, крыши, карандаши, гвардейцы, дворцы, гаражи, пейзажи, малыши: | Работа в парах | ние осваивать новые виды | ная ра- | ||||||||||||||
крепление | знаний, форми- | 2) храбрецы, мячи, птицы, этажи, ножи, ученицы, ключи, рощи, встречи. | деятельности, участвовать | бота. | |||||||||||||||
с комментированием во внешней речи | рование рацио | Образец: товарищ\ем\— встреч\ей\ Учитель. Прочитайте слона в первом и во втором рядах, посмотрите образец. Сформулируйте задание к упражнению. Надо составить и написать пары, соединив по смыслу слова из первого и второго рядов. Перед этим существительные надо поставить в форму единственного числа творительного падежа. В написанных словах надо поставить ударение, обозначить орфограмму. Учитель. Обратите внимание, что виды смысловой связи в парах слов могут быть разными. Учительниц\ей\ — учениц\ей\: крыш\ей\— птиц\ей\; карандаш\ом\ — нож\ом\; гвардейц\ем\— храбрец\ом\; гараж\ом\— ключ\ом\, пейзаж\ем\— рощ\еи\; малыш\ом\ — мяч\ом\, дворц\ом\— этаж\ом\ Учитель. Назовите слова, которые совпадают друг с другом по составу и орфограмме, кроме изученного сегодня. Можно объединить слова карандашом, гаражом, пейзажем, этажом. Они состоят из окончания и корня. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. В словах карандашом, гаражом, зтажом пишется непроверяемая безударная гласная а. В слове пейзажем — непроверяемая безударная гласная е. Учитель, Какие еще слова с таким же составом можно объединить? Можно объединить слова ножом, мячом. Они тоже состоят из окончания и корня. В них имеется проверяемая безударная гласная в корне. В слове ножом безударная глас-ноя о. проверочное слово нож, В слове мячом безударная гласная я. Проверочное слово мяч. Учитель, Найдите слова, в которых все согласные звонкие. Это слова ножом, гаражом. Учитель. Расскажите еще раз правило о правописании о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Приведите примеры, которые еще не звучали сегодня на уроке. | в творческом, созидатель | ||||||||||||||||
ном процессе. | |||||||||||||||||||
Познавательные: выполня- | |||||||||||||||||||
ют учебно-познавательные | |||||||||||||||||||
действия в материализован- | |||||||||||||||||||
ной и умственной форме; | |||||||||||||||||||
6. Само- | осуществляют для решения | ||||||||||||||||||
стоятель- | учебных задач операции | ||||||||||||||||||
ная работа | анализа, синтеза, сравне- | ||||||||||||||||||
с самопро- | ния, классификации, уста- | ||||||||||||||||||
веркой | навливают причинно-след- | ||||||||||||||||||
по эталону. | ственные связи, делают | ||||||||||||||||||
обобщения, выводы. | |||||||||||||||||||
Регулятивные: адекватно | |||||||||||||||||||
оценивают свои достиже- | |||||||||||||||||||
ния, осознают возника- | |||||||||||||||||||
7. Рефлек- | Заключительная | - Что нового узнали на уроке? | Определяют свое | Индиви- | Познавательные: устанав- | Листы | |||||||||||||
сия учеб- | беседа по во- | - Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? | эмоциональное | дуальная | ливают взаимосвязь между | обратной | |||||||||||||
ной дея- | просам | Почему? | состояние на уро | объемом полученных | связи | ||||||||||||||
тельности | - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? | ке. Заполняют | на уроке знаний, умений, | ||||||||||||||||
на уроке | - Как вы их преодолевали? | дневники дости- | навыков и операционных, | ||||||||||||||||
(итог | жений | исследовательских, анали- | |||||||||||||||||
урока) | тических умений как инте- | ||||||||||||||||||
- Дайте оценку нашей работе – заполните листы оценки. Кем вы ощущали себя на уроке: птицей, свободно парящей; кирпичом, тяжело лежащим, мячом, скачущим, если по нему постучали рукой. | грированных, сложных | ||||||||||||||||||
умений; приобретают уме- | |||||||||||||||||||
ния мотивированно органи- | |||||||||||||||||||
зовывать свою деятель- | |||||||||||||||||||
ность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
В процессе работы на уроке ребята узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных....
План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...
Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...
Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных
Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...
Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...