Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательной деятельности; формировать навыки работы в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-p.g.v.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Учитель русского языка Палеева Галина Васильевна (Удмуртская Республика, Камбарский район, МКОУ «Балакинская ООШ»).

Тема урока: правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цели урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательной деятельности; формировать навыки работы в паре.

Планируемые результаты:

-Личностные:  Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.   

-Метапредметные:     Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило

-Предметные:     Знать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; правильно писать о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных написаний; уметь находить орфограммы-буквы о-е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами.

         

Ход урока

1.Организационный момент. (Проверка готовности к уроку). Урок проводим в игровой форме. На уроке ИЗО была свободная тема о наступлении весны. Альбомы у всех открыты. Сегодня мы будем помогать своим братьям меньшим. За каждое правильно выполненное задание вы схематично (треугольники) рисуете кормушки на деревьях.

2.Актуализация знаний.

1).Проверка домашнего задания. Упр.555 – объяснение орфограмм. (Один ученик выполняет на доске пунктуационный, морфемный и фонетический разбор).

2).Лингвистическая разминка. Задание: запишите предложение под диктовку, объясните орфограммы и постановку знаков препинания, составьте схему предложения.

Суворов говорил: «Тяжело в ученье, легко в бою».  

Итог: какие затруднения встретились при выполнении домашнего задания? Почему? В чем причина? Оцените свою работу. (Не забудьте о кормушках для птиц).

3.Работа по теме урока. На экране словосочетания: над крыш.й дома, за крайней дач.й, ярким луч.м, глубоким колодц.м, сильной мышц.й, высоким камыш.м, пахучим ландыш.м.

-Кто сможет сформулировать тему урока?    (На экране появляется название темы: «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»).

1).Самостоятельные наблюдения (п.99, с.76), формулировка вывода.

2).Работа по учебнику. Упр.556 – комментированное письмо; упр.557- выполнение заданий к упражнению самостоятельно.

Для хорошо успевающих детей на экране задание: Укажите верное утверждение.

А) Падеж имени существительного определяется по окончанию.

Б) Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных зависит от склонения

В) Имена существительные 1 и 2 склонения имеют в предложном падеже единственного числа разные окончания.

Г) У существительных 1 склонения в родительном падеже единственного числа пишется окончание - И(-Ы).

 - Итог: Кто сможет сделать вывод по проделанной работе? Кто запомнил правило и сможет рассказать? Какие трудности встретили при выполнении самостоятельной работы? Оцените свою работу по алгоритму. (Кормушки на деревьях).

Физкультминутка.  Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

4. Повторение темы «Диалог».

Упр.558 – чтение про себя, затем по ролям; запись диалога; выполнение морфологического и пунктуационного разбора  в тетрадях.

Итог:  Взаимопроверка. У кого были затруднения в написании диалога? Что нужно еще повторить? (Кормушки на деревьях).

5. Тестовое задание.

В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?  (На экране словосочетания:

  1. Открыть ключ..м;                                     настоящим товарищ.м;
  2. Глубоким ковш..м;                                   темной туч..й;
  3. Написать в тетрад..;                                  деревья в ине..;
  4. О решени..    задач..;                                о приближени.. удач..;

      5)   Манить калач..м;                                      проходить марш..м;

      6)   Путешествовать по Сибир..;                   встретиться в воскресень…

      7)   Букет ландыш..й;                                     рога калач..м.

-Итог: Какое правило нужно знать при выполнении этого задания? (Склонение существительных). (Кто справился, кормушки на деревья).

6.Лингвистическая игра «Назови лишнее».

Определите лишнее слово на слух:

1)шалаш, плащ, товарищ, камыш, мышь, карандаш, малыш.( мышь –сущ.женского рода); 2)директор, доктор, профессор, договор, мастер (договор – договоры, в остальных случаях окончание в Р.п. – а).

Итог: что вы вспомнили при выполнении данного задания? (единственное и множественное число существительных) (Кто справился, кормушки на деревья).

7.Подведение итогов.

- От чего зависит выбор гласных  О-Е  после шипящих в окончаниях существительных? Сформулируйте правило. На экране открывается орфограмма на изученное правило: После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, а без ударения – буква Е.

-Кто испытывал трудности на уроке? Что интересное и новое узнали?

 (Посчитайте, сколько кормушек вы повесили на деревья.)

Домашнее задание.1).п.99(орфограмму № 18 выучить); упр.559 – подготовка к диктанту; контрольные вопросы и задания на с.78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...

Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...

Конспект урока русского языка в 5 классе " О-Ё после шипящих в корне слова"

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСТип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок-путешествие...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Цели:Образовательные:• знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;• умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно пис...

Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...