Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательной деятельности; формировать навыки работы в паре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-p.g.v.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Учитель русского языка Палеева Галина Васильевна (Удмуртская Республика, Камбарский район, МКОУ «Балакинская ООШ»).
Тема урока: правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Цели урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательной деятельности; формировать навыки работы в паре.
Планируемые результаты:
-Личностные: Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
-Метапредметные: Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило
-Предметные: Знать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; правильно писать о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных написаний; уметь находить орфограммы-буквы о-е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами.
Ход урока
1.Организационный момент. (Проверка готовности к уроку). Урок проводим в игровой форме. На уроке ИЗО была свободная тема о наступлении весны. Альбомы у всех открыты. Сегодня мы будем помогать своим братьям меньшим. За каждое правильно выполненное задание вы схематично (треугольники) рисуете кормушки на деревьях.
2.Актуализация знаний.
1).Проверка домашнего задания. Упр.555 – объяснение орфограмм. (Один ученик выполняет на доске пунктуационный, морфемный и фонетический разбор).
2).Лингвистическая разминка. Задание: запишите предложение под диктовку, объясните орфограммы и постановку знаков препинания, составьте схему предложения.
Суворов говорил: «Тяжело в ученье, легко в бою».
Итог: какие затруднения встретились при выполнении домашнего задания? Почему? В чем причина? Оцените свою работу. (Не забудьте о кормушках для птиц).
3.Работа по теме урока. На экране словосочетания: над крыш.й дома, за крайней дач.й, ярким луч.м, глубоким колодц.м, сильной мышц.й, высоким камыш.м, пахучим ландыш.м.
-Кто сможет сформулировать тему урока? (На экране появляется название темы: «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»).
1).Самостоятельные наблюдения (п.99, с.76), формулировка вывода.
2).Работа по учебнику. Упр.556 – комментированное письмо; упр.557- выполнение заданий к упражнению самостоятельно.
Для хорошо успевающих детей на экране задание: Укажите верное утверждение.
А) Падеж имени существительного определяется по окончанию.
Б) Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных зависит от склонения
В) Имена существительные 1 и 2 склонения имеют в предложном падеже единственного числа разные окончания.
Г) У существительных 1 склонения в родительном падеже единственного числа пишется окончание - И(-Ы).
- Итог: Кто сможет сделать вывод по проделанной работе? Кто запомнил правило и сможет рассказать? Какие трудности встретили при выполнении самостоятельной работы? Оцените свою работу по алгоритму. (Кормушки на деревьях).
Физкультминутка. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.
4. Повторение темы «Диалог».
Упр.558 – чтение про себя, затем по ролям; запись диалога; выполнение морфологического и пунктуационного разбора в тетрадях.
Итог: Взаимопроверка. У кого были затруднения в написании диалога? Что нужно еще повторить? (Кормушки на деревьях).
5. Тестовое задание.
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? (На экране словосочетания:
- Открыть ключ..м; настоящим товарищ.м;
- Глубоким ковш..м; темной туч..й;
- Написать в тетрад..; деревья в ине..;
- О решени.. задач..; о приближени.. удач..;
5) Манить калач..м; проходить марш..м;
6) Путешествовать по Сибир..; встретиться в воскресень…
7) Букет ландыш..й; рога калач..м.
-Итог: Какое правило нужно знать при выполнении этого задания? (Склонение существительных). (Кто справился, кормушки на деревья).
6.Лингвистическая игра «Назови лишнее».
Определите лишнее слово на слух:
1)шалаш, плащ, товарищ, камыш, мышь, карандаш, малыш.( мышь –сущ.женского рода); 2)директор, доктор, профессор, договор, мастер (договор – договоры, в остальных случаях окончание в Р.п. – а).
Итог: что вы вспомнили при выполнении данного задания? (единственное и множественное число существительных) (Кто справился, кормушки на деревья).
7.Подведение итогов.
- От чего зависит выбор гласных О-Е после шипящих в окончаниях существительных? Сформулируйте правило. На экране открывается орфограмма на изученное правило: После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, а без ударения – буква Е.
-Кто испытывал трудности на уроке? Что интересное и новое узнали?
(Посчитайте, сколько кормушек вы повесили на деревья.)
Домашнее задание.1).п.99(орфограмму № 18 выучить); упр.559 – подготовка к диктанту; контрольные вопросы и задания на с.78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
В процессе работы на уроке ребята узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных....
План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...
Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных
Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...
Конспект урока русского языка в 5 классе " О-Ё после шипящих в корне слова"
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСТип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок-путешествие...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Цели:Образовательные:• знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;• умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно пис...
Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...