Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_o_-_e_posle_shipyashchih_i_ts_v_okonchaniyah_sushchestvitelnyh.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
6 апреля.
Тема урока: «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
Цель:
- познакомиться с орфограммой и правилом написания о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
- сформировать умение выбирать о или е писать после шипящих и ц в окончаниях существительных и дифференцировать правописание гласных после шипящих и Ц- в разных морфемах слова – корнях и окончаниях
- повторить пунктуацию в ССП и СПП, предложении с однородными членами;
- развивать орфографическую зоркость.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в моем письме-конспекте урока.
- Запишите число, классная работа в тетради.
2. Повторение пройденного.
Словарная работа «В океане слов».
- Накануне праздника Благовещенья Пресвятой Богородицы мы поговорим о словах, имеющих корень «благо».
Особое место в русском языке занимает слово благословение.
Оно составлено из двух знакомых нам корней: благо и слово. Значит, дословно термин благословение означает «благое речение», или «благое слово».
Молитвенно призывая благословение Божие, мы просим успеха в делах, благополучия в жизни. Благословение, которое родители дают своим детям, воспринимается как залог долголетия и счастья.
Благословение освящало весь круг жизни наших предков. Благословлял православный человек и окружающую его природу, и весь мир как творение Божие. Замечательный пример такого благословения находим в поэме «Иоанн Дамаскин» Алексея Константиновича Толстого (1817–1875):
Благ..сл..вляю вас л…са
Д…лины нивы горы воды!
Благ…сл..вляю я св…боду
И г…лубые н…б…са!
И посох мой благ…сл…вляю,
И эту бедную суму
И степь от краю и до краю
И со(л)нца свет и ночи тьму
И од…нокую тр..пинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в неб… каждую зв…зду!
Орфографический и пунктуационный анализ текста
1.Запишите текст, вставьте и подчеркните пропущенные орфограммы, раставьте знаки препинания.
2. Выполните фонетический разбор одинокую.
3. Найти и выпишите устаревшее слово.
4. Придумайте слова с корнем благо.
Орфографическая работа.
- Отгадайте загадки, ответ запишите в тетради в строчку через запятую.
1. Зубов много, а ничего не ест.
2. В золотой клубочек спрятался дубочек.
3. Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь.
- Отметьте в словах орфограмму, по которой эти слова можно сгруппировать. Как называется эта орфограмма? (Буква О – Ё после шипящей в корне слова)
- Какое из записанных вами слов лишнее? Почему именно оно лишнее? (Крыжовник, так как это слово-исключение)
- Какие ещё слова-исключения Вам известны? Запишите их.
Слова для справок: расч…ска, ж…лудь, крыж…вник.
-В какой части слова столкнулись с написанием букв О – Ё после шипящих? Запомним это.
3. Изучение нового материала.
- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.
Болеть сердц..м, болеть душ..й.
- Как называются слова, имеющие одно значение? (Синонимы). Значит эти фразеологизмы синонимичны.
- Запишите в тетрадь два словосочетания так же, как у меня. На месте пропуска оставьте окошко.
– Подумайте, в какой морфеме и в какой части речи пропущена орфограмма? (В окончаниях существительных).
- Укажите часть речи. Выделите морфему.
– За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и Ц-).
- Подчеркните согласную двумя чертами.
- Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? (ж,ш,ч,щ и ц).
- А какая это может быть гласная? (о или е).
- Опираясь на исследовательскую работу, попробуйте сформулировать тему нашего урока и запишите ее в тетрадь. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).
- Сформулируйте цели урока. (Основная цель – узнать правило написания о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике.)
Открытие нового знания.
- Поставьте ударение в словах. Какую букву писать в слове сердцем? (е) Душой? (о)
- Что можно сказать о написании букв о-е после шипящих в окончаниях существительных? (В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е).
- Проверьте в учебнике, так ли сформулировали правило. Параграф 99, стр. 76. Обратите внимание, как выделяется орфограмма.
- Вставьте пропущенную букву в слова – окошки, которые оставили (сердцем, душой). Докажите.
- Что определяет выбор букв о – е после шипящих в окончаниях имен существительных? (ударение)
Составление конспекта (запись в тетрадь для конспектов)
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
В окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и ц пишется:
- под ударением о: бить ключом, суп с лапшой, укрыться плащом, свернуться ужом, салат с яйцом;
- без ударения е: с громким пачем, с товарищем, согнуться под ношей, мучиться над задачей, погнаться за зайцем.
5. Закрепление материала
Диктант с самопроверкой
- Подберите пропущенные слова, запишите их в творительном падеже, выделите изучаемую орфограмму. Используйте слова для справок.
Как родник назвать
Ну, а доктора?
А холодное оружье с древних лет зовём
Дом из веток?
А границу, между прочим, называют
Слова для справок: рубежОМ, врачОМ, шалашОМ, ключОМ, мечОМ.
Работа с учебником
Выполните самостоятельно упражнения 556, 557,559 (для ребят, работающих в Скайпе, проверка этих упражнений будет организована на следующем уроке).
6. Итог урока.
- Какой была тема урока?
- Какова цель урока?
- Достигли мы поставленной цели?
7. Домашнее задание: §99 + конспект, упр.558
ВНИМАНИЕ!!! Выполненное домашнее задание (письменное) сфотографируйте и пришлите по электронной почте
*Анонс на следующий урок: устный опрос по правилу и конспекту, тест по изученному материалу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
В процессе работы на уроке ребята узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...
Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс
Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных....
Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"
Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"...
Технологическая карта урока на тему: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных
На уроке были использованы элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП и элементы игровой технологии. Урок направлен на организацию познавательной и регулятивной деяте...
Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...
технологическая карта урока русского языка "Правописание о-ё после шипящих и ц"
Технологическая карта урока русского языка, рабочий лист и презентация к уроку...
Комментарии
спасибо
спасибо