Рабочая программа учебного курса "Русская словесность" в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по русской словесности и авторской программы Альбетковой Р. И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_slovesnost_9_klass.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждена руководителем
кафедры русского языка и литературы образовательного учреждения
Заведующий кафедрой______________ ____________/_______________/
/_____________________________/ «___»_________________2017г. «___»____________________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Русская словесность» в 9 Б классе
Составитель:
Думшева Надежда Валентиновна,
учитель русского языка
и литературы
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.
Общее количество часов — 34, в неделю – 1.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по русской словесности и авторской программы Альбетковой Р. И.
Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, практические работы и работа с текстами художественной литературы (анализ) В 9 классах дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
В системе школьного образования учебный предмет « Русская словесность » занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.
Цель программы обучения: Развитие познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе
Задачи:
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста.
Количество часов распределено следующим образом:
№ п. п. | Разделы программы | Количество часов |
1 | Средства художественной изобразительности | 11 часов |
2 | Жизненный факт и поэтическое слово | 4 часа |
3 | Историческая жизнь поэтического слова | 5 часов |
4 | Произведение искусства слова.как единство художественного содержания и его словесного выражения | 6 часов |
5 | Произведение словесности в истории культуры | 8 часов |
ИТОГО | 34 ч. |
- Учебник: Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 год
- Программа: «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва,Дрофа: 2010
Требования к ЗУН учащихся по «Русской словесности» за курс 9 класса
Русская словесность составляет единое целое с такими предметами, как русский язык и литература. Но у этого предмета гимназического компонента есть свои задачи:
• изучение законов употребления языка, форм словесного выражения;
• восприятие произведения как целостного явления искусства слова;
• обучение умению творчески употреблять родной язык.
Рассматривая богатейшие ресурсы языка – фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, - учащиеся открывают для себя эстетическую роль языка, его способность создавать мир в произведении словесности. Изучая произведения, постигая языковые способы создания художественного мира произведений, школьники овладевают языком как средством собственного выражения мыслей и чувств, учатся использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской культуры.
Одновременно ребята овладевают литературными умениями, формируя важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы, что, в конечном итоге, создает условия для преобразующего воздействия художественного слова на их душу.
И наконец, чтение художественного произведения развивает творческий потенциал учеников.
В конце 9-го класса учащиеся должны знать:
• определения фонетических, лексических и синтаксических средств языка.
• определения языковых средств создания комического;
• определения текста и его признаков;
• определения темы и идеи текста;
• определения языковых средств изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом, лирическом и драматическом произведениях
должны уметь:
• выразительно читать тексты, различные по теме и эмоциональной окраске;
• различать разговорный и литературный язык;
• построить диалог;
• употреблять ресурсы языка в высказываниях;
• определять тему и основную мысль текста;
• различать стихотворную и прозаическую речь;
• создавать собственные рассуждения, диалог, монолог;
• подбирать рифмы к предложенным словам;
• сочинять загадки;
• употреблять в речи пословицы и поговорки;
• различать жанры ( литературная сказка, басня, рассказ, повесть );
• создать рассказ по собственным впечатлениям;
• отличать драматическое произведение от других;
• сочинять сценку;
• инсценировать эпическое произведение.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата факт | Тема учебного занятия | Контроль | Примечание |
Средства художественной изобразительности. (11ч) | |||||
1 | Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении словесности. | ||||
2 | Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении | ||||
3 | Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. | ||||
4 | Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении | ||||
5 | Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы. | ||||
6 | Парадокс и алогизм, их роль в произведении. | ||||
7 | Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. | ||||
8 | Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности. | ||||
9 | «Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. . | ||||
10 | Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. | ||||
11 | Контроль знаний | Стр. 56 «Проверь себя» | |||
Жизненный факт и поэтическое слово (4ч) | |||||
12 | Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. | ||||
13 | Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой. | ||||
14 | Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. | ||||
15 | .Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. | ||||
Историческая жизнь поэтического слова (5ч) | |||||
16 | Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности. | ||||
17 | Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина. | ||||
18 | Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. | ||||
19 | Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония. | ||||
20 | Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя. | ||||
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения (6ч) | |||||
21 | Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. | ||||
22 | Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. | ||||
23 | Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. | ||||
24 | Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка. | ||||
25 | Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности. | ||||
26 | Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. | ||||
Произведение словесности в истории культуры (8ч) | |||||
27 | Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. | ||||
28 | .Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. | ||||
29 | Роль словесности в развитии общества и в жизни личности.. | ||||
30 | Нравственные проблемы в произведениях словесности | ||||
31 | Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека | ||||
32 | Познание мира средствами искусства слова. | ||||
33 | Язык как материал словесности. | ||||
34 | Контроль знаний. Тестовый опрос. | Стр. 274 – 227 (термины) |
Содержание программы.
Тема 1. Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Обучающиеся должны знать: идейно-художественное значение средств художественной изобразительности.
Обучающиеся должны уметь: выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем; использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Обучающиеся должны знать: поэтическое значение словесного выражения.
Обучающиеся должны уметь: определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову; сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова; сопоставить изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Обучающиеся должны знать: произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII и XIX вв.; способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Обучающиеся должны уметь: видеть и передавать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений; писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений; определять авторскую позицию в произведении.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Обучающиеся должны знать: произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности; художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения; значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.
Обучающиеся должны уметь: при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении; создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям; писать сочинения, посвященные целостному анализу произведения.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Тема 5. Произведения словесности в истории культуры
Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.
Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова
Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.
Обучающиеся должны уметь: видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвященные взаимосвязи произведений словесности.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
Формы и средства контроля
Текущие формы контроля:
- устные ответы на уроках;
- терминологические диктанты;
- тестирование;
- практическая работа.
Формы итогового контроля:
- зачет;
- тестирование.
Методы и формы контроля
- Комплексный анализ текста
- Тест
- Составление сложного плана и простого плана к тексту
- Составление текста определенного стиля и типа речи
- Сочинение
- Редактирование текста
- Работа с деформированным текстом
- Тезаурус
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная
1. Программа Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.год
2.Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 год
3. Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2010 год).
Дополнительная
- Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., Дрофа, 2000 год
- Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
- С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 го
Электронные образовательные ресурсы.
- CD – ROM . Русский язык (Справочник школьника).
- Фраза. Программа – тренажёр по русской словесностидля 5 – 9 классов.
- Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 8 – 9 классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...