конспект урока русского языка 6 класс под ред Ладыженской по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный коспект урока поможет учителю построить урок в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Русский язык – один из развитых языков мира»
(6 класс)
Телегина Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы
Цели урока: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.
Планируемые результаты: умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; формирование стартовой мотивации к изучению предмета.
1. Вступительное слово учителя
В 6 классе мы продолжим изучение разных разделов языкознания: лексики, словообразования, морфологии, узнаем больше о богатстве словарного запаса русского языка, о самостоятельных частях речи.
На изучение русского языка в 6 классе отведено 6 ч в неделю. Но важно научиться умело пользоваться русским языком на всех уроках. Важно потому, что это поможет глубже изучить историю, литературу, математику, науки о природе. Как всегда, возьмём в помощники словари, справочники, научно-популярные книги, рассказывающие о русском языке, и прежде всего учебник.
2. Знакомство с учебником
Кто авторы учебника?
О чём ещё мы узнаем на странице с выходными данными учебника?
Над созданием учебника работал коллектив авторов под научной редакцией академика Н.М. Шанского. Значит, это серьёзный научный труд. Этот учебник и новый, и старый. Почему?
Старый — потому, что создан на основе учебника, выдержавшего более 30 изданий; учебника, которым пользовались многие поколения учеников (в том числе, наверное, и ваши родители); учебника, удостоенного Государственной премии СССР 1984 г. Новый — потому, что написан в соответствии с новыми государственными стандартами, правилами, потому, что в нём много новых интересных материалов, сведений, текстов. Кроме того, учебник оформлен по-новому: в нём новые схемы, цветные иллюстрации, удобное расположение материала.
В создании учебника участвовали художники, редакторы, корректоры, печатники. Вам предстоит осваивать учебник, работать с ним, это будет ваш труд. Важно помнить о необходимости бережного обращения с книгой, в том числе с учебником.
Атеперь займёмся практической работой. Рассмотрите рамку с условными обозначениями (с. 3), форзацы учебника с орфограммами и пунктуационными правилами. Форзацы можно использовать как краткий справочник, как подсказку, которая всегда под рукой.
По содержанию определите, какие темы будем рассматривать в 6 классе, какие из них пока совсем незнакомы, с какими уже встречались.
Перелистайте страницы приложений, ознакомьтесь с памятками, краткими словарями: орфографическим, орфоэпическим, толковым. Бегло просмотрите цветные вклейки.
3. Беседа о русском языке
Вы начинаете необычный учебный год: 6 класс можно назвать экватором. Но в данном случае экватор — не географическое понятие, а метафора. Этот учебный год делит вашу школьную жизнь на две равные части, подобно тому как экватор делит земной шар пополам — на Северное и Южное полушария.
Как видите, мы ещё не успели начать разговор о русском языке, как он сам напомнил о себе: проявилась выразительность родной речи. Кстати, русский язык занимает достойное место среди развитых языков, распространённых на земном шаре. По обе стороны от экватора можно найти людей, говорящих по-русски, изучающих русский язык.
— Как вы думаете, в каком полушарии нашей планеты русский язык распространён больше? (В Северном.)
Конечно, в Северном, ведь именно здесь находится наша огромная страна, в которой живёт больше ста разных народов, больших и малых, и все они умеют (лучше или хуже) говорить на русском языке — государственном языке России.
4. Работа со словарями
Русский язык не только один из распространённых языков мира, он один из самых развитых. Чтобы понять, что это значит, обратимся за помощью к толковым словарям. Найдём значение слова развитой.
Словарь А.П. Евгеньевой: 1. Достигший полного физического развития, созревший, окрепший. 2. Достигший высокого уровня, высокой стадии развития. 3. Духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором.
Словарь СИ. Ожегова: 1. Достигший высокой степени развития. 2. Духовно зрелый, просвещённый и культурный.
- Как вы думаете, в каком значении употреблено слово развитой по отношению к языку? (Достигший высокого уровня, высокой стадии развития (по А.П. Евгеньевой); достигший высокой степени развития (по СИ. Ожегову).)
Материал для учителя
Ещё вXVIII в. М.В. Ломоносов оценил, какое богатое наследство досталось нам от наших далёких предков -русский язык: «Красота, вели-колепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, впрошлые веки писанных, когда ещё не токмо никаких правил для со-чинений наши предки не знали, но и отом едва ли думали, что оные есть или могут быть».
Ломоносов же в своей «Грамматике» приводит слова Карла Пято-го о роли европейских языков: «гишпанскимс Богом, французским -с друзьями, немецким — с неприятельми, итальянским — с женским по-лом говоритьприлично». А дальше Ломоносов добавляет: «Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, ктому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепиеишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство исильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Великий поэт Г.Р. Державин позже перефразировал эти слова так: «Славяно-российский язык, посвидетельству самих иностранных эсте-тиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавностигреческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий».
На русском языке написаны великие литературные произведения. Русские писатели и поэты А.С. Пушкин,М.Ю. Лермонтов, И.С. Турге-нев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А.А. Блок, А.А. Ах-матова имногие другие известны во всём мире. В их произведениях про-являются красота, выразительность, меткость,точность, мелодичность, звучность русского языка.
4. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
5.Домашнее задание
Учебник: упр. 2, 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС
Конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС...
Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
Конспект урока русского языка в 6 классе ( по ФГОС)
конспект урока русскогог языка в 6 классе...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Наш родной русcкий язык" (по ФГОС).
Вводный урок русского языка в 5 классе, построенный в логике системно-деятельного подхода в условиях реализации ФГОС. В конспекте прописаны целевые установки, формируемые УУД, дано приложение к уроку....
Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Лексическое значение слова
Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова...