Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Наш родной русcкий язык" (по ФГОС).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Вводный урок русского языка в 5 классе, построенный в логике системно-деятельного подхода в условиях реализации ФГОС. В конспекте прописаны целевые установки, формируемые УУД, дано приложение к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_logike_sistemno.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в логике системно-деятельного подхода.
Учитель: Корнилова Жанна Валерьевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС Инновационная школа. Москва, Русское слово 2012 г. под ред. Быстровой Е. А.
Название раздела: Вводный урок.
Тема урока: «Наш родной русский язык».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Цель урока: обеспечить формирование представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.
Целевые установки урока (задачи):
- Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
- Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
- Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.
Формируемые УУД:
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
- Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.
Ход урока.
- Организационный этап. (Учащиеся разделены на 3 группы по 5 человек, деление – на основе пожеланий учащихся).
На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель обращается к учащимся, высказывая им добрые пожелания, и предлагает вместе придумать девиз урока. В результате на доске записываются некоторые из них. Например: «Если есть желание, всё получится!», «Мы активны и умны – значит, победители!», «Хочу – значит, могу!»
- Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).
Учитель использует ПК (показывает слайды с изображением природы России, пейзажных зарисовок, которые должны вывести учащихся на понятие «Родина, Отчизна»).
После просмотра учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд, который возник у них при просмотре презентации. Каждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, в случае совпадения точек зрения. Главное – мнение каждого важно и услышано! Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край. Следующий этап работы – в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина») и составить к нему кластер, ответив на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?
любят её - РОДИНА - родились в России
гордятся ею - - говорят на русском языке
Учитель акцентирует внимание учащихся на одном из важнейших критериев: способности общаться и понимать друг друга. Учащиеся приходят к выводу, что на данном уроке речь пойдет о русском языке (записывают тему урока в тетрадь). Цель формулируется ими после вопроса, заданного учителем: для чего нужно изучать русский язык? Для мотивации учитель читает стихотворение Н. Слепаковой «Кабутта» (текст стихотворения дан в приложении № 1), после чего обучающиеся делают вывод о том, что знать русский язык нужно, чтобы постичь богатство, красоту языка, чтобы тебя понимали).
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Слово учителя.
- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):
«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой (ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь).
Следующий этап - использование приема технологии развития критического мышления «Верные и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать свое мнение. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность).
Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними (материал распечатан для каждого ребенка).
Утверждение | Да, нет | Доказательство своей точки зрения |
| ||
| ||
| ||
|
(Эталон для дальнейшей самопроверки дан в приложении № 2)
Учащиеся работают самостоятельно, соглашаясь или нет с высказыванием, данным в 1-ой колонке (фиксируют ответы во 2-ой колонке). Однако, выполняя работу, связанную с аргументацией собственного мнения (заполнение 3-ей колонки), учащиеся испытывают затруднения: отсутствие знаний по этим вопросам и текстового материала.
- «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению новой темы – групповая работа. Задание общее для всех групп: прочитать текст, подумать, о чем рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к 3-ём утверждениям, опираясь на изученную информацию.
Текст (упр. № 1 стр.5).
Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.
Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.
В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.
Язык – жизнь народа. ( По К. Ушинскому)
- Первичное закрепление.
Работа учащихся в группе. Затем – выступление каждой группы, сопоставление собственной позиции с точкой зрения одноклассников. Во время выступления представителей каждой группы возможна корректировка составленных записей.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель организует индивидуальную работу учащихся с высказываниями известных писателей о русском языке (тексты даны в приложении №3). Каждый учащийся выбирает для анализа одно из высказываний, записывает его в тетрадь, выделяет корни в словах с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Затем, опираясь на текст, учащийся самостоятельно приводит доказательства к 4-ому утверждению, отвечая на вопрос: в чём видят красоту языка писатели, с чем сравнивают они русский язык (можно выписать ключевую фразу из текста).
Следующий этап – самопроверка по эталону (дан в приложении №2), учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит учащихся к выводу по всей работе: вся жизнь человека связана с языком. Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык, который требует бережного отношения и любви.
- Включение в систему знаний.
Учитель использует ПК (презентует слайды с изображением села Сновицы, Благовещенской церкви).
Слово учителя.
-Итак, в основании языка лежит слово. И у каждого слова есть своя история. Давайте порассуждаем вместе над значением названия вашего села, вашей малой родины – Сновицы. Каждая группа может высказывать любые предположения о происхождении этого названия, а складывать ваши идеи мы будем в «Корзину идей» (прием технологии развития критического мышления).
(Работа учащихся в группе) Возможные идеи, которые записываются на доске:
- связь со словом «новое»;
- связь со словами «сон» и «видеть»;
- связь со словом «сын».
По окончанию работы учащиеся сопоставляют свои предположения с легендами о возникновении названия села Сновицы, которые рассказывает учитель (тексты легенд даны в приложении № 4).
После чтения истории происхождения названия села Сновицы учащиеся делают вывод: история русского языка доказывает, что каждое слово его неразрывно связано с культурой русского народа, с его бытом, жизнью, верованиями.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Учащимся предлагается вспомнить цель урока (значимость русского языка как носителя духовной памяти народа, необходимость изучения русского языка).
Проявить ученикам творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме «Наш родной русский язык» поможет использование таких приемов, как синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк) или ТРИЗ-загадки, составить которые предлагается на выбор учащимся.
1)Пример синквейна по теме:
-Русский язык (название-существительное)
-Богатый, выразительный (2 прилагательных)
-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)
-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)
-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)
2) Пример ТРИЗ-загадки (по признакам):
Меткий, но не стрела
Богатый, но не миллионер
Нужный, но не интернет
Могучий, но не великан.
Пример ТРИЗ-загадки (по действиям):
Учит, а не преподаватель
Обогащает, а не золото
Наполняет, а не вода
Просвещает, а не мудрец.
- Задание на дом вариативное (информация, инструктаж по его выполнению).
Учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания:
- Подберите стихотворение о русском языке, спишите и выучите наизусть;
- Выучите наизусть одно из высказываний писателей (данных для анализа на уроке) о русском языке – упр. №3 зад.3;
- Анализ информации: известный языковед Ф. И. Буслаев назвал русский язык отечественным языком. Многие другие народы называют свой язык «языком матери». Например, в английском его называют mother tongue, в немецком – die Muttersprache. Какой признак родного языка подчеркивается в русском, какой – в изучаемом вами иностранном языке?
- Расскажите (или напишите) об истории происхождения слов-топонимов села Сновицы:
Марьина роща, ручей Медведка, овраг Лохань, гора Поповка, гора Глининская, гора Слёнская.
Приложение №1.
Стихотворение Н. Слепаковой «Кабутта»
У Оли в тетрадке опять непорядки.
Писала два утра, писала три утра,
Я вижу – написано слово «кабутта»…
Может, это зверюшка из леса,
Не простая – в сапожки обута?
Или, может, Кабутта – это город на синем просторе?
Но мама подходит и смотрит с улыбкой:
«Ведь это «как будто», но только с ошибкой».
Так вот что такое Кабутта, Кабутта.
Ведь это простое «как будто», «как будто».
Приложение №2.
Верные и неверные утверждения (эталон)
Утверждение | Да, нет | Доказательство своей точки зрения |
| нет | Нельзя, т. к. родной язык – это язык дедов, прадедов, матери и отца. Не зная родного языка, не знаешь и своих предков. |
| нет | Нет, не только для этого. Знать русский язык нужно, чтобы изучать свою историю, потому что жизнь и культура народа связана с родным языком. |
| да | Несомненно, ведь результаты жизни каждого поколения остаются (отражаются) в языке. |
| да | 1 группа (текст К. Паустовского): «Нет ничего …в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». 2 группа (текст А. Н. Толстого): «Русский язык яркий, как стрела, певучий…, как песня над колыбелью». 3 группа (текст Н. Карамзина): «Наш язык … течет, как гордая величественная река…, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу». |
Приложение №3.
Высказывания писателей о русском языке.
- Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)
2) Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрел, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А. Н. Толстой)
3) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н. Карамзин)
Приложение №4.
История происхождения названия села Сновицы.
Существует несколько легенд о возникновении названия села Сновицы.
Одна из них связана с именем Ивана Грозного. Документально происхождение названия Сновиц нигде не значится, но сохранилось в народе предание: когда царь Иоанн Грозный шел войной на Казань, то останавливался на этом месте и видел во сне Богородицу, которая и предсказала ему, что победит он татар и возвратится со славою великою. В благодарность за Небесную помощь царь повелел основать здесь монастырь, который и назвал Сновицким по воспоминанию бывшего ему сновидения, а храм - Благовещенским, за благую весть. А потому, что были они здесь с отдыхом, «с отдышкой», речку назвали Содышкой.
Но есть и еще одна легенда. Говорят, что в давние времена жил здесь монах по прозвищу Сновид или Сновидец. Может быть, вещие сны снились тому монаху. По его прозвищу и назвали монастырь Сновицким, а селение - Сновицами. По своей загадочности легенда о монахе Сновиде привлекательней и кажется достоверней, тем более что предание об Иоанне Грозном слишком уж позднее для такого древнего места и, конечно, для названия реки. Хотя никак нельзя ручаться за достоверность и той и другой легенды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Sport is fun" по УМК "Английский язык" 2 класс для школ с углубленным изучением английского языка, авторов И. Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкиной.
Урок позволяет обобщать и систематизировать лексико-грамматический материал по теме "Спорт", способствует развитию речевых умений учащихся, речевой догадке, умению работать самостоятельно, в группе, в...
Конспект урока "Менам медматысса морт (Мой самый близкий человек)". Коми язык. 5 класс.
Конспект интегрированного урока по коми языку в 5 классе по ФГОС. Данный урок имеет цель:1.Способствовать формированию: - представлений о проектировании текста на основе соотнесения ...
Конспект урока биологии в 7 классе по теме: «Общая характеристика царства Растения» (ФГОС)
Технологическая карта к уроку биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика царства Растения»....
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
План конспект урока Русская Вышивка 5 класс
Урок по ИЗО 5 класс по прграмме Б.М.Неменского "Руская народная вышивка" знакомит обучающихся с разными видами полотенец и какие мотивы в вышивке использовали русские мастерицы....
Конспект урока музыки в 5 классе в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Застывшая музыка. Музыка и архитектура. Рскрытие заимообогощающих связей между различными сферами искусства на примере музыки и архитектуры....
Конспект урока "Русская орфоэпия"5 класс родной я
5 класс родной язык...