Методическая разработка "Дидактические игры на уроках русского языка при изучении темы"Лексика " в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Данная методическая разработка содержит учебный занимательный игровой материал при изучении темы "Лексика" в 6 классе. Он помогает развивать интерес к преподаваемому предмету у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Основная общеобразовательная школа-интернат № 30»

Методическая разработка по русскому языку в 6 классе по теме «Лексика»

«Дидактические игры при изучении темы «Лексика».

                                                                        Составила:

                                                           учитель русского языка и литературы

                                                          Саблина Татьяна Александровна

г. Владимир

1. Игра «Шеренга»:

А) Расставь синонимы в порядке возрастания признака:

Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).

2. Игра «Кто быстрее?»

А) Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

Баталия, перст, ланиты, чело, уста,           Губы, глаза, лоб, щеки,

очи, глаголет.                                               говорит, палец, битва.

3. Игра «Четвертое лишнее» (найдите «устаревшее слово»):

  Игры: лото, шахматы, бирюльки, шашки.

  Одежда: шуба, кафтан, плащ, пальто.

  Обувь: кроссовки, кеды, босоножки, ботфорты.

4. Игра «Бумеранг»

А) Найди синоним:

Крепкая подошва (прочная), беспокойный взгляд (тревожный), крепкая дружба (надежная), простая задача (легкая), простой человек (бесхитростный), беспокойный человек (неугомонный человек).

Б)Найди антоним:

Мелкое озеро (глубокое), веселая история (скучная), глубокий овраг (мелкий), близкий человек (чужой), близкая деревня (далекая), глубокие знания (поверхностные).

В) Замени имя прилагательное словом, которое не только называет признак, но и дает яркое, образное представление о предмете.

Осина тонкая ( дрожащая, трепетная,огненная,лепечущая), сорока пестрая( болтливая, хитрая, бойкая, суетливая), русский язык (образный, яркий, могучий, богатый), туча грозовая( громыхающая, хмурая, зловещая), вьюга февральская (бешеная,злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся), трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая), березка высокая              ( стройная, тоненькая, красивая, кудрявая).

5. Игра «Корректор»

А) Найди ошибку в выборе слова:

1.В центре города построен памятник герою. 2. После теплых атмосферных осадков  на листьях сверкали яркие капли. 3. В конструкции есть  отрицательные и положительные дефекты.

Б) Найди лишнее слово:

1. Он написал свою автобиографию.2. Многие города были превращены в руины и развалины. 3. Лекция будет в марте месяце.4.Ваня ушиб колено ноги.

6. Игра «Эрудит»

А) Угадай слово по толкованию его лексического значения:

 1.Дословная выдержка из текста (цитата). 2. Человек, который любит свою Родину (патриот).3. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).4. Отступ в начале строки, красная строка (абзац). 5. Сосуд, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания (термос).

Б) Объясни разницу в значении слов:

  Поглотить- проглотить, опечатка- отпечаток, поступок- проступок, сытый- сытный, описка- отписка, дипломант- дипломат, адресат-адресант.

В) К устаревшим словам подбери родственные слова, которые активно используются в наши дни:

Тщание-старание (тщательный), чаять- ожидать (нечаянный), шелом –ошеломить, кика-головной убор (кичиться), коло- круг, окружность ( около, кольцо, колесо, околица), персты (наперсток, перчатки).

Г) Дайте самую точную и самую полную информацию о слове:

Труд, друг, смелость, Родина, мир, знание, скромность.

Д) Приведите примеры пословиц, афоризмов, цитат с данными словами.

7. Игра «Перевертыш»:

А) Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении:

Стальная балка, бархатная штора, черная шаль, золотые часы, колючий еж, сладкий пирог, спящая красавица, кудрявый малыш, железный гвоздь.

Б) Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол- сказуемое приобрел переносное значение:

Сестра спит. Малыши играют. Птица поет. Ребята шепчутся. Собака воет. Гаснет свеча. Загорелась дача.

В) Замени в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами:

Песчаная коса, электрический разряд, барабанная дробь, ржавый ключ, вкусные лисички, водопроводный кран, гибкий лук.

Г) Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним - синонимом.

Работать, трудиться (бездельничать), ложь, вымысел (правда), жара, холод (зной), похвала, порицание (одобрение), храбрец, смельчак (трус), близко, рядом(далеко), мрак, темнота (свет), грусть, тоска(радость).

8.Игра «Аукцион»:

А) Подобрать синонимы к данным словам, победитель тот, кто назовет последний из них:

Передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек).

Б) Назвать устаревшие слова по одной из тем:

1.Одежда, обувь.

2.Оружие.

3.Средства передвижения.

4.Мебель.

В) Назовите неологизмы, рожденные:

1. В эпоху освоения космоса.

2.Отражающие достижения науки и техники.

Г) Подберите профессиональные слова, используемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, историк, спортсмен, лингвист).

9. Игра «Соколиный глаз»:

   А) Кто найдет в тексте больше устаревших слов?

               Снился Святославу смутный сон

               В стольном граде в тереме высоком.

               И собрав бояр, поведал он,

               Что узрел во мраке вещим оком.

                                                                    (Н. Рыленков).

    Б) Кто найдет в тексте больше слов, использованных в переносном значении?

Хороший ветер.

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

                                                       (Э.Мошковская).

10.Игра «Переводчик»:

А) Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

1. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. 2. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.3. Разъяренная вьюга замела тропинки. 4. Доктор прописал пациенту инъекции.

Б) Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

1. Он пишет мемуары. 2.Ваши аргументы убедительны.3.Мы гордимся нашим голкипером.4. В газете появилась информация о футбольном матче.  5.Учащиеся приготовили презентации.

В) Найти старославянские слова и заменить их русскими:

1.Построен град великий над Невой. 2.Старец нахмурил чело. 3.Горят румянцем свежие ланиты.

               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

Игры на уроках английского языка при изучении темы «Животные»

Игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят. Использование игры, как одного из приемов обучения иностранному языку, значительно облег...

Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»

Целью данной работы является создание проблемной  ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности...

Совершенствование речевых навыков на уроках русского языка при изучении темы "Лексика" (на материалах собственных имен и прозвищ)

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий. Каждый человек имеет личное имя, отчество и фамилию. Помимо имени, фамилии, отчества у многих людей имеются еще и прозвища. Как образуются...

Конспект урока русского языка "Обобщение по теме "Лексика"

Планируемые результатыПредметные: повторить и обобщить знания по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализ...


 

Комментарии

Жаркова Иоланта Юрьевна

Спасибо за интересный материал!