Конспект урока русского языка "Обобщение по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Планируемые результаты
Предметные: повторить и обобщить знания по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение работать с разными типами лингвистических словарей, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи.
Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_po_teme_leksika.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка (5 класс)
«Обобщение по теме «Лексика».
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Тема урока | Обобщение по теме «Лексика». | |
Тип урока | Поворительно-обобщающий | |
Цели урока | Образовательные: создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач; способствовать формированию умений работать в группе, развитию информационной компетенции, творческих возможностей. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову, активную жизненную позицию. | |
Планируемые результаты | Предметные: повторить и обобщить знания по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение работать с разными типами лингвистических словарей, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи. Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания | |
Технологии | Проектная, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, технология дифференцированного обучения. | |
Формы работы | Коллективная, групповая, творческая, проектная, ролевая игра |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Время (в мин.) | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | 1 | Слайд 1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку: - | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. | Актуализа-ция знаний | 5 | Слайд 2 Слайд3 | Перед вами предложения (на слайде).
Задаёт вопросы: - Попробуйте разделить данные предложения на 3 группы. - Какие лингвистические явления они иллюстрируют? -Обменяйтесь тетрадками и произведите взаимопроверку | Читают пословицы и поговорки, Находят однотипные языковые факты. Находят основания для классификации языковых явлений. Размышляют на лингвистические темы. Проводят самоанализ и взаимопроверку | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: самокоррекция. |
3. | Целеполага-ние | 1 | Слайд 4 | Задает вопросы: - Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. - А как называется раздел лингвистики, изучающий названные вами языковые явления. На доске появляется тема урока. | Формулируют тему урока: - Повторение по теме «Лексика». Синонимы, антонимы, омонимы. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование темы. |
4. | Мотивация к учебной деятель-ности | 1 | Мотивирует учащихся к учебной деятельности. | Узнают о сюжетной линии урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | |
5. | Целеполага-ние. | 2 | Слайд 4 | Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока): - Перед началом исследования ученые должны выдвинуть гипотезы. Что сегодня на уроке нам предстоит доказать? | Под руководством учителя формулируют гипотезы: 1. Синонимы -…. 2. Антонимы-… 3. Омонимы - ... | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование гипотез. |
6. | Физминутка | 1 | Слайд 5 | Предлагает поиграть и снять статическое напряжение: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит глагол совершенного вида. А если звучит глагол несовершенного вида, то повернитесь лицом друг другу и улыбнитесь. (Называю глаголы из произведения А.С.Пушкина): Простился, снарядился, села ждать (его), ждет-пождёт, смотрит (в поле), (очи) разболелись, видит, вьется (вьюга), (снег) валится, проходит, (глаз она) не сводит. - Из какого произведения эти глаголы? | Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. Настраиваются на позитивную работу в группах. Актуализируют знания о глаголах совершенного и несовершенного вида; | Познавательные: Опираются на уже известное; |
7. | Обобщение изученного: 1. Проектная работа в группах | 20 15 5 | Следит за ходом работы, при необходимости своевременно оказывает помощь. Если участник группы досрочно справился с заданием, учитель может оценить его, предложив другие виды работы | Узнают о дальнейшей сюжетной линии урока. Слушают рекомендации учителя по организации проектной деятельности. Получают задания. Старший научный сотрудник распределяет роли, организует и контролирует работу в группе, участвует в деятельности. | Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации. Коммуникативные: разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. | |
8. | Контроль усвоения материала | 5 | Слайд 6 | Предлагает выполнить задание 1. В каком ряду представлены синонимы? 1)жизненный - житейский 2)высокомерие - надменность 3)высокий - низкий 4)комнату заставили мебелью - меня заставили учиться 2. Укажите слово, имеющее омоним. 1)успех 2)острый 3)топить 4)сидеть 3. Укажите лишнее слово в ряду синонимов. 1)молчаливый 2)неразговорчивый 3)спокойный 4)безгласный 4. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами. 1)годы прошли – студенты прошли; 2)площадь прямоугольника – городская площадь; 3)сборка деталей – сборка на юбке; 4)счастливый брак – производственный брак; 6 В этом предложении есть антонимы: 1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 2) Береги платье снову, а честь смолоду. 3) От доброго не бегай, а худого не делай. 7.В этом предложении есть антонимы: 1) Век живи – век учись. 2) Волков бояться – в лес не ходить. 3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют. | Находят основание для классификации языковых явлений. Участвуют в тестировании. Проводят самоанализ и взаимопроверку. | Регулятивные: контроль, самоконтроль. Коммуникативные: понимать учебные задачи. |
9. | Подведение итогов урока | 1 | Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации | Анализируют свою работу и работу группы на уроке. | Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | |
10. | Дифферен-цированное домашнее задание | 1 | Слайд 9 | Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор): | Записывают домашнее задание в дневники. Получают рабочий материал, если выбирают вариант №3 домашнего задания. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
11. | Рефлексия | 3 | Слайд 10 Слайд 11 | Рефлексию по методике «Незаконченное предложение» (продолжить любое из понравившихся предложений): - На этом уроке я узнал, что... - Мне было сложно, когда... - Я удивился, когда... - Я едва не отчаялся, но... - Я наконец-то понял, что... - Хотелось бы, чтобы этот урок... Всем спасибо за урок! | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...