Подготовка к ГИА на уроках русского языка при изучении раздела "Лексика" в 6 классе
проект по русскому языку (6 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

Итоговый практико-значимый проект

ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «Лексика»

В 6 КЛАССЕ

по курсу

«Итоговая аттестация по русскому языку выпускников основной школы»

Слушатель:

Егорова Любовь Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №3» г. Юбилейного

Московской области

Научный руководитель:

к.п.н, доцент Трунцева Т. Н.

2013 г.


Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Использование технологии проектной деятельности на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Лексика » как подготовке к ГИА …...………………………………………………….……………………….5

Глава 2. Примеры фрагментов уроков…..…………………………………......7

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………………………...….17


ВВЕДЕНИЕ

Проводимые изменения в системе образования ориентированы на личность обучаемого. Современному ученику нужно передать не только информацию, сколько метод ее получения, анализа и прогнозирования.

Актуальность исследования определяется:

  • социальным заказом на творческую личность учащегося, выпускника школы способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи;
  • использованием современных образовательных технологий в учебном процессе при преподавании русского языка;
  • необходимостью пройти государственную итоговую аттестацию (9 класс) как можно более успешно, в частности, написав достойно мини –сочинение на лингвистическую тему.

При написании мини-сочинения на лингвистическую тему часто происходит нераскрытие темы из-за непонимания сути того или иного грамматического или лексического явления, на основе которого необходимо выстраивать все содержание своего рассуждения. Данная работа, на наш взгляд, является одним из примеров преодоления и устранения такого рода недостатков.

Предмет исследования – учебный проект по теме «Лексика» в 6 классе   как способ получения необходимой информации для успешного прохождения ГИА.

Цель: использование учебного проекта как способа недопущения ошибок при написании мини-сочинения в ГИА, связанных с пониманием лексических явлений, изучаемых в разделе «Лексика» (6 класс).

Задачи:

  • проанализировать и обобщить исследования по данной проблеме;
  • показать способы преодоления непонимания того или иного лингвистического явления, используя различные педагогические технологии,  при изучении темы лексика в 6 классе.

Глава 1. Использование технологии проектной деятельности на уроках русского языка в 6 классе при изучении темы «Лексика » как подготовке к ГИА

Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь.

Конфуций

Учебный проект – это самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость, хорошо осознаваемую как преподавателем, так и исполнителем.

Творческий, нестандартный подход преподавателя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль учителя заключается в постоянной консультативной помощи.

Меняется психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество, объединяющее в себе не только обучение учеников, но и самообразование учителя.

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активой деятельности.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только самостоятельная работа, но и групповая (2-3 человека). Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.

Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и межпредметного обучения, для постановки строго исследовательских задач, диктующих их алгоритм решения, так и творческих, развивающих нестереотипность мышления, готовя ученика к успешному преодолению ГИА.

При изучении темы «Лексика» в 6 классе  нами была выбрана технология проектной деятельности. Ученикам заранее было предложено разделиться на микрогруппы (2-3 человека) выбрать понравившуюся тему из предложенных: «Общеупотребительные слова и необщеупотребительные слова», «Профессионализмы», «Компьютерный сленг», «Молодежный сленг», «Исконно русские и заимствованные слова», «Диалектизмы», «Неологизмы», «Фразеологизмы», «Источники фразеологизмов». Необходимо было подготовить презентацию по определенному, общему для всех тем алгоритму:

  1. Дать определение исследуемому понятию.
  2. Коротко и на примерах изложить суть данного понятия.
  3. Привести примеры из художественной литературы и/или провести небольшую  викторину .

Также после представления всех тем был проведен урок-семинар «Как это по-русски?». В виде обобщающей  викторины было повторено изученное в разделе, а в качестве подготовки к уроку было предложено выполнение индивидуальных заданий этимологического характера  (о происхождении слова «треуголка», «кафтан»,  «сарафан», «лучина», «веретено», о значении выражения «На Егория», «харатья» и др.

        Данный проект поможет при подготовки к сочинению на лингвистическую тему, к вопросам А2. В1.

Глава 2. Примеры фрагментов уроков

В большинстве своем дети творчески подошли к реализации проекта, хотя некоторые презентации нуждались в доработке, которая впоследствии и была

осуществлена.

В начале презентации дается определение изучаемого понятия. Затем классификация:

Далее ученикам необходимо было привести примеры на каждый пункт классификации (самая основная часть их работы):


Примеры историзмов из  презентации «Устаревшая лексика»:

Также в ученических проектах были представлены небольшие викторины, например, в презентации «Устаревшая лексика»:

Или в презентации «Фразеологизмы»:

Также после представления презентации и обсуждения изложенного в ней материала ученикам было предложено написать мини-сочинение –рассуждение, например, объяснив  свою позицию по поводу слов В.Г. Белинского о том, что «… употреблять иноязычное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл , и здравый вкус» (при изучении темы «Исконно русские и заимствованные слова»),  или порассуждать по поводу слов Анатоля Франса «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (тема «Словари»).  В зависимости от уровня класса, совместно формулируем тезис, обсуждаем аргументы. Вывод же ученикам обычно предстоит сделать самим, зачастую перефразировав тезис. В данном случае шестиклассники упражняются в логическом изложении собственных мыслей, используя тип речи рассуждение, что, безусловно,  пригодиться при  написании сочинении –рассуждении на лингвистическую тему во время итоговой аттестации ГИА.

        Обобщающий урок по разделу проходит в виде небольшого теста, предваряющего семинар «Как это по-русски?».

ЛЕКСИКА

ВАРИАНТ I

1. Укажите неверное утверждение:

 а) лексика — словарный запас языка;

б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение;

в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;

г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи;

д) старославянизмы — группа исконно русских слов;

е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

а) справа;

б) судьба;

в) играла;

г) у брата;

д) ворота;

е) красота.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

а) золотой медальон; г) хвост кометы;

б) пустая голова; д) быстрый бег;

в) говор ручья; е) цветущий сад.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

а) металлургический завод — завод часов;

б) тихий голос — тихая погода;

в) идут торги — идут часы;

г) счастливый брак — заводской брак;

д) корень слова — корень растения;

е) мягкий знак — мягкий климат.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке

Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели:

а) омоформы; б) омофоны; в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), 6), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

а)б)в)г)д)

сп..шите к нам е и е и и

сп..шите задание е и и е е

зап..вать песню е и е и е

зап..вать молоко е и и е и

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) эпитет; б) олицетворение; в) метафора.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно (А. С. Пушкин).

8. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1) бедная а) маленькая;

растительность — б) скромная;

в) пышная;

2) богатый опыт — а) ничтожный;

б) убогий;

в) скудный;

3) волшебный голос — а) божественный;

б) раздражающий;

в) безропотный;

4) полный ответ — а) пустой;

б) частичный;

в) жирный.

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является стилистическим.

А. Множество людей пропало без вести во время войны.

Б. Многие слова утратили свое первоначальное значение.

В. С появлением первых лучей солнца туман развеялся.

Г. Куда запропастилась эта книга?

10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.

А. Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда... (Ф. Тютчев).

Б. Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин).

В. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем... (М. Лермонтов).

Г. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).

Д. О как мучительно тобою счастлив я... (А. Пушкин).

11. Подберите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова из правого столбика:

1) одеть — а) пальто;

б) ребенка;

в) на голову;

2) объемная — а) книга;

б) сумка;

в) информация;

3) дипломатичная — а) нота;

б) женщина;

в) служба;

4) дефективные — а) люди;

б) деньги;

в) книги.

12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;

б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;

в) медальон, мольберт, либретто, гитара;

г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

 а) город, одежда, брег, един;

б) град, одёжа, берег, один;

в) город, одёжа, берег, один;

г) град, одежда, брег, един.

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

А. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности... (Н. Гоголь).

Б. Тут же стоял окольничий, приставленный к полю (А. К. Толстой).

В. Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).

Г. Видит око, да зуб неймет (И. Крылов).

Д. Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А. Пушкин).

Также ученикам было дано индивидуальное задание – подготовить сообщение о происхождении некоторых устаревших слов, неологизмов, фразеологических оборотов и представить их на уроке-семинаре «как это по-русски?».


Заключение

На наш взгляд, серия уроков по теме «Лексика» в 6 классе (учебник Баранова и Ладыженской), представленная в виде групповых проектов способствует более глубокому изучению данной темы, способствует увеличению интереса к предмету и, самое главное, заранее подготавливает к ГИА как к сочинению на лингвистическую тему, так и к вопросам теста к вопросам А2, В1


Список использованной литературы

1.  Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

2. «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» Электронный учебник по курсу // . http://bg-prestige.narod.ru/proekt

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Презентация к уроку русского языка "Повторение изученного материала за курс 5 класса"

Данный  материал  предназначен  для  повторения  пройденного  материала  в  5 классе...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

Конспект урока русского языка "Закрепление изученного о предлогах" 4 класс СКОШ VIII вида

Урок закрепления знаний.Цель: Закрепление знаний о предлогах....