Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»).
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока и достигают её путем лингвистического эксперимента, изучения теоретического материала учебника, анализа и сопоставления языковых явлений, составления схем, создания формул. Рефлексия помогает оценить свою деятельность на уроке и осознать практическую значимость изученной темы.
Предложенные задания вызывают интерес учащихся и создают ситуацию успеха для каждого из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_slovosochetanie_microsoft_office_word.docx | 22.01 КБ |
slovosochetanie_microsoft_office_powerpoint.pptx | 148.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ра
Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе.
Тема урока: «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».
Цели урока.
1. Учебные: ознакомить учащихся с понятием «словосочетание», определить практическим путем его строение, а также виды связи слов в словосочетании; научить определять главное слово и зависимое; развивать навыки синтаксического анализа словосочетания; научить правильно строить словосочетания, используя закон «соседства» слов.
2. Развивающие: развивать логическое мышление, путем сравнения и сопоставления находить указанные лингвистические единицы, определять их роль в языке.
3. Воспитательные: 1) прививать интерес к предмету в ходе освоения темы и размышления над содержанием дидактического материала; 2) развивать в практической деятельности лингвистическую, языковую, речевую, правописную компетенции учащихся.
Тип урока – урок «открытия» нового знания.
Технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Настрой на работу, желание узнать (открыть) новое, решить учебные задачи в ходе коллективной работы).
2. Словарно-лексическая работа. (Коллективная диктовка изученных слов, составление со словарными словами словосочетаний). Вкусный апельсин, арена цирка, ароматный пирог, большой балкон, играть в баскетбол, беречь деньги, беседовать с другом… + объяснение значения отдельных слов.
Итог работы: повторили правописание трудных, «словарных» слов». А какую творческую работу проделали? Составляли словосочетания.
3. Актуализация знаний.
- Что вы знаете о словосочетании? Это совершенно новое для вас понятие?
4. Мотивация учебной деятельности.
- Для чего необходимо иметь элементарные знания о словосочетаниях? (В качестве подсказки обращение к ИД.) Проблемный вопрос: правильно ли, по-вашему, составлены данные словосочетания?
Задание. Исправьте, запишите исправленный вариант. (+ слайд с проверкой)
Прийти со школы.
Поиграться с братом.
Отзыв на книгу.
Оплатить за проезд.
Попробуйте после небольшой практической работы дать ответ на вопрос, почему мы должны владеть элементарными знаниями и представлениями о словосочетании. (Чтобы правильно, точно, понятно выражать свои мысли, чтобы нас правильно понимали. А это очень важно в речевом общении).
5. Постановка целей и задач.
Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке.( Получить как можно больше знаний о словосочетании). Обращаемся к незаменимому нашему доброму помощнику – учебнику.
6. Работа над темой урока.
1. Обращение к учебнику. Сам термин «словосочетание» подсказывает нам, что словосочетание состоит из двух частей (второй корень ЧЕТ означает в русском языке ЧЕТНОЕ ЧИСЛО; а в старославянском (прародителе русского языка) – ЧЕТА – два, пара). | Задание. Прочитайте правило и сведения для заучивания. |
2. Создание формулы словосочетания. Попробуйте на основе прочитанного создать формулу словосочетания. В этом вам должны помочь уроки математики. | Демонстрация слайда-подсказки на ИД. ………. + ……….. = ………… (Главное слово + зависимое слово = словосочетание) |
3. Лингвистическое исследование. Запоминаем формулу и экспериментальным путем проверяем её истинность. Для этого проводим небольшое исследование, в ходе которого вы должны выписать только те сочетания слов, которые, по-вашему, являются словосочетаниями. Обязателен комментарий к работе, то есть объяснение ваших действий. ***Если объяснение вызывает затруднение, перечитайте ещё раз правило. Комментарий. В русском языке очень важен закон «соседства» слов. Сочетаться могут слова по смыслу, то есть только такие, которые называют явления, связанные между собой в действительности. Формула верна? Да, если слова связаны по смыслу. | На ИД слайд: План сочинения, треугольный шарик, читать электричество, выслушать собеседника, стеклянный чугун, в школу, смотреть на фотографию, переделывать будильником, квашеный вентилятор, он пришел.
(Проверка. Чтение выписанных словосочетаний + Объяснение). |
4. Творческое задание. Синтаксический разбор словосочетания. | Задание. Составить, учитывая смысловые связи, 3 словосочетания по картине (фотографии). Демонстрация слайда. (На работу 3 минуты). Запись словосочетаний на доске. Задание. Графически указать смысловые связи в словосочетании. Как? Кто затрудняется с решением этого вопроса, обращается ещё раз к правилу в учебнике. Не забываем: учебник – наш помощник, он многое нам подскажет, многому научит. |
***Составление словосочетаний со словом ИГРА, выступающим в роли главного слова и зависимого. Закрепление синтаксического разбора словосочетания. | Задание. … в волейбол, участие в …, наблюдать за… , азартная …, отказаться от …, о популярной …, включиться в …, впечатление от …, подвижные … . Выводы. Опытным путем доказали, что одно и то же слово может быть и главным, и зависимым. |
5. Уточнение и дополнение правила в учебнике. (Расширение знаний учащихся экспериментальным путем). Следовательно, в учебнике говорится только о смысловой связи зависимого слова с главным. Скажите, только ли по смыслу связаны слова в составленных вами словосочетаниях? С помощью чего связываются, как правило, слова в словосочетаниях? С помощью окончаний и предлогов. А это значит, что слова в словосочетании связываются не только по смыслу, но и грамматически – с помощью окончаний и предлогов. | Задание. Перечитайте ещё раз правило в учебнике. Следовательно, в учебнике говорится только о смысловой связи зависимого слова с главным. Так ли это? Проверяем экспериментальным путем. Составьте и запишите словосочетания. (ИД – слайд) Рисовать (фломастер, акварель, холст). Играть (теннис, двор, друзья, стадион). Проверить + слайды Кто попытается уточнить, дополнить правило? На ИД: «Словосочетание – это синтаксическая единица. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого, связанных по смыслу и грамматически: с помощью окончаний и предлогов». |
6. Составление схемы «Связь слов в словосочетании». Кто попытается уточнить, дополнить правило? На ИД: «Словосочетание – это синтаксическая единица. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого, связанных по смыслу и грамматически: с помощью окончаний и предлогов. (слайд) | ИД Связь слов в словосочетании смысловая грамматическая окончания предлоги (в тетрадь-справочник) |
7. Составление лингвистического текста о словосочетании. ***Элемент дифференциации. Если кто сомне-вается или затрудняется, получит карточку-подсказку. На карточке слова для справок. Единица синтаксиса. Главное слово и зависимое. По смыслу и грамматически. Окончания и предлоги. | Составить связный рассказ о словосочетании, вписав необходимые по смыслу слова. Словосочетание – это ………………………………. . Словосочетание состоит из …………….. слова . и ………………. . Они связаны по …………………. и ……………………….., то есть с помощью ………….и …………………… |
7. Рефлексия.
Что успели сделать на уроке?
- выяснить, что такое словосочетание;
- вывести формулу словосочетания;
- произвести синтаксический разбор словосочетания;
- дополнить правило в учебнике, отметив, что слова в словосочетании связываются не только по смыслу, но и грамматически. (Для чего это все нам нужно знать?)
***Какую роль играют словосочетания в нашей речи?
8. Проектирование домашнего задания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание. Исправьте ошибки в словосочетаниях. Запишите исправленный вариант. Прийти со школы. Поиграться с братом. Отзыв на книгу. Оплатить за проезд. Чёрное кофе.
Формула словосочетания. …………… + ………… = ……………
Формула словосочетания . Главное слово + зависимое слово = словосочетание
Задание. Выпишите только те сочетания слов, которые, по-вашему, являются словосочетаниями. План сочинения, треугольный шарик, читать электричество, выслушать собеседника, стеклянный чугун, в школу, смотреть на фотографию, переделывать будильником, квашеный вентилятор, девочка танцует.
Задание. Составьте словосочетания со словом игра , выступающим в роли главного или зависимого слова. … в волейбол. Участие в … . Наблюдать за … . Азартная … . Отказаться от … . О популярной … . Включиться в … . Подвижные … .
Задание. Составьте и запишите словосочетания. Рисовать (фломастер, акварель, холст). Играть (теннис, двор, друзья, стадион). *** С помощью чего связываются слова в словосочетании?
Слайд-помощник. Словосочетание – это единица синтаксиса, состоящая из главного и зависимого слова, связанных по смыслу и грамматически (с помощью окончаний и предлогов).
Связь слов в словосочетании . смысловая грамматическая окончания предлоги В снежную бурю, теплым вечером, пошел в школу, прыгнул невысоко, буду на стадионе, полечу в самолете.
Задание. Составить связный рассказ о словосочетании. Словосочетание – это …………………………………............ . Словосочетание состоит из …………………………… слова и …………………………. . Они связаны между собой по ………………….. И …………………………………, то есть с помощью ………….. и ……………………….. .
Домашнее задание .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой
Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....
Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой
По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег...
Памятка для педагогов начальных классов по преемственности между начальным и средним звеном
Рекомендации педагога-психолога для педагогов начальных классов школы 8 вида по подготовке учащихся к переходу из начального в среднее звено...
Преемственность в развитии учебной деятельности между начальной и средней школой.
Формы и методы при переходе от начального звена к среднему звену...
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...
Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball
Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...