Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС
материал по математике

Проблемы преемственности  математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное

автономное общеобразовательное учреждение

Заревская средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

«Проблемы преемственности  математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС»

МО учителей учителей физико-математического цикла

МАОУ Заревской СОШ с УИОП

Подготовила:

 учитель математики  

Тулинова Оксана Андреевна

        2017-2018 учебный год

Проблемы преемственности математического образования

между начальной и средней школой в рамках ФГОС

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Переход в пятый класс ученикам дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими  особенностями  детей,  их  работоспособностью, спецификой  познавательного  развития,  преобладающим  типом  восприятия  и переработки  информации,  неодинаковым  интересом  к  различным  учебным предметам и т.д.

Итак,  рассмотрим  основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • изменением роли учащегося;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • разностью систем и форм обучения;
  • нестыковкой программ начальной и основной школы;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире.  И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

 Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием учащихся: развивающий и воспитывающий аспект обучения проявляется в показателях достигнутого учеником уровня образованности.

   Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы.

   Как известно, одной из основных образовательных задач, стоящих перед начальной школой является формирование у детей вычислительных навыков в процессе обучения арифметическим действиям с натуральными числами. Начальная школа справляется с этой задачей довольно успешно. Неуспевающих среди младших школьников практически нет, а средний балл успеваемости достаточно высок.

Причины возникновения проблемы: 

Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику учителями математики, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.

В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.

Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-математики в среднем звене;
  • работа с учащимися;
  • работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается  прежде всего в подготовке к переходу в основную школу. Проблема заключается  в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена. 

Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС,  активизирует  методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.

Анализ преемственности  математического образования на основе данных при переходе учащихся 4 классов в 5-е 

Класс

Количество

Отл.

Хор.

Удв.

Неуд.

Средний балл

% качества знаний

4а (год)

27

7

14

6

0

4,04

78

5а (1 четв)

29

11

14

4

0

4,2

86

4б (год)

24

2

15

7

0

3,8

0,71

5б (1 четв)

26

2

15

9

0

3,7

0,65

4в (год)

23

4

10

9

0

3,78

60,86

5в (1 четв)

26

5

15

6

0

3,96

76,9

Посмотрев таблицу можно сказать, что уровень знаний в начале 5-го класса выше у 5а и 5в, чем на конец года 4-го класса, даже при трудностях, которые дети испытывают при переходе из начальной школы в среднее звено.

Во-первых, это обусловлено тем, что в первой четверти нового учебного года программа основывается на повторении уже изученного материала за предыдущие года, что позволяет ученикам уверенно отвечать на вопросы и применять свои знания.

Во-вторых, попав к новому учителю, который еще не знает, на что способны ученики, дети стараются «не ударить в грязь лицом» и пытаются всячески себя проявить, кроме того в каждый класс поступили новые ученики с хорошей успеваемостью.

Так же учащиеся приходят на первый урок в 5-ом классе, так будто бы это их первый урок математики в жизни и именно на первых уроках можно пробудить и усилить заинтересованность детей в изучении математики и привить любовь к предмету.

Главная задача начальных классов это научить ребенка учиться. Создание у детей младшего школьного возраста  познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.

Основная задача школы состоит в подготовке всесторонне образованного и физически развитого ребёнка для его дальнейшего совершенствования на следующих ступенях образования. При этом образовательные маршруты и траектории могу быть самыми разнообразными и всесторонне доступными.

 Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированность умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой

По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег...

Преемственность в развитии учебной деятельности между начальной и средней школой.

Формы и методы при переходе от начального звена к среднему звену...

Преемственность между начальным и средним звеном в условиях ФГОС нового поколения

Внедрение Федеральных Образовательных Стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий от общества и требований...

Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».

    В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...

Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

Проблемы преемственности  математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...

Статья на тему: Проблемы перехода учащихся из начальной в среднюю школу.

Проблемы перехода учащихся из начальной в среднюю школу. Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному...