Конспект урока по русскому языку "Семь цветов деепричастия". 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Тема: "Семь цветов деепричастия".
Цель: • познакомить учащихся с понятием о деепричастии;
• подготовить учащихся к восприятию орфограмм и пунктограмм по теме.
Оборудование: музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года», бумага, краски, кисти.
Все задания к уроку учитель готовит с учащимися, разбитыми на группы. Каждая группа готовит самостоятельно или с помощью учителя данное (или на выбор) ей задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_na_temu_sem_tsvetov_deeprichastiya_6_klass.docx | 34.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Семь цветов деепричастия.
Цель:
- познакомить учащихся с понятием о деепричастии;
- подготовить учащихся к восприятию орфограмм и пунктограмм по теме.
Оборудование: музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года», бумага, краски, кисти.
Все задания к уроку учитель готовит с учащимися, разбитыми на группы. Каждая группа готовит самостоятельно или с помощью учителя данное (или на выбор) ей задание.
Ход урока.
(На фоне музыки звучит вступительное слово учителя).
Сегодня мы познакомимся с особой формой глагола – деепричастием, научимся запоминать орфограммы и пунктограммы по теме. Наш урок будет состоять из страниц, которые постепенно создадут журнал. Об этом вам расскажут мои помощники (заранее подготовленные учащиеся).
1 ученик. (Показывает красочно украшенную страницу, рассказывает о родословной деепричастия).
Историческая страничка.
История возникновения слов редко кого может оставить равнодушным.
Слово деепричастие возникло в результате двух слов – дее (от «деяти» в значении делать) и причастие (ср. со словом «причастность»). Этот термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века (1619 г.). Деепричастия пережили сложную историю. В прошлом они были краткими формами причастий, изменялись по падежам, в предложении выступали как определения. Постепенно эти свойства утратились, а с ними – способность к изменению; деепричастия стали походить на наречия, оказавшись в полной зависимости от сказуемого.
2 ученик. (Показывает следующую страницу).
Этимологическая страничка.
Форма деепричастия несовершенного вида от глагола быть – будучи является архаическим образованием в современном языке. Происходит она от именительного падежа, единственного числа кратких причастий женского рода, и её можно обнаружить в фольклоре и литературных произведениях, близких по стилю к устному народному творчеству.
3 ученик.
Лето он жил работаючи,
Зиму не видел детей,
Ночи онём помышляючи,
Я не смыкала очей.
(Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»).
2 ученик. Сравните также: жить припеваючи, работать играючи, говорить жалеючи.
Деепричастия также используются в устойчивых сочетаниях, пополняя фразеологический актив языка: засучив рукава, не покладая рук, спустя рукава, сложа руки, сломя голову, положа руку на сердце, разиня рот и т.д.
3 ученик. Одет в кафтан с загнутыми рукавами.
Например, устойчивое сочетание засучив рукава живёт в современном языке, существенно изменив своё лексическое значение в процессе исторического развития общества. Глагол засучить образован с помощью суффикса – ить – от основы «сук» (как и слово сукно). В древнерусском языке было слово сукман, что означало «суконный кафтан». Поэтому буквально засучить рукава значило бы «отвернуть сукно на рукавах кафтана». Однако, в результате сложной эволюции, глагол засучить и деепричастие засучив резко разошлись в значениях; глагол и его особая форма перестали быть тождественны друг другу в смысловом отношении.
Учитель. Правописание деепричастий не отличается особой лёгкостью. Усвоить его нам поможет «Цветовая таблица орфограмм и пунктограмм деепричастий».
4 ученик. Следующая страничка нашего журнала «Занимательная».
(На листе бумаги – таблица)
Учитель поясняет учащимся её применение.
Проверь себя.
– это одиночное деепричастие (например, спеша).
- Не с деепричастиями
Слитно Раздельно
Без НЕ не употребляются С НЕ пишутся раздельно
(негодуя) (не зная)
+ =
одиночное зависимые деепричастный
деепричастие слова оборот
- а
Деепричастия несовершенного вида – пиши
я
Основа глагола несовершенного вида + -а; -я = деепричастие несовершенного вида.
Например: замирать – замира + -я = замирая.
в
Деепричастия совершенного вида – пиши
вши
Основа инфинитива совершенного вида + -в; -вши = деепричастие совершенного вида.
Например: растаять – растая + -в = растаяв.
- ЗАПОМНИ!
Одиночные деепричастия и деепричастные обороты могут стоять в начале, в середине и в конце предложения:
од
1.Потрескивая, горел костёр.
од
2.Горел, потрескивая, костёр.
од
3.Костёр горел, потрескивая.
- ЗАПОМНИ!
Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми, в устной речи – интонацией.
- ЗАПОМНИ!
Одиночные деепричастия и деепричастные обороты в предложении играют роль обстоятельства.
Например: Он, скрипнув зубами, молча,
Отёр рукавом глаза. (К. Симонов).
4 ученик. Как вы думаете, почему в таблице семь цветов и что они вам напоминают?
(Это цвета радуги, их семь. И запомнить их последовательность можно, выучив предложение, где первая буква каждого слова указывает на цвет радуги:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
р р ё е о и и
а а л л л н о
с н т ё у и л
н ж ы н б й е
ы е й ы о т
й в й й о
ы в
й ы
й
Учитель. Запишите таблицу в тетради, дома дополните её собственными примерами.
5 ученик. Четвёртая страничка «Практическая».
(Учащийся заранее составляет словарный диктант, в классе диктует. Ребятам разрешается пользоваться таблицей).
Словарный диктант.
Подчёркивая, выполняя, изогнув, разложив, слыша, не узнав, не замечая, ненавидя, зацепившись, запевая, увидев, наклонившись, замирая, положив, преследуя.
Учитель. Последняя страничка «Творческая».
А сейчас мы будем рисовать музыку, используя все цвета радуги. Это поможет нам прочно запомнить семь основных правил деепричастия. Нам понадобятся краски, кисти, бумага и ваша фантазия.
(На фоне музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года» ребята рисуют. Музыка способствует творческому настрою. В конце урока – выставка и защита работ).
Ваше творчество закрывает последнюю страничку нашего журнала «Семь цветов деепричастия». Мы все плодотворно потрудились.
Повторение. Итоги урока.
- Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …
- Деепричастие отвечает на вопросы …
- Деепричастие образуется от … с помощью …
- Деепричастие имеет признаки … и признаки …
- Подчеркивается в предложении …
- Вопрос к деепричастию задается от …
Рефлексия.
1. На уроке я работал … активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я … доволен / недоволен
3. Урок для меня показался … коротким / длинным
4. За урок я … устал / не устал
5. Моё настроение … стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был … понятен / непонятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется … лёгким / трудным
понятным / непонятным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Понятие о деепричастии"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Понятие о деепричастии" . Цель урока: формирование знаний о грамматических признаках деепричастий, месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в реч...
конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"
Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...
Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"
Тема урока: «Употребление деепричастий в речи» Вид урока: беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие"
практический материал для отработки знаний, умений и навыков учащихся по распознаванию деепричастия среди других частей речи...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Морфологический разбор деепричастия"
Данная разработка урока поможет Вам обобщить знания по теме "Деепрчастие". Используются инновпционные формы и методы"...