конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по русскому языку в 10 классе | 49.5 КБ |
конспект урока в 8 классе по русскому языку | 67 КБ |
визитка на конкурс" Ученик года" | 12.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 10 классе.
Учитель: Расшифруйте аббревиатуру МЧС?
С какой целью оно было создано?
Какую ситуацию мы называем чрезвычайной? (наводнение, пожары, тех. катастрофы).
Внимание на экран (слайды с ошибками).
Можно ли это назвать чрезвычайной ситуацией?
Что вызвало ваши улыбки? (ошибки)
Давайте их исправим. (дети находят и исправляют ошибки).
К какому типу мы относим эти ошибки?
(орфографические)
(пунктуационные)
(грамматические)
Какие ошибки мы называем грамматическими? (форма слова, связь слов в словосочетании).
Ребята, по статистике этот тип ошибок является одним из распространённых в речи молодых людей. Я предлагаю вам поговорить о грамматических нормах современного русского литературного языка.
Запишем тему урока: «Грамматические нормы современного русского языка. Наша задача рассмотреть некоторые грам. нормы и выработать способ действия по их предупреждению.
А я повторяю вопрос:- Можно ли эту ситуацию назвать чрезвычайной и почему? (ответы учащихся если будет плохая речь она приведет к безграмотности.)
А в чём проблема?
Скажите, я вхожу в автобус, мне кондуктор говорит: «Кто вошёл оплатите за проезд». Мы что не понимаем, что с нас деньги требуют, понимаем; «Мир носок и чулок». Мы что не знаем что продаётся. Почему чрезвычайная ситуация?
Дети отвечают(это всё ведёт к тому, что люди начинают глупеть, это просто не красиво, люди должны знать свой родной язык.)
Ситуация сейчас чрезвычайная с нашим языком? (Да, потому что необразованных людей становиться всё больше).
Ситуация действительно сложная: Идёшь по городу а он буквально пестрит подобными объявлениями или когда прислушиваешься к тому, как говорят в толпе на русском языке.
Русский язык.
Вся сознательная жизнь человека связана с языком. Эмоции только окрашивают то, о чём мы думаем, а все наши мысли формулируются языком, и ситуация действительно чрезвычайная.
Я предлагаю сегодня на уроке (только на уроке) создать МЧЛС.
Как вы думаете. Что вносит буква Л в данную аббревиатуру?
(как называется наука о языке? - лингвистика) Министерство по чрезвычайным лингвистическим ситуациям.
Пусть девизом нашего урока станут слова Д.Лихачёва: «Бережное отношение к языку – показатель культуры нации».
Уважаемые сотрудники, а как противостоять этому валу ошибок? Как вы полагаете? (ответы – изучать нормы языка, пользоваться справочной литературой, как можно больше читать классическую литературу).
Я предлагаю вам выполнить первое задание.
Работа по выполнению тестового задания.
Найдите ошибки в предложении , исправьте их и запишите правильно. Можно посовещаться с соседом, поработать в паре.
2- задание : работа по презентации А-4.
Я читаю текст, ваша задача определит тему и основную мысль.
Учитель читает текст.
Какова тема текста?
Что такое тема?
То есть о чём текст?
Какова основная мысль текста?
С какой целью он написан?
Найдите сравнения?
В чём смысл этого сравнения?
А какие звёзды 19 века вы можете назвать (Пушкин, Толстой, Достоевский).
Не случайно, ребята, язык русской литературы, язык Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова является критерием нормы современного русского литературного языка.
А как вы овладели нормами, покажет тест. (учитель даёт задание).
Ответы записать в тетрадь, работают все самостоятельно. Кто закончил поднимает руки.
Учитель открывает доску, показывает правильный ответ.
Уважаемые ребята ,у кого такие же ответы, поднимите руки, у кого не всё получилось, не расстраивайтесь, значит, нам есть ещё над чем работать.
Мы с вами создали Министерство по чрезвычайным лингвистическим ситуациям, но только на один урок, но если ситуация действительно чрезвычайная, почему министерства такого не создано, как вы думаете, но предположите хотя бы.
Ответы учащихся (правительство не считает это важным).
От кого же зависит состояние нашего языка, от правительства? От на с вами, носителей языка, тут не спасут ни какие правительства и министерства. И один из первых кто обратил внимание на эту проблему, вот этот человек (Слайд фотография академика Лихачёва).
Вы узнаёте его?
Это Д.С.Лихачёв – русский интеллигент, учёный, литературовед, совесть нации. Он утверждал: «Важнейший способ узнать человека, прислушаться к тому, как он говорит». Сам Лихачёв даже о сложных вещах мог говорить просто, ясно и вместе с тем ярко и выразительно.
Я желаю вам успехов в овладении нормами современного русского языка.
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка с использованием ИКТ
Класс: 9
Тема учебного занятия: «Виды сложноподчиненных предложений».
Тип учебного занятия: урок новых знаний.
Цели:
- сформировать знания о типах сложноподчиненных предложений и выработать умения определять виды придаточных предложений;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать умения работать с техническими информационными средствами;
- воспитывать стремление к саморазвитию.
Задачи учебного занятия:
- формирование знаний учащихся о типах СПП, выработка умения определять виды придаточных предложений;
- развитие информационных умений;
- воспитание стремления к самомотивации, самоконтролю, самореализации.
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый,
- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические, использование электронного носителя;
- логические: индуктивные, дедуктивные, классификации материала;
- контроля: устный, письменный, программированный контроль;
- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Оборудование:
Компьютер, проектор ,таблица «Виды придаточных предложений» в электронном виде; использование электронных пособий: дисков «1С: Репетитор»
Дидактические материалы к учебному занятию: электронные тесты: «Определение видов придаточных предложений».
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
I.Организационный момент (1 мин). II. Постановка темы и целей урока. Мотивация учащихся (1 мин). | 2 мин. | Цели и задачи урока выведены на мультимедийном экране |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Сообщение темы, постановка целей и задач урока. | Самомотивация: знания и умения, которыми мы сегодня должны овладеть: - знать виды СПП и виды придаточных предложений, - различать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова | |
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) |
III. Актуализация опорных знаний: подчинительные союзы и союзные слова. | 3 мин. | Тест представлен на экране |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Выберите правильный ответ: определите виды подчинительных союзов и союзных слов. | ответы вносятся в лист самооценки | |
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) |
(7 мин.). | 7 мин. | Таблица «Виды придаточных предложений» размещена на экране |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.На какие виды делятся сложноподчиненные предложения по смысловым отношениям между главной и придаточной частью и по структуре? 2. Определение и структурные особенности сложноподчиненных предложений с определительными, изъяснительными и обстоятельственными придаточными предложениями (таблица) 3. Как отличите союз от союзного слова? |
|
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) |
2.Закрепление нового материала. Определение видов придаточных предложений
3.Взаимопроверка (1 мин.). | 13 мин. | Алгоритм и тестовые задания выведены на экран |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
|
|
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) |
V. Формирование навыка определения видов придаточных предложений. | 10 мин. | Тест представлен на экране |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Решить тест на определение видов придаточных предложений. Выберите правильный ответ теста, отметьте на листе самооценки (работа по вариантам) | Решают тест, ответ оформляют на листе самооценки |
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) |
VII Домашнее задание (3 мин). | 3 мин. | Рекомендации по выполнению творческого задания помещены на экране |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Рекомендации 1). Сформулируйте проблему. 2). Прокомментируйте её, опираясь на текст. 3). Выразите свою позицию по отношению к поднятой проблеме. 4). Приведите 1-2 примера на основе читательского или жизненного опыта | Записывают задание в дневник. | |
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) |
VIII Итог урока (2мин.). | 2мин. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1. Назовите виды СПП. 2. Как различить подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова? 3. Объявление и комментирование оценок | Устные ответы. |
Литература
1. Диски фирмы «1С: Репетитор. Русский язык», 2002г.
2. «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык: Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме». «Просвещения МЕДИА», 2004г.
- Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений./Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 7-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 269 с.
- Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Русский язык. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2007. – 140 с.
- Русский язык. Типовые тестовые задания. Учебно-практическое пособие./Автор Л.И. Пучкова. – Москва: «Экзамен», 2007 г. – 111 с.
- Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя. /Автор Е.А. Влодавская – Москва: «Экзамен», 2006 г. – 127 с.
- ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. /Автор М.Ю.Никулина, В.П.Сычева. - Москва: «Экзамен», 2006 г. – 31 с.
- ЕГЭ 2008. Русский язык. Интерактивный тренинг-курс. ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений», «ЭКСМО», 2008.
- «ЛИТЕРАТУРА. 9-11 класс. Экспресс-подготовка к экзамену. М.: «Новый ДИСК», 2006г. (Мультимедийный тренажер ЕГЭ).
Предварительный просмотр:
Визитка на конкурс «Ученик года-2013».
Каждый из нас может:
- увлечь своим энтузиазмом,
- повести за собой,
- организовать любое дело,
- осуществить неосуществимое.
Дима – наш лидер!
-Сомненье- прочь, он точно лидер
И для ребят авторитет.
-У нас запросов очень много
Но для него невозможного нет
-Димка не знает преград на пути
Лидер всегда идет впереди!
-Да, задача непростая
Диму правильно представить
-Чтоб не укрылся не один талант !
-Стоп! Идея – нужен нотный стан
Вся музыка в мире из нот создана
Во всём разобраться поможет она!
- Здравствуйте! Я Жильцов Дмитрий.
В жизни хочу добиться успеха и стать настоящим человеком, чтобы достичь своей цели нужно иметь твердый фундамент и он у меня есть.
Свою жизнь я могу сравнить с песней, а песня как известно состоит из нот, ноты- это ступени ,из которых слагается успех. –
- Но раз так, так что же значит «ДО»?
ДО - это дом, это семья, это самые родные и близкие люди. Они всегда рядом со мной поддерживают и просто любят.
РЕ – ребята, ( кричат хором) товарищи, друзья без которых я не представляю своей жизни. Они готовы поддержать в трудную минуту и я могу опереться на их дружеское плечо.
МИ- ( мир не прост , совсем не прост) . Мне интересно познавать этот мир. Но где бы я ни был, сердце и душа рвались в милый сердцу городок.
ФА- фантазия, творчество, спорт, это неотъемлемая часть моей жизни. Я люблю читать стихи, и это мне очень нравится
СОЛЬ – «соль успеха» - это знания.
Как много я хочу узнать
Полезным чтоб России стать
Чтоб Родиной моей гордиться,
Мне надо многому учиться
И я учёбы рядовой
и с честью долг исполню свой
ЛЯ– ( просто поёт) «Этот город»
СИ- это сила духа, сила воли, которые помогают подняться по ступеням успеха.
И вся наша жизнь - удивительная гармония, которая должна жить в каждом из нас!
«Гимн молодежи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.
Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...
Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"
Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"
Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...
Практическая работа по теме " Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Нормы ударения"
Задания для усвоения норм орфоэпии,норм ударения...
Конспект урока русского языка в 10 классе Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи...
Нормы современного русского языка. Грамматические нормы.
Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку....