Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Миронова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 14
г. Березники
Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе
Цель: сформировать понятие междометия как особой части речи.
Планируемые результаты:
- Предметные:
совершенствование речевой культуры учащихся;
формирование умения отличать междометие от других частей речи;
проверка усвоения учащимися современной системы частей речи.
- Метапредметные:
Регулятивные:
формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
умение работать с информационными источниками, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации в печатных изданиях;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
умение слушать и понимать речь других людей;
умение транслировать свой проект.
Личностные:
личностное самоопределение;
ценностно-смысловая ориентация учащихся;
умение представить, продемонстрировать свою работу;
повышение мотивации школьников к изучению русского языка.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Используемые формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование:
1.Справочная литература (энциклопедии, словари, учебники разных авторов, в которых есть определение междометия)
2.Бумага, маркеры.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755), одном из первых учебников русского языка, описывал систему частей речи. Чем его представление отличается от современной системы частей речи?
«Слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:
- имя - для названия вещей;
- местоимение - для сокращения именований;
- глагол - для названия деяний;
- причастие - для сокращения соединением имени и глагола в одно речение;
- наречие - для краткого изображения обстоятельств;
- предлог - для показания принадлежности обстоятельств к вещам и деяниям;
- союз - для изображения взаимности наших понятий;
- междометие - для краткого изъявления движений духа».
Учащиеся находят отличия:
- В 18 веке все части речи считали знаменательными, т.е. самостоятельными. Сейчас выделяют и самостоятельные, и служебные части речи.
- Союз и предлог не относятся к знаменательным частям речи.
- «Имя для названия вещей» сейчас называется имя существительное.
- Не выделялись такие части речи, как имя прилагательное, имя числительное, частица.
- Причастие считали отдельной частью речи, а не формой глагола.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Постройте современную систему частей речи.
Учащиеся работают в группах, оформляют работу маркерами на больших листах бумаги.
Представление результатов работы.
Запись современной системы частей речи в тетрадях учащихся.
Учитель: Почему междометие вы поместили отдельно, не отнесли к самостоятельным или служебным частям речи?
Учащиеся: Мы уже изучали самостоятельные и служебные части речи, но не говорили о междометии.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Учащиеся: Междометие как часть речи.
Запись темы урока.
Учитель: Определите цель урока.
Учащиеся: Мы должны узнать, что такое междометие как часть речи и как отличить междометие от других частей речи. Для этого надо построить модель междометия: определить его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль.
- Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Определите общее грамматическое значение междометий (упр.1).
Ура! Мы спасены!
Ах! Как красиво кругом!
Увы, я опоздал!
Учащиеся работают в группах. Приходят к разным выводам:
1) Междометие обозначает чувства: радость, восхищение, сожаление и др.
2) Междометие не обозначает, а выражает чувства.
Учитель: Чтобы разобраться, кто прав, выполним упр.2:
Ах, дедушка, ужели это ты?
Ах, милый край, не тот ты стал, не тот!
Ах, как вы могли это сделать?
«Ах!» - воскликнула Соня испуганно.
Учащиеся делают вывод о том, что одно и то же междометие может выражать разные чувства, не называя их.
Учитель: Определим морфологические признаки междометия (упр.1).
Учащиеся: Междометие - неизменяемая часть речи.
Учитель: Определим синтаксическую роль междометия (упр.2).
Учащиеся: Междометие не является членом предложения.
Учитель: Теперь мы все знаем о междометии. Выполним упр.3. Найдите междометия. Что вы можете о них сказать?
Далече грянуло ура.
Татьяна ах, а он - реветь.
Учащиеся обращают внимание на то, что в первом предложеним междометие является подлежащим, а во втором - сказуемым, доказывают, делают вывод, что междометие иногда может выполнять роль члена предложения.
4. Моделирование понятия междометия.
Учитель: Используя выделенные признаки, постройте модель междометия.
Модель междометия, построенная детьми:
выражает, но не называет чувства
междометие
не является не изменяется
членом предложения
Учащиеся записывают модель в тетради.
Учитель: Дайте определение междометия.
Учащиеся: Междометие - часть речи, выражающая различные чувства, но не называющая их, неизменяемая, не являющаяся членом предложения, но иногда может выполнять роль члена предложения.
Учитель: Вспомните определение других частей речи. Мы всегда говорили: «Это самостоятельная или служебная часть речи». А как быть с междометием?
Учащиеся высказывают разные мнения:
- Междометие нельзя назвать ни самостоятельной, ни служебной частью речи.
- Она особенная.
- Она двуличная.
Учитель. Сравним с определениями, которые дают ученые.
Учащиеся работают со справочной литературой. Отмечают, что все ученые говорят о междометии как об особой части речи.
Учитель. Почему же междометие - особая часть речи?
Учащиеся: Оно соединяет признаки самостоятельных и служебных частей речи.
5. Первичная проверка понимания.
Учитель. Проверим, как вы научились отличать части речи друг от друга. Выполните тест, определяя, какими частями речи являются слова:
1. аукать
2. аукающий
3. ауканье
4. ау
5. аукая
Учащиеся работают в тетрадях. Проверка, доказательство. Количество правильных ответов равно оценке за тест.
Учитель спрашивает детей о результате теста.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель. Вспомним о цели урока. Достигли ли мы ее?
Учащиеся: Мы достигли цели урока, т.к. узнали общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль междометия, построили его модель и дали определение, научились отличать междометие от других частей речи.
- Мы узнали, что междометие - особая часть речи.
- Поэтому надо исправить тему урока, добавить слово «особая».
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Задание на зону ближайшего развития
В текст необходимо вставить подходящие по смыслу междометия, выделяя их знаками препинания. (Так ребята продолжат работу с признаками междометия (значениями) и обратят внимание на знаки препинания и дефис при написании этой части речи. )
Девушка начала обмахиваться платком: «…, жарко!» «…, какой ты гадкий!» - презрительно сказала она. «…!» - вздохнула старушка. Режиссер басовито засмеялся: «…!» …! Как холодно!
Слова для справок: уф, ай-ай, фи, хо-хо-хо, ох-ох-ох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Имя числительное как часть речи" 6 класс
Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"...
Открытый урок по теме «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.Задачи:Дать представление о разрядах числительных.Формировать умение находить чис...
Сценарий урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс)
Сценарий урока по русскому языку...
ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»
Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначения в языке, употреблением их в речи других частей речи, формирования умения отличать междометия от зна...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи". 6 класс
Конспект урока по теме: «Имя числительное как часть речи» с использованием элементов технологии критического мышления. 6 класс ...
Дистанционный урок по теме "Имя прилагательное как часть речи", 5 класс
Урок по теме "Имя прилагательное как часть речи" для 5 класса по УМК Т.Ладыжеснкая, Тростенцова...
Презентация к уроку по теме "Категория состояния как часть речи", 8 класс
Презентация к уроку по теме "Категория состояния как часть речи", 8 класс...