Междометие как особая часть речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Наримбетова Айнагуль Куатовна

Урок русского языка в 7" А" классе.На данном уроке дети знакомятся с междометием,и выделяют ее как особую часть речи.Урок проводится в начале апреля,поэтому тему урока связываем с днем космонавтики.Предложения  составлено о Ю.Гагарине. Беседуем о  героях -летчиков нашего города,как закрепление составляем эссе о космосе,о космонавтах.узнаем какие чувства выражают междометия.Так как мы живем в Казахстане, связываем есть ли  такие слова , и какие выражают чувства в казахском языке.Проверяем ,как усвоили дети материал цифровым тестом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdometie_kak_osobaya_chast_rechi.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Междометие как особая часть речи.

Цель: дать понятие о междометии, как о особой части речи.

Задачи: познакомить с разрядами междометии по значению и происхождению, формировать умение находить их в тексте, употреблять в речи;

              Развивать познавательные навыки, мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность;        

             Воспитывать патриотические чувства детей, уважение к историческим деятелям.

Методы: беседа, сообщение, наглядность,практические.

Оборудование: портреты космонавтов, аудиозапись, схемы, тест, звездное небо.

Ход урока

1 . Вступительное слово учителя

Весна, За окном шумит апрель – второй весенний месяц. Сегодня 9 апреля. На улице тепло, солнечно. Зеленеют деревья, парит земля по утрам. Помолодели, принарядились поля. С каждым днем сильнее разгораются весенние краски и голубизна неба и белые хлопья облаков, и яблоневый цвет, и птичье песнопение. Славный месяц. И все это дала природа.

 - А как человек?

- Какой величайший подвиг подарил человек апрелю?

- Выход в космос первого в мире смельчака . 12 апреля 1961г – И смельчаком был простой , обычный русский человек – Ю. Гагарин.

- И о нём, и о космосе мы будем говорить на нашем уроке, тема которого « Междометие

как часть речи».

Мы узнаем, что такое междометие, познакомимся с разрядами междометий по

значению и происхождению. А первый лётчик – космонавт – будет на протяжении всего урока

Словарная работа:

  1. Главное слово -  космос, однокоренное слово –космический,
  2. Б лижайшая звезда к земле – Солнце.
  3. Как называют человека, побывавшего в космосе и мужского пола?

Космонавт,

  1. Гигантское скопление звезд, звездная система ?  Галактика.
  2. Воздушный корабль будущего для полётов в воздушное пространство?

Космолет.

  1. Ракетно – космический комплекс, где производится сборка и запуск ракеты –

         Носителя ?

   

   Космодром – (  греч. Слово « космос» - Вселенная, « дромос» -  «бег», место бега )

 - составьте предложения с данными словами.    

 

- С какого космодрома был совершён полет Ю.А. Гагарина?

      ( С космодрома « Байконур», который находится в Казахстане. « Восток»

Сконструировал Королёв Сергей Павлович. 1957 год – акт о приёмке

Работа с портретом Ю. Гагарина.

Посмотрите на портрет, на его лицо. – Доброта с печатью ума и мужества , стойкости

И дисциплинированности. Взгляните в его синие глаза, лучистые, красивые.

По словам конструктора Королёва, он всегда улыбался миру и людям, от души, весело, открыто, нежно и весь мир – от мала до велика улыбался ему в ответ. А ведь этот

Человек подарил миру подвиг.

Не о нём ли и таких, как  он слова М. Горького, которые станут эпиграфом урока

« В жизни всегда есть место подвигам. Когда человек любит подвиг, он всегда умеет

Их сделать и найдёт, где это можно».

                                                                   ( М. Горький)

Да, в жизни всегда есть место подвигам. Ю.А. Гагарин был с детства охвачен романтикой подвигов.

Работа с предложением:

- Запишите предложение:

О. после исторического полета Юрий Гагарин охотно встречался с людьми и рассказывал

им о Галактике.  ( повест., невоскл., прост., распрост., осложн. Однород, член.)

 Работа у доски

  С -предлог

Морф. Пр. – неизм.ч.р., непроизв., по структуре- прост.

Не член предл.

И – союз

 Морф. Пр. – соч., соед., простой.

Не член предл.

Опрос

-Данные части речи к какой группе частей речи относятся ?

- Какую часть речи ещё нужно отнести к этой группе?

-Чем отличаются служебные от самостоятельных частей речи?

 - Ребята , вспомните как я произнесла одно слово в предложении?

- Нет ли у вас затруднение в определении частей речи слов в предложении?

     О- междометие

-Какое чувство выражает оно?

( восхищение, одобрение, радость)

 - ознакомьтесь с текстом, сделайте для себя кластер

Текст

Междометие стоит между самостоятельной и служебной частями речи. Термин «междометие» значит « брошенное между полнозначными словами» . Как любая часть речи, междометие важна в речи. Живая и богатая, она служит для выражения чувств, эмоции, волевых побуждений. Междометия бывают производными и непроизводными .

Производные междометия : ужас! Спасибо! Батюшки! образованы  от самостоятельных частей речи. Непроизводные – цыц!   Бис!

 На письме выделяются запятыми, либо восклицательным знаком, если произносится с повышением тона.

Междометия используются как в разговорном, так и в художественном стиле.

                     

                                           Междометие

             

       

                          Чувства                       побуждение

       

                   

                         Производные                    непроизводные

Прослушайте стихотворение А, Тетивкина. Выделите для себя какие чувства, настроения могут выражать междометия. На месте пауз вставляйте слова в рифму и запишите их.

  Ах, ой, эй, ох, ух.

Разрешите доложить

Всем без исключения,

Что могу я говорить

Только лишь с волнением

Выражаю поощренья,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищения,

Возмущение, привет

Те, которых гложет страх,

Произносят слово «АХ»

Кто пасует перед бедой,

Произносят слово «ОЙ»

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «ЭЙ»

Кто задерживает вздох,

Произносит слово «ОХ»

У кого захватит дух,

Произносит слово «УХ»

Интересно жить на свете ,

Если знаешь междометья.

- Какие чувства выражают междометия?

( радость, восторг, ликование, удивление)

 - Цифровой тест по определению производного и непроизводного междометия.

1- производный

2- непроизводный

1 вариант

1. Пожалуйста, земляк, возьми меня в столицу ты с собою!2. Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь! 3. О боже мой, что ты наделал! 4. Но, ох, какой для гордости удар! 5.О, Тришка,  малый не простой!    6. Батюшки! Откуда ж вы свалились?    7. Ушица, ей-же-ей, на славу сварена! 7. Батюшки! Откуда ж вы свалились?8. Эй, Ваня, не зевай!

2 вариант

1. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай!2. Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» 3. Батюшки мои! Что здесь творится? 4. Ах, какая красота! 5. Ой-ой-ой, вы наступили мне на ногу! 6. Черт-те что, устроили тут! 7. Ау! Откликнитесь, вы где? 8. Эх, не везет мне сегодня.

Код – 1в-

           2в-          1, 2, 1, 2, 2, 1, 2, 2.  

Взаимопроверка.

- ребята, мы ведь живем в Казахстане . Подумайте, можно ли назвать имена людей , связанных с космосом?

Виктор Иванович Пацаев – родился в Актобе, ученик железнодорпожной школы,школа №42 носит его имя, названы улицы,памятник. Трагически погибв 1971г, совершая полет на «Союз-11»

     Тохтар Аубакиров – совершил полет 1991г

Юрий Лончаков – учился в городе, его первая учительница – учитель нашей школы

Сообщение о космонавтах- земляках

Вспомните наш эпиграф урока , можно отнести эти слова к данным людям?

Напишите эссе о космосе, о космонавтах- соотечественниках, используя междометия.

Самостоятельная работа. Звучит музыка.

Проверка работ «Авторский стул»

Ситуации  с употреблением  междометии

- какие чувства выражают междометия?

 -У данных героев мы увидели одинаковое выражения чувств, посмотрите в учебнике параграф 60 , найдите упражнение , где в предложениях остались слова не переведенные с родного языка.

- С какого языка и почему они остались без перевода?

        Ойбай.астапыр-алла!

- Итак , ребята, что вы узнали нового? Что вы возьмете с сегодняшнего урока?

  Подведение итога урока. Оценивание.

д\з  параграф 60 упр. 391


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Наречие как особая часть речи

Презентация к уроку русского языка по теме «Наречие как особая часть речи» содержит учебный материал, помогающий при подготовке учащихся к урокам русского языка в 5 классе....

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Открытый урок на тему "Междометие - особая часть речи" (с использованием технологии сотрудничества). Технологическая карта(паспорт) урока

Применение технологии сотрудничества на уроке русского языка в 7 классе по теме "Междометие - особая часть речи" для развития способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми ка...

Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе

Урок по теме «Междометие как особая часть речи» в 7 классе...

ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначения в языке, употреблением их в речи других частей речи, формирования умения отличать междометия от зна...

Конспект урока "Междометие как особая часть речи", 7 кл

Цель: Дать грамматическое понятие о междометии и его роли в речи. Задачи: 1) сформировать умение различать междометие и уметь дифференцировать его по отношению к звукоподражательным словам, междом...