Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Нарышкина Дарима Ивановна

Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Цель урока:   Выявить отличительные особенности имен числительных как части речи.

Задачи урока:

1. образовательные:

- Сформировать у учащихся понятие имени числительного как части речи,    слов  со значением числа и счета.

2. развивающие:

- развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать;

- развивать коммуникативные способности;  

3. воспитательные:

- воспитывать внимательное отношение к слову;

- содействовать эстетическому восприятию учащихся.

Технология урока: технология деятельностного подхода.

Тип урока:  урок постановки учебной задачи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник, энциклопедии, карточки для групповой работы,  слайды картин.

 

                                       Ход урока:

 Тексты стихотворения П.Вяземского «Тройка»  и аннотации к картине В. М. Васнецова «Три богатыря» проецируются на экран:

        Эта картина, любимая русским народом, - одно из примечательных явлений отечественной живописи.

        Виктор Михайлович Васнецов очень долго, почти семнадцать лет, писал эту картину.

        Три статных витязя на конях-исполинах. Художник хотел отобразить на холсте именно те характерные черты богатырей, которые воспевались в былинах и сказках.

                               Тройка мчится, тройка скачет,

                          Вьется пыль из-под копыт,

                          Колокольчик, заливаясь,

                          Упоительно звенит.

                                                                               (учитель читает).

  О чем говорится в текстах?

  Теперь обратите внимание на картины и соотнесите  их с текстами.

    Одну картину вы хорошо знаете – это… («Три богатыря» В.М. Васнецова).

     Где вы встречались с этими героями?  (В былинах)  

     А вторая картина  называется «Курьер, едущий на тройке» А. Орловского.

Что общего вы заметили в названиях этих картин?   (Связаны с цифрой «3», изображены 3 богатыря, тройка).

  Как вы думаете, о  какой части речи мы сегодня будем говорить? ( Об именах числительных) Назовите их.

    Вот одна их них. (Вывешивается цифра «3»)

     В каких словах встречается эта цифра? (три, тройка, утроить, тройной, троица, троекратный, трехэтажный)

 Все ли слова являются числительными? Чем они отличаются друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним изученное.

  1. Актуализация опорных знаний.

 Для начала ответьте на вопрос: Какой раздел русского языка мы изучаем? (Мы изучаем  морфологию)

Какие части речи  мы изучили и что они обозначают? ( Имя существительное, прилагательное, глагол, особые формы глагола – причастие и деепричастие)

  Как мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи?  

 (Определяем  общее значение слова, задаем вопрос, выделяем постоянные и непостоянные признаки, определяем синтаксическую роль).

  II.  Постановка учебной задачи.

 Попробуем определить, какой частью речи являются данные слова – «три» и «тройка».

Ребята, над какой темой, думаете, будем работать? (Имя числительное как часть речи). Записываем тему урока в тетрадях.

III. Решение учебной задачи. 

Что обозначает слово «тройка»?  

К какому выводу приходим?  (Это имя существительное)

2. А слово утроить?  Это глагол,  это вы определили правильно.  

3. Поработаем над   словом - «три»?    

Итак, вы правильно определили часть речи – имя числительное. В чем отличие имени числительного от других частей речи?  

4. Прочитайте по учебнику, что такое имя числительное (ученик читает определение понятия).

5. Сообщения учащихся.

 - С историей   числительных как части речи  вас познакомит Янжит Сангажапова.

- О символике чисел расскажет  Баира Намсараева.

6. Работа в группах (общий инструктаж)

- Каждая группа выбирает понравившуюся цифру (2, 5, 7) и работает с ней. Подберите слова с числовым значением и определите часть речи.

- Упражнение 438 (по три слова разбирают)

   IV.  Рефлексивно-оценочный этап

Выполнение тестовых заданий (разноуровневые, взаимопроверка и анализ ошибок).

V. Домашняя работа.

     1. по учебнику  упражнение 438

     2. написать мини-сочинение «Моя биография» с использованием числительных и слов со значением числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе

Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное". ...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...