Конспект урока в 8 классе по теме "Предложения с обращениями"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока по теме "Предложения с обращениями" содержит материал, позволяющий обобщить и систематизировать все знания, полученные обучающимися до 8 класса. Задания в формате ОГЭ позволяют закрепить материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предложение с обращениями 8 класс
ход урока
Здравствуйте, дети. Открываем тетрадь. Записываем дату. Прежде чем мы запишем тему нашего урока, прошу вас прочитать письмо, которое лежит у вас на столах.
Письмо Н.Островского к его матери.
(1)Милая мама!
(2) Все твои письма мне прочли. (3) Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. (4)Мамочка, я хочу с тобой серьезно поговорить. (5) Прошу тебя, моя родная, очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. (6) Выполни мой наказ, мамочка!
(7) Самое главное-береги себя.
(8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.
(9) Твой сын.
Какие добрые слова, ласковые и нежные нашел Н.Островский для своей матери. Чувствуется, что он был очень заботливым сыном. Как он называет свою мать?
Как называются такие слова? Определите тему урока. Тема: «Предложения с обращениями». Запишите в тетради тему урока. Определите цель урока — изучить предложения с обращениями. Какие задачи надо поставить и решить, чтобы достичь поставленной цели?
- дать определение обращения;
- определить функции обращения;
- изучить структуру и способы выражения обращений;
- научиться выполнять синтаксический разбор предложений с обращениями.
Начнем с определения. Вспомните, что такое обращение? Откройте учебник и прочитайте определение, сравните свое определение.
Вернемся к письму Островского Н.А. В каких предложениях вы нашли обращения? Назовите номера этих предложений. (Пока не трогаем первое). Работаем с предложениями 4, 5, 8. Как выделяются обращения на письме? А в устной речи? Какое место может занимать обращение в предложении?
Построим схемы указанных предложений.
4)Мамочка, я хочу с тобой серьезно поговорить.
, …
˅˅˅
(5) Прошу тебя, моя родная, очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы.
…, , …
˅˅˅
(8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.
…,
˅˅˅
(1)Милая мама!
! …
˅˅˅
Теперь обратите внимание на 1 предложение. Чаще всего обращения выделяются запятыми, но эмоционально окрашенные обращения, стоящие в начале предложения, выделяются восклицательным знаком.
Посмотрите на состав (чем может быть выражено), структуру обращений (распространенные и нераспространенные).
Давайте определим основные функции обращений. Какая основная функция? (Звать, звательная)
1. Звательная
Как Островский обращается к матери (с нежностью, заботой, любя)
2. Оценочная
Сравните предложения из письма Островского со следующими:
- Молчи, червяк! - бросил ему с трагическим жестом Славянов (Купр.)
Да что робил-то, дурья голова? (Купр.)
Ах, милый мой, жизнь так прекрасна (Купр.)
Чем отличаются эти предложения с обращениями? О какой функции обращений можно говорить? (они дают оценку того, кого называют)
(проговорить про значение слова робил-то)
3. Изобразительная
Обратимся к следующим предложениями
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что - разгадать не могу! (Ес.)
Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (Исак.)
Какова функция обращений в этих предложениях?
Микровывод по сказанному. На слайде схема
1. Основная функция обращения - ___________ слушателя, читателя | Б. средством выразительности |
2. В художественной литературе являются ____ ______________ нашего языка | В. средством оценки |
3. Является _______________ того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью | Г. Интонация помогает передать чувства и настроения |
4. __________ обращения ________________ различные _____________ говорящего | А. привлечение внимания |
1А 2Б 3В 4Г
Синтаксический разбор предложения с обращением. Сравните предложения:
Мой друг решил сделать мне подарок.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (П.)
Вывод: в первом предложении — подлежащее+ определение
во втором — обращение.
Каким членом предложения является обращение? (не является) Выполнить синтаксический разбор предложений.
Придумать свои предложения со словами:
Россия, ребята, звезды ясные, буйное море.
Закрепление.В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
А знаешь, (1) дедушка, (2) - сказал он, (3) - немцы говорят, (4) Гитлер уже в Москву вошел. (Ответ №1. 12)
Проверочная работа в формате ОГЭ (слайд 13), самопроверка (слайд 14)
Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
( 1)Милая мама! (2) Все твои письма мне прочли. (3) Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. (4)Мамочка, я хочу с тобой серьезно поговорить. (5) Прошу тебя, моя родная, очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. (6) Выполни мой наказ, мамочка! (7) Самое главное-береги себя. (8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица. (9) Твой сын. (Н.А.Островский)
( 1) Милая мама! (2) Все твои письма мне прочли. (3) Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. (4) Мамочка, я хочу с тобой серьезно поговорить. (5) Прошу тебя, моя родная, очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. (6) Выполни мой наказ, мамочка ! (7) Самое главное-береги себя. (8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица. (9) Твой сын. (Н.А.Островский)
Тема : Предложения с обращениями Цель: обобщить и систематизировать знания о предложениях с обращениями Задачи: - дать определение обращения; определить функции обращения; изучить структуру и способы выражения обращений; - научиться выполнять синтаксический разбор предложений с обращениями.
Обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь.
(4) Мамочка , я хочу с тобой серьезно поговорить. ,... (5) Прошу тебя, моя родная , очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы . ..., , ... (8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица . … , (1)Милая мама! !
мамочка моя родная моя славная труженица . милая мама Способы выражения обращений: - имя существительное; - словосочетание; - прилагательные и причастия в значении существительных Обращения нераспространенные распространенные состоят из одного слова имеют зависимые слова
Функции обращений 1. Звательная 2. Оценочная - Молчи, червяк! - бросил ему с трагическим жестом Славянов (Купр.) Да что робил-то, дурья голова? (Купр.) ( робить - работать ) 3. Изобразительная Я снова здесь в семье родной, Мой край задумчивый и нежный! (С.Ес.) Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу! (С.Ес.)
1. Основная функция обращения - _____________________________ слушателя, читателя Б. средством выразительности 2. В художественной литературе являются ______________ нашего языка В. средством оценки 3. Является _______________ того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью Г. Интонация помогает передать чувства и настроения 4. __________ обращения __________ различные _____________ говорящего А. привлечение внимания 1А, 2Б, 3В, 4Г
1. Основная функция обращения - привлечение внимания слушателя, читателя 2. В художественной литературе являются средством выразительности нашего языка 3. Является средством оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью 4. Интонация обращения помогает передать различные чувства и настроения говорящего
Мой друг решил сделать мне подарок. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (П.) Сравните предложения :
В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. А знаешь, (1) дедушка, (2) - сказал он, (3) - немцы говорят, (4) Гитлер уже в Москву вошел. № 1. 12
В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. 2. Герой с войны пришёл, (1) принимай, (2) жена, (3) хвастай, (4) зови гостей. 3. "Что, (1) Вадик,(2) сразу будем бить или подождем немножко?" 4. Ребята,(1) я отца ждал дольше,(2) чем вы. 5. - Ну какая же это верба,(1) юноши? — говорил он,(2) просматривая работы учеников. - Далеко ещё до весны,(3) Дарья Петровна. Ой,(4) далёконько… 6.- Бабусик,(4) я пойду,(5) — обратилась она к Полине Ивановне. 7. - Я тебя люблю, (3) Кусачка,(4) я тебя очень люблю. Ты не веришь мне,(5) Кусачка? 8. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.
Проверь себя 12 23 12 1 13 4 345 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока по русскому языку по теме "Обращение. Письмо".
Данный урок поможет ребятам закрепить свои знания об «обращение»; обучатся нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением, научатся писать письма....
Конспект урока по русскому языку по теме «Обращение» в 8 классе
Тема: Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения.Задачи:1.Находить в тексте обращения и определять его функции.2.Правильно интонировать предложения с обращениями и выделять знаками пр...
Конспект урока 5 класс "Предложения с обращениями"
материал для урока...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида
Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида...
Конспект урока русского языка по теме:"Употребление обращения в диалоге"
План-конспект открытого урока в коррекционной школе по теме "Употребление обращения в диалоге". Русский язык, 7 класс....