Конспект урока в 8 классе по теме "Предложения с обращениями"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Колесникова Светлана Филипповна

Конспект урока по теме "Предложения с обращениями" содержит материал, позволяющий обобщить и систематизировать все знания, полученные обучающимися до 8 класса. Задания в формате ОГЭ позволяют закрепить материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предложение с обращениями 8 класс

ход урока

Здравствуйте, дети. Открываем тетрадь. Записываем дату. Прежде чем мы запишем тему нашего урока, прошу вас прочитать письмо, которое лежит у вас на столах.

Письмо Н.Островского к его матери.

(1)Милая мама!

(2) Все твои письма мне прочли. (3) Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. (4)Мамочка, я хочу с тобой серьезно поговорить. (5) Прошу тебя, моя родная, очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. (6) Выполни мой наказ, мамочка!

(7) Самое главное-береги себя.

(8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

(9) Твой сын.

Какие добрые слова, ласковые и нежные нашел Н.Островский для своей матери. Чувствуется, что он был очень заботливым сыном. Как он называет свою мать?

Как называются такие слова? Определите тему урока. Тема: «Предложения с обращениями». Запишите в тетради тему урока. Определите цель урока — изучить предложения с обращениями. Какие задачи надо поставить и решить, чтобы достичь поставленной цели?

-        дать определение обращения;

  • определить функции обращения;
  • изучить структуру и способы выражения обращений;

-        научиться выполнять синтаксический разбор предложений с обращениями.

Начнем с определения. Вспомните, что такое обращение? Откройте учебник и прочитайте определение, сравните свое определение.

Вернемся к письму Островского Н.А. В каких предложениях вы нашли обращения? Назовите номера этих предложений. (Пока не трогаем первое). Работаем с предложениями 4, 5, 8. Как выделяются обращения на письме? А в устной речи? Какое место может занимать обращение в предложении?

Построим схемы указанных предложений.


4)Мамочка, я хочу с тобой серьезно поговорить.

                          ,  …

                 ˅˅˅

(5) Прошу тебя, моя родная, очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы.

           …,           , …

                 ˅˅˅

(8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

         …,            

                 ˅˅˅

(1)Милая мама!

                          ! …

                 ˅˅˅

Теперь обратите внимание на 1 предложение. Чаще всего обращения выделяются запятыми, но эмоционально окрашенные обращения, стоящие в начале предложения, выделяются восклицательным знаком.

Посмотрите на состав (чем может быть выражено), структуру обращений (распространенные и нераспространенные).

Давайте определим основные функции обращений. Какая основная функция? (Звать, звательная)

1. Звательная

Как Островский обращается к матери (с нежностью, заботой, любя)

2. Оценочная

Сравните предложения из письма Островского со следующими:

- Молчи, червяк! - бросил ему с трагическим жестом Славянов (Купр.)

Да что робил-то, дурья голова? (Купр.)

Ах, милый мой, жизнь так прекрасна (Купр.)

Чем отличаются эти предложения с обращениями? О какой функции обращений можно говорить? (они дают оценку того, кого называют)

(проговорить про значение слова робил-то)

3. Изобразительная

Обратимся к следующим предложениями

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что - разгадать не могу! (Ес.)

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (Исак.)

Какова функция обращений в этих предложениях?

Микровывод по сказанному. На слайде схема

1. Основная функция обращения - ___________

слушателя, читателя

Б. средством выразительности

2. В художественной литературе являются ____

______________ нашего языка

В. средством оценки

3. Является _______________ того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью

Г. Интонация помогает передать чувства и настроения

4. __________ обращения ________________

различные   _____________ говорящего

А. привлечение внимания

1А    2Б        3В       4Г

Синтаксический разбор предложения с обращением. Сравните предложения:

 Мой друг решил сделать мне подарок.

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (П.)

Вывод: в первом предложении — подлежащее+ определение

          во втором — обращение.

Каким членом предложения является обращение? (не является) Выполнить синтаксический разбор предложений.

Придумать свои предложения со словами:

Россия, ребята, звезды ясные, буйное море.

Закрепление.В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

А знаешь, (1) дедушка, (2) - сказал он, (3) - немцы говорят, (4) Гитлер уже в Москву вошел. (Ответ №1. 12)

Проверочная работа в формате ОГЭ (слайд 13), самопроверка (слайд 14)

Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предложения с обращениями Урок в 8 классе

Слайд 2

( 1)Милая мама! (2) Все твои письма мне прочли. (3) Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. (4)Мамочка, я хочу с тобой серьезно поговорить. (5) Прошу тебя, моя родная, очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. (6) Выполни мой наказ, мамочка! (7) Самое главное-береги себя. (8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица. (9) Твой сын. (Н.А.Островский)

Слайд 3

( 1) Милая мама! (2) Все твои письма мне прочли. (3) Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. (4) Мамочка, я хочу с тобой серьезно поговорить. (5) Прошу тебя, моя родная, очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. (6) Выполни мой наказ, мамочка ! (7) Самое главное-береги себя. (8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица. (9) Твой сын. (Н.А.Островский)

Слайд 4

Тема : Предложения с обращениями Цель: обобщить и систематизировать знания о предложениях с обращениями Задачи: - дать определение обращения; определить функции обращения; изучить структуру и способы выражения обращений; - научиться выполнять синтаксический разбор предложений с обращениями.

Слайд 5

Обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь.

Слайд 6

(4) Мамочка , я хочу с тобой серьезно поговорить. ,... (5) Прошу тебя, моя родная , очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы . ..., , ... (8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица . … , (1)Милая мама! !

Слайд 7

мамочка моя родная моя славная труженица . милая мама Способы выражения обращений: - имя существительное; - словосочетание; - прилагательные и причастия в значении существительных Обращения нераспространенные распространенные состоят из одного слова имеют зависимые слова

Слайд 8

Функции обращений 1. Звательная 2. Оценочная - Молчи, червяк! - бросил ему с трагическим жестом Славянов (Купр.) Да что робил-то, дурья голова? (Купр.) ( робить - работать ) 3. Изобразительная Я снова здесь в семье родной, Мой край задумчивый и нежный! (С.Ес.) Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу! (С.Ес.)

Слайд 9

1. Основная функция обращения - _____________________________ слушателя, читателя Б. средством выразительности 2. В художественной литературе являются ______________ нашего языка В. средством оценки 3. Является _______________ того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью Г. Интонация помогает передать чувства и настроения 4. __________ обращения __________ различные _____________ говорящего А. привлечение внимания 1А, 2Б, 3В, 4Г

Слайд 10

1. Основная функция обращения - привлечение внимания слушателя, читателя 2. В художественной литературе являются средством выразительности нашего языка 3. Является средством оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью 4. Интонация обращения помогает передать различные чувства и настроения говорящего

Слайд 11

Мой друг решил сделать мне подарок. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (П.) Сравните предложения :

Слайд 12

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. А знаешь, (1) дедушка, (2) - сказал он, (3) - немцы говорят, (4) Гитлер уже в Москву вошел. № 1. 12

Слайд 13

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. 2. Герой с войны пришёл, (1) принимай, (2) жена, (3) хвастай, (4) зови гостей. 3. "Что, (1) Вадик,(2) сразу будем бить или подождем немножко?" 4. Ребята,(1) я отца ждал дольше,(2) чем вы. 5. - Ну какая же это верба,(1) юноши? — говорил он,(2) просматривая работы учеников. - Далеко ещё до весны,(3) Дарья Петровна. Ой,(4) далёконько… 6.- Бабусик,(4) я пойду,(5) — обратилась она к Полине Ивановне. 7. - Я тебя люблю, (3) Кусачка,(4) я тебя очень люблю. Ты не веришь мне,(5) Кусачка? 8. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.

Слайд 14

Проверь себя 12 23 12 1 13 4 345 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока по русскому языку по теме "Обращение. Письмо".

Данный урок поможет ребятам закрепить свои знания об «обращение»; обучатся нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением, научатся писать письма....

Конспект урока по русскому языку по теме «Обращение» в 8 классе

Тема: Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения.Задачи:1.Находить в тексте обращения и определять его функции.2.Правильно интонировать предложения с обращениями и выделять знаками пр...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида

Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида...

Конспект урока русского языка по теме:"Употребление обращения в диалоге"

План-конспект открытого урока в коррекционной школе по теме "Употребление обращения в диалоге". Русский язык, 7 класс....