Конспект урока русского языка по теме:"Употребление обращения в диалоге"
план-конспект урока по русскому языку
План-конспект открытого урока в коррекционной школе по теме "Употребление обращения в диалоге". Русский язык, 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_obrashcheniya_v_dialoge.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по русскому языку
Тема: Употребление обращения в диалоге
Цель: сформировать у учащихся понятие «диалог» и закрепить правила использования обращения в нём.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся об обращении;
-повторить правило употребления знаков препинания при обращении в зависимости от его положения в предложении;
- развивать умение выразительно читать предложение с обращениями в нём.
Коррекционные:
- коррекция внимания, памяти, речи;
- развитие навыков самоанализа и самоконтроля при выполнении самостоятельной работы;
- формирование познавательного интереса к предмету.
Воспитательная:
- воспитание уважения к одноклассникам и старшим по возрасту;
- воспитание чувства гордости за свой язык и культуру.
Ход урока:
Организационный момент.
- обмен тетрадями;
- проверка рабочих мест.
2. Актуализация знаний учащихся об обращении через словарную работу со словом «пожалуйста».
- На доске написаны предложения:
Пожалуйста, встань!
Молодой человек, уступите, пожалуйста, место.
Пожалуйста, молодой человек, уступите место.
Уступите место, пожалуйста, молодой человек.
- в каком предложении нам понятно, к кому обращаются?
- как мы называем словосочетание «молодой человек»? (обращение)
- где может стоять обращение в предложении? (в начале, в середине и в конце предложения)
- как выделяется предложение на письме? (запятыми)
Сделать вывод: обращение это то слово, которое мы используем для того, чтобы привлечь внимание другого человека или группы людей. На письме обращение выделяют запятыми. Обращение произносят с особой, звательной интонацией.
3.Введение в новую тему.
-На доске написаны диалоги. Задание: найти обращение, расставить запятые.
-Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?
- Князь печально отвечает: «Грусть тоска мен съедает».
***
- Свет мой зеркальце, скажи, я ль на свете всех милее?
-Ты, царевна, всех милее. Всех румяней и белее.
Беседа по примерам:
Сколько персонажей участвует в разговоре? (двое)
Вывод: разговор, в котором участников двое называется диалог. Слово «диалог» происходит от греческого «диа» - раздельно, «логос»- слово.
Как один персонаж обращается к другому в первом диалоге? Как во втором?
В первом диалоге обращение идет к одушевленному или неодушевленному персонажу? А во втором?
Как вы думаете, для чего нужно обращение в диалоге?
Вывод: обращение в диалоге служит для того, чтобы привлечь внимание собеседника. Обращение может быть адресовано не только к одушевленным, но и неодушевлённым персонажам. В диалоге обращение произносится с особой, звательной интонацией.
4. Физкультминутка:
Задание: если слово нужно писать с заглавной буквы – поднимайте одну руку, если с маленькой буквы- хлопните в ладоши.
Слова: Барсик, котёнок, город, Южно-Сахалинск, Никита, семиклассник, река, Сусуя, собака, корова, Москва, Зорька, воробей, урок.
5. Закрепление полученных знаний. Практическая работа с учебником.
Стр. 29№34
- отработать постановку знаков препинания при обращении;
- отработать интонацию произнесения обращения;
- подчеркнуть обращение;
- обратить внимание на форму разговора- диалог. Сколько персонажей участвует, одушевленные или неодушевленные.
Упражнение 34.
-Здравствуй, Ворона!
- Ты кого зовешь, косой? Меня?
-Тебя,дяденька Ворон.
- Так я не ворона, а Ворон. Не видишь, что ли?
-А что видеть-то?
-Не понимаешь, глупый зверёк? Ворона серая, а я черный. Ворона деревенская, а я лесной.
- Подумаешь, много ли разницы!
-А еще я мясо заячье люблю, болтун.
-Ой, я всё уже понял, дяденька Ворон!
6. Итоги урока:
-как называется разговор двух персонажей?
- что используют персонажи, чтобы привлечь внимание друг друга?
- для чего нужно обращение в диалоге?
7. Выставление и комментирование оценок.
8. Запись и комментирование домашней работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Правописание имен собственных и употребление их в предложениях».
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание имен собственных и употребление их в предложениях». Данный урок с использованием нестандартных приёмов работы можно также использовать в пери...
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока русского языка в 8 классе "Обращение в эпистолярном жанре"
Данный урок-исследование предполагается как дополнительный в рамках изучения темы "Обращение". Учащиеся погружаются в исследовательскую деятельность, опираясь на тексты, представляющие культуроведческ...
конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"
интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ....
Конспект урока русского языка по теме "Употребление союзов хотя и чтобы"
Урок русского языка для слабсолышащих школьников 6 класс (вариант обучения 2.2)...