Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Конспект урока "Предложения с вводными словами и обращениями" в коррекционной школе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozheniya_s_vvodnymi_slovami_obrashchenie.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Предложения с обращениями и вводными словами»
- Цели: Повторить и обобщить изученные теоретические сведения по данной теме на уровне более широких обобщений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Синтаксическая пятиминутка
- Большой куст зверобоя,(1) усыпанный коробочками с семенами,(2) растёт на опушке леса.
- III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. В предложении могут быть слова, которые не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью.
Такими словами являются обращения и вводные слова. Они соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения.
IV. Повторение изученного материала.
1. Беседа по теме: «Обращение и знаки препинания при нем»
- Что называется обращением?
- Как обособляются обращения?
- Являются ли обращения членами предложения?
- Что вы можете сказать о частице «о» в предложениях с обращениями?
Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место.
2. Беседа по теме: «Вводные слова и предложения»
- Какие слова называются вводными словами?
- Являются ли вводные слова членами предложения?
- Что могут выражать вводные слова?
- Как выделяются на письме и в устной речи вводные слова и вводные предложения?
Вводные слова — слова или конструкции, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Как правило, вводные слова выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом.
Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания. Различается несколько основных групп вводных слов по их значению:
1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и тому подобное) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело и другие
2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность) : конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и другие
3. Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и так далее, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и другие
4 Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и другие; слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и тому подобное являются вводными, если после них можно добавить слово говоря: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть, иными словами, он сам себя уполномочил к этому;
5. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, по словам..., по сообщению..., по сведениям..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать и другие
6 Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым мыслям, к приводимым фактам и так далее: видишь (ли) , видите (ли) , понимаешь (ли) , понимаете (ли) , знаешь (ли) , знаете (ли) , пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли) , верите (ли) , пожалуйста и так далее....
V. Систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Самостоятельная работа
- ЗАДАНИЕ: Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания, выделите обращения и вводные слова.
- Отколь умная бредёшь ты голова?
- Во-первых искусство формирует характер человека.
- По сообщению учёных экспедиция открыла в тайге месторождение нефти.
- Отъезжающие займите места в вагоне.
- Дождь к счастью начал утихать.
- Безусловно я согласен с вами.
- А я остаюсь с тобой о родная моя сторона.
2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
1. Кажется, ваша история там наделала много шуму
2. Водились за ним, правда, некоторые слабости
3. Ловкость - достоинство, но сомнительное, оно часто превращается в недобросовестность, мягко говоря
4. К счастью, погода была тихая
5. Разумеется, я обрадовался этому предложению.
6. После долгой разлуки они сели на крыльце и, по обыкновению, заговорили
7. Кстати, автобус скоро должен был прийти
8. Сотрудник, к счастью, не вышел на работу
1) После долгой разлуки они сели на крыльце и, по обыкновению, заговорили.
2) Буран, мне казалось, все еще свирепствовал (А. Пушкин) .
3) К сожалению, у него не было акварельных красок (Солоухин) .
4) Она, наверно, по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем (Фадеев) .
5) Голова у меня что-то разболелась. Должно быть, к непогоде (Чехов).
- VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
- Что общего между обращениями, вводными словами (словосочетаниями) и предложениями?
- — Какими вспомогательными приёмами можно пользоваться при определении обращений и вводных слов (словосочетаний)?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что нам пригодится в дальнейшем?
VII. Домашнее задание
- Написать письмо, используя обращения, вводные слова и предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ритмики в 4-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.
Тема урока: Закрепление последовательности движений танца «Финская полька с хлопками». В данном уроке представлены эдементы ритмопластики, логоритмики, психогимнастики и их использование в ...
Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр, психогимнастики.
Конспект урока ритмики в 5-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих игр и психогимнастики. Тема: Разучивание логоритмической композиции ...
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...
Конспект урока трудового обучения во 2 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока "Выполнение строчки "Волна". Упражнение на полосе бумаги в клетку"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний....
Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока по географии в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Климат лесной зоны"
Урок - изучение нового материала, где учащиеся должны усвоить особенности климата Европейской и Азиатской частей лесной зоны России....
Конспект урока по географии в 9 классе коррекционной школы VIII вида "Знаешь ли ты свою область?"
Обобщающий урок по теме "Родной край" при изучении Кировской области...