Конспект урока 5 класс "Предложения с обращениями"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предложение с обращением
Цель урока: знакомство учащихся с понятием "обращение", его ролью в речи.
Задачи:
Обучающие:
- Дать определение понятия «обращение».
- Дать представление об использовании обращения в речи.
- Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.
Развивающие:
- Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением, использовать обращение как средство оценки адресанта и адресата речи.
- Развивать устную речь, коммуникативные умения.
Воспитывающие:
- Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
- Воспитывать любовь к русской литературе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.
Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Материалы к уроку:
- Презентация РР «Предложения с обращениями».
- Листы самооценки у каждого члена группы.
- Правила работы в группе.
- Задания и дидактический материал.
Ход урока
- Организационный момент.
Я рада нашей новой встрече,
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Ваши одноклассники приготовили для вас сюрприз.
Инсценировка басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» (дети выступают перед публикой)
Вы узнали басню? А автора?
- Ребята, какое первое слово прозвучало в речи лисицы? («Голубушка»)
А что она сделала при помощи этого слова?
- Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать сегодня на уроке?
Какова цель сегодняшнего урока?
Какие задачи мы поставим перед собой?
Слайд 2
- Узнать, что такое обращение.
- Научиться находить обращение в речи, соблюдать правильную интонацию.
- Научиться ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.
- Научиться взаимодействовать друг с другом, используя обращения.
- Для того, чтобы мы с вами выполнили задачи урока, вы поделены на подгруппы. Каждая группа будет отвечать на свои вопросы и фиксировать полученные знания на больших чистых листах, используя примеры и иллюстрации из басен. Когда одна группа отвечает, др. работают с рабочими листами, в которых будут отражать полученные знания. (В каждой группе лежат листы с заданиями, примеры из басен и иллюстрации, которые помогут самостоятельно изучить тему урока).
Примечание: для групповой работы класс разделен на группы, в которые входят ученики с разными способностями.
Во время первого этапа нашей работы члены каждой группы отвечают на свои вопросы, отражают полученные знания на больших чистых листах.
Второй этап-защита своих проектов. А остальные группы заполняют рабочие листы и готовят вопросы, если что-то непонятно.
1 группа: Что такое обращение? Чем оно может быть выражено?
Не оставь меня, кум милый!...
Кумушка, мне странно это…
До того ль, голубчик, было?
2 группа: С какой интонацией произносится обращение?
Голубушка, как хороша!...
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица?
3 группа: Как обращение выделяется на письме?
Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
4 группа: Какие чувства адресанта к адресату может выражать обращение? (дается лист, на котором значения слов адресат и адресант расшифрованы)
Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
5 группа: В каком случае после обращения ставится восклицательный знак?
Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!
Ребята в группах оформляют свои ответы на листах с помощью фломастеров, наклеивают нужные фразы.
Рабочие листы, которые заполняются по ходу защиты каждого проекта.
Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому ______________________________.
Обращение выражается нарицательным или собственным _____________________в _________________________ падеже.
Обращение произносится со ___________________ интонацией.
Обращение может состоять из одного слова, то есть быть _______________________________, а может состоять из нескольких слов, то есть быть ____________________________________.
Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________ и в _______________ предложения.
На письме обращение выделяется ______________________.
С помощью обращения говорящий может выразить свои чувства к адресату речи: ___________________ , ________________. ______________________.
Если обращение стоит в ___________ предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится _________________________, а следующее предложение начинается с _________________________ буквы.
ИТОГИ НАБЛЮДЕНИЯ:
- Проверка записей в группах под руководством учеников-консультантов
- Устные выступления представителя группы по своему вопросу.
- Дополнение записей в рабочие листы членами других групп.
Ребята, пока одна группа рассказывает о своем задании, остальные готовят вопросы и обращаются к выступающему, используя обращение.
Выводы. 1 группа: Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью, называется обращением.
Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.
2 группа: На слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией. В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений.
Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным.
Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным.
3 группа: В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.
Обращение выделяется запятыми.
Это знаки выделения. Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются
Выводы. 4 группа: Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат).
Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.
5 группа: Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Согласен или нет? Определить на слух, где есть обращения.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
"Соседка, перестань срамиться, -
"Ведь это дереву вредит, -
И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ребята, откуда я взяла эти примеры? (басни Крылова)
Закрепление изученного материала.
Все группы выполняют данные задания.
Параграф 30. Упр.154 – я не все понял. (1 предложение вместе у доски, 2 в тетради.)
Упр.155 – сомневаюсь. (1,2 предложения самостоятельно)
Понял все - творческое задание: самим нужно придумать 1-2 предложения с обращениями.
Проверьте себя! Под руководством учеников-консультантов дети в группах осуществляют само- и взаимопроверку упражнения. (листы самооценки)
ВЫВОДЫ: Что мы узнали на уроке? Удалось ли нам выполнить наши задачи? Поработайте с листами самооценки. Спросить несколько учеников (критерии оценки)
Заключительное слово учителя
Всем нам при общении Можно смело обратиться.
Поможет обращение. Только, друг, не забывай:
К людям, звездам или птицам Запятые расставляй.
(А. Косоговский.)
Домашнее задание.
Пересказ теоретического материала;
а) упр. 156 или
б) упр. 157 (самим подобрать материал из произведений художественной литературы)
в) сочинить сказку, где главным героем будет обращение
Литература
- Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы / С.И.Львова, И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева; [под ред. С.И.Львовой]. – М.: Эксмо, 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя / Г.А.Богданова. – 4-е изд, дораб. – М.: Просвещение, 2008.
- Крылов И.А. Сочинения в двух томах. – М, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Предложения с обращениями"
Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....
Конспект урока по теме "Обращение. Функции обращения" в 8 классе
Представлена технологическая карта урока с презентацией...
конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"
интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...
Конспект урока по русскому языку в 5 класс. "Обращения. Знаки препинания при обращении"
Знакомство с обращением в игровой форме...
Конспект урока по теме "Обращение"
Урок по теме "Обращение" 8 класс, программа, адаптированная для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....