Конспект урока 5 класс "Предложения с обращениями"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Цхай Ирина Александровна

материал для урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie_s_obrashcheniem.docx209.97 КБ

Предварительный просмотр:

Предложение с обращением

Цель урока: знакомство учащихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи:

Обучающие:

  1. Дать определение понятия «обращение».
  2. Дать представление об использовании обращения в речи.
  3. Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.

Развивающие:

  1. Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением, использовать обращение как средство оценки адресанта и адресата речи.
  2. Развивать устную речь, коммуникативные умения.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
  2. Воспитывать любовь к русской литературе.

Планируемые результаты:

Предметныезнать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. 
Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 
Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Материалы к уроку:

  1. Презентация РР «Предложения с обращениями».
  2. Листы самооценки у каждого члена группы.
  3. Правила работы в группе.
  4. Задания и дидактический материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Ваши одноклассники приготовили для вас сюрприз.

Инсценировка басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» (дети выступают перед публикой)

Вы узнали басню? А автора?

- Ребята, какое первое слово прозвучало в речи лисицы? («Голубушка»)

А что она сделала при помощи этого слова?

- Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать сегодня на уроке?

Какова цель сегодняшнего урока?

Какие задачи мы поставим перед собой?

Слайд 2

  • Узнать, что такое обращение.
  • Научиться находить обращение в речи, соблюдать правильную интонацию.
  • Научиться ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.
  • Научиться взаимодействовать друг с другом, используя обращения.
  1. Для того, чтобы мы с вами выполнили задачи урока, вы поделены на подгруппы. Каждая группа будет отвечать на свои вопросы и фиксировать полученные знания на больших чистых листах, используя примеры и иллюстрации из басен. Когда одна группа отвечает, др. работают с рабочими листами, в которых будут отражать полученные знания. (В каждой группе лежат листы с заданиями, примеры из басен и иллюстрации, которые помогут самостоятельно изучить тему урока).

Примечание: для групповой работы класс разделен на группы, в которые входят ученики с разными способностями.

Во время первого этапа нашей работы члены каждой группы отвечают на свои вопросы, отражают полученные знания на больших чистых листах.

Второй этап-защита своих проектов. А остальные группы заполняют рабочие листы и готовят вопросы, если что-то непонятно.

1 группа: Что такое обращение? Чем оно может быть выражено?

Стрекоза и муравей

Не оставь меня, кум милый!...

Кумушка, мне странно это…

До того ль, голубчик, было?

2 группа: С какой интонацией произносится обращение?

Ворона и лисица

Голубушка, как хороша!...
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица?

3 группа:  Как обращение выделяется на письме?

Зеркало и обезьяна

Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

4 группа:  Какие чувства адресанта к адресату может выражать обращение? (дается лист, на котором значения слов адресат и адресант расшифрованы)

Волк и ягненок

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

5 группа:  В каком случае после обращения ставится восклицательный знак?

Кукушка и петух

Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!

Ребята в группах оформляют свои ответы на листах с помощью фломастеров, наклеивают нужные фразы.

Рабочие листы, которые заполняются по ходу защиты каждого проекта.

Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому ______________________________.
Обращение выражается нарицательным или собственным _____________________в _________________________ падеже.

Обращение произносится со ___________________ интонацией.
Обращение может состоять из одного слова, то есть быть _______________________________,  а может состоять из нескольких слов, то есть быть ____________________________________.

Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________ и в _______________ предложения.
На письме обращение выделяется ______________________.

С помощью обращения говорящий может выразить свои чувства к адресату речи: ___________________ , ________________. ______________________.
Если обращение стоит в ___________ предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится _________________________, а следующее предложение начинается с _________________________ буквы.

ИТОГИ НАБЛЮДЕНИЯ:

  • Проверка записей в группах под руководством учеников-консультантов
  • Устные выступления представителя группы по своему вопросу.
  • Дополнение записей в рабочие листы членами других групп.

Ребята, пока одна группа рассказывает о своем задании, остальные готовят вопросы и обращаются к выступающему, используя обращение.

Выводы. 1 группа: Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью, называется обращением.

Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным.

2 группа: На слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией. В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений.

Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным.

Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным.

3 группа: В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.
Обращение выделяется запятыми.
Это знаки 
выделения. Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются 

Выводы. 4 группа: Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат).

Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.
5 группа: Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Согласен или нет? Определить на слух, где есть обращения.

"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:

"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!

"Соседка, перестань срамиться, -

"Ведь это дереву вредит, -

И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!

Ребята, откуда я взяла эти примеры? (басни Крылова)

Закрепление изученного материала.

Все группы выполняют данные задания.

Параграф 30. Упр.154 – я не все понял. (1 предложение вместе у доски, 2 в тетради.)
Упр.155 – сомневаюсь. (1,2 предложения самостоятельно)
Понял все -  творческое задание: самим нужно придумать 1-2 предложения с обращениями.

Проверьте себя! Под руководством учеников-консультантов дети в группах осуществляют само- и взаимопроверку упражнения.  (листы самооценки)

ВЫВОДЫ: Что мы узнали на уроке? Удалось ли нам выполнить наши задачи? Поработайте с листами самооценки. Спросить несколько учеников (критерии оценки)

Заключительное слово учителя

Всем нам при общении                      Можно смело обратиться.

Поможет обращение.                         Только, друг, не забывай:

К людям, звездам или птицам           Запятые расставляй.

                                                               (А. Косоговский.)

Домашнее задание. 

Пересказ теоретического материала;

а) упр. 156 или

б) упр. 157 (самим подобрать материал из произведений художественной литературы)

в) сочинить сказку, где главным героем будет обращение

Литература

  1. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы / С.И.Львова, И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева; [под ред. С.И.Львовой]. – М.: Эксмо, 2007.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя / Г.А.Богданова. – 4-е изд, дораб. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Крылов И.А. Сочинения в двух томах. – М, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Предложения с обращениями"

Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....

Конспект урока по теме "Обращение. Функции обращения" в 8 классе

Представлена технологическая карта урока с презентацией...

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

Конспект урока по теме "Обращение"

Урок  по теме "Обращение" 8 класс, программа, адаптированная для обучающихся с интеллектуальными  нарушениями....