Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_prepinaniya_pri_obrashchenii.zip | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
МКС(К)ОУ
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Г.Балахна
Конспект урока
русского языка
«Знаки препинания при обращении»
6 класс
Учитель русского языка
МКС(К)ОУ
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»
Клименко О.Ю.
Тема: «Знаки препинания при обращении»
Цель урока: сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением.
Задачи:
образовательные –развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.
развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся.
воспитательные - воспитывать культуру поведения учащихся, содействовать усвоению правил вежливого обращения к людям, воспитание культуры общения.
- Орг.момент
Всем ребятам дан звонок.
Он собрал нас на урок.
Встанем, подравняемся,
С трудностями справимся.
Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо , не согнусь,
За работу я возьмусь.
Вспомним правила посадки ученика за партой.
Запишем число в тетради.
2.Мотивация учебной деятельности
Прослушав сказку, определите роль обращения в нашей речи.
Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как он лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его Внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-эй!»
Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке...
— Как же к нему обратиться? — размышлял Слоненок.
— Я придумала! Придумала! Придумала! — закричала Мартышка.— Я придумала обращение! Давайте назовем его имя!
— Крокодил! — закричали гости хором.— Мы пришли к тебе!
— Кто это обращается ко мне так вежливо? — приоткрыл Крокодил один глаз.— Да это мои друзья!
На другой день Мартышка всем сообщала:
— Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и они обязательно вам ответят!
— А если хотите написать письмо,— добавлял Удав,— не забудьте отделить обращение запятой.
— Или восклицательным знаком, если хотите «написать» обращение «громко»,— заканчивал Слоненок.
Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: «Крокодил! Удав! Бегемот! Слон! Мартышка!».
- Что придумала Мартышка?
- А как надо обращаться к собеседнику?
СЛАЙД 1 Прочитайте стихотворение, обратите внимание на последнюю строку, она и подскажет вам тему сегодняшнего урока.
3.Повторение
- Что мы знаем об обращении?СЛАЙД 2
- С какой интонацией произносится обращение? СЛАЙД 3На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.
Это называется звательной интонацией. СЛАЙД 4
- Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются.
- Где в предложении может стоять обращение?СЛАЙД 5
- Как выделяется обращение в речи? Как на письме?СЛАЙД 6 Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.
- СЛАЙД 7 Прочитайте предложения. Из какого они произведения? Найдите обращения.
- Каким членом предложения является обращение?СЛАЙД 8
4. Словарная работа.
Вспоминаем слова-волшебники. (выполнение коррекционного упражнения)СЛАЙД 9
На слайде зашифрованы волшебные слова.
теизниви (извините)
псабоис (спасибо)
оспртети (простите)
жойлуаптса (пожалуйста)
ЗАКРЫВАЕМ СЛАЙДЫ
Вопрос классу: Ребята, для чего нужны нам, и взрослым, и детям, эти слова?
Прежде всего это вежливые слова, которые всем нам следует почаще употреблять. Недаром говорится, что ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.
Еще интереснее история слова «пожалуйста», которым вежливые люди пользуются для обращения, выражения просьбы или согласия. Оно тоже происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения» обычно в качестве приставки к имени. Для примера сошлемся на роман А.К. Толстого «Князь Серебряный». князь впервые побывал на пиру у Ивана Грозного. К Серебряному подошел стольник и, ставя перед ним блюдо жаркого, сказал:
- Никитаста! Великий государь жалует тебя блюдом со своего стола.
В настоящее время смысл этого старинного обращения утрачен, но слово «пожалуйста» прочно вошло в наш обиход.
Записывает учитель словарное слово на доске.
- Прочитайте слово, как оно произносится, как пишется?
- Запишите словарное слово.
- Укажите орфограммы, которые требуют запоминания.
- Хором прочитаем это слово по слогам, запомним написание.
- Составьте предложение с этим словом и обращением.
5. Этап решения поставленной задачи. СЛАЙД 10
Задание 3: на доске записаны предложения, попробуем объяснить постановку знаков препинания при обращении, а также попробуем составить схемы этих предложений
Дети, завтра пойдём на экскурсию. [О,…].
Завтра, дети, пойдём на экскурсию. […, о, …].
На экскурсию пойдём завтра, дети. […, о].
Дети! Будьте осторожны! [О!…]!
Сформулируйте правило постановки знаков препинания при обращении самостоятельно.
Сравним наше правило с правилом из учебника.
6.ФИЗМИНУТКА
Игра. Прошу выполнять действия только в том случае, если в просьбе есть обращение и волшебное слово.
- Встаньте со своих мест. (Ребята, встаньте, пожалуйста, со своих мест.)
- Мальчики, поднимите руки. (Мальчики, пожалуйста, поднимите руки.)
- Опустите. (Опустите, пожалуйста, руки, ребята.)
- Похлопайте, пожалуйста, в ладоши. (Похлопайте, пожалуйста, в ладоши, девочки.)
Дружно повернёмся вправо! (Дети, повернитесь, пожалуйста, вправо.)
7. Самостоятельная работа по карточкам.
Учащимся предлагаются индивидуальные карточки с разноуровневым заданием. Предложения в карточках взяты из произведений, изучаемых на уроках чтения и развития речи в 6 классе. (приложение 1).
Учащиеся 1, 2 групп самостоятельно выполняют задание, осуществляют взаимопроверку.
Учащимся 3 группы учитель оказывает индивидуальную помощь.
После выполнения задания учитель задаёт вопросы:
- Вы узнали из каких произведений данные предложения?
- Вспомните авторов этих произведений.
- Назовите героев этих произведений.
8. Рефлексия.
Выскажите своё мнение о прошедшем уроке, начните высказывание любым из этих выражений
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Я научился…
- У меня получилось…
9. Оценка эмоционального компонента.
Приложение 1.
1 группа
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы этих предложений.
- Братцы что он про меня сочиняет?
- Цветик становись на бочку и читай свои стихи.
- Гляди Сергунька сколько мы всякого добра из раковин добыли!
- Гляди внук сколько сапожонок, портков, картузов на берег волны повыбросили!
2 группа
Запишите предложения, расставляя знаки препинания.
- Братцы что он про меня сочиняет?
- Цветик становись на бочку и читай свои стихи.
- Гляди Сергунька сколько мы всякого добра из раковин добыли!
- Гляди внук сколько сапожонок, портков, картузов на берег волны повыбросили!
3 группа
Запишите предложения, найдите и обозначьте обращения.
- Братцы, что он про меня сочиняет?
- Цветик, становись на бочку и читай свои стихи.
4. Гляди,Сергунька, сколько мы всякого добра из раковин добыли!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные
В игровой форме во время урока ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...
Конспект урока русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Предлоги.
Открытый урок в игровой форме по сказке КолобокТема: «Предлоги» (3-й урок).Тип урока: Закрепление полученных знаний. Тема урока: Выделение предлогов в тексте и речи.Цель: Формирование...
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".
Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме «Имя прилагательное»".
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме "Имя прилагательное""....
Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"
Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания учащихся о...
План -конспект урока "Выделительные знаки препинания при обращении"
Создание условий для совершенствования навыков распознавания обращений в предложениях, выделение их знаками препинания...