Конспект урока по русскому языку по теме "Обращение. Письмо".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок поможет ребятам закрепить свои знания об «обращение»; обучатся нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением, научатся писать письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_-obrashchenie-_po_fgos_.doc | 81 КБ |
osnovnye_chasti_pisma.docx | 15.18 КБ |
shablony_dlya_pisma.docx | 13.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.
Тема «ОБРАЩЕНИЕ».
1.Ф.И.О. (полностью): Нарушева Наталья Викторовна
2. Место работы: МОУ СОШ с. Еделево
3. Должность: учитель русского языка и литературы
4. Предмет: русский язык
5. Класс: 5
6. Тема: Обращение.
7. Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013.
Технологическая карта урока
Цель урока | Закрепить свои знания об «обращение»; обучаться нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением, научиться писать письма. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизация знаний. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net/doc.htm http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://onlinemultfilmy.ru/kot-leopold/ http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/proverochnye-testy-po-russkomu-yazyku-dlya-5-klassa |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Фрагменты мультипликационного фильма, презентация, распечатанные текстовые материалы. |
Основные понятия | Обращение, письмо. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. Организационный момент. Создание ситуации успеха. Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, мобилизовать внимание школьников. | Создание благоприятного психологического климата. Учитель приветствует учащихся. | Приветствие учителя. | Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя. |
2. Мотивация к изучению темы урока. Создание проблемной ситуации. | Учитель: - первый мой вопрос такой. Скажите, пожалуйста: - Маша, ты читала произведения Эдуарда Успенского? Тебе знаком этот писатель? - Катя, а какие произведения Э. Успенского ты читала? - Ваня, а ты читал повесть Успенского «Дядя Федор, пес и кот»? - Лиза, а ты помнишь, как звали главного героя из мультфильма «Простоквашино»? - Ребята, сегодня гостями на нашем уроке будут герои из мультфильма «Простоквашино». Давайте назовем их. -Но! Перед тем, как мы с ними встретимся. Я бы хотела обратить ваше внимание на те вопросы, которые я вам задавала. - Вы заметили, что было общего во всех вопросах? - В чем была их особенность? - Каким образом я задавала вопросы? Кто заметил? Учитель: Я к вам обращалась, я называла вас каждого по имени, и обращение это строилось с особой интонацией. - Давайте вместе подумаем и назовем тему нашего сегодняшнего урока. СЛАЙД 1. | Отвечают на вопросы. Строят высказывания. «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке», «Школа клоунов». Да, дядя Федор. Дядя Федор, кот Матроскин, Шарик, Почтальон Печкин. Мы говорили о произведениях; в вопросах была особая интонация; вы к нам обращались и называли каждого по имени. Обращение. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя. Познавательные: подведение под понятие, постановка и решение проблем. Регулятивные: высказывание предположений на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; слушают других. |
3.Этап целеполагания. Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний. | Учитель: - Ребята, еще раз внимательно посмотрите на тему нашего урока. -Какова цель нашего занятия? - Чем мы будем сегодня с вами заниматься на уроке? Как вы думаете? Учитель: - Цель нашего урока следующая:-мы повторим, что такое обращение; - вспомним знаки препинания в предложениях с обращениями; - а еще наши мультгерои научат писать нас письма. Ведь именно в письмах очень часто встречаются обращения, когда мы называем того, к кому обращаемся. СЛАЙД 2. | -вспомним, что такое обращение, как выделяется обращение на письме; научимся правильно обращаться, с особой интонацией. | |
4. Этап осмысления учебного материала Цель: структурирование информации. (Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.)
| Учитель: - На прошлом уроке вы уже узнали, что такое обращение. Ведь так? Поэтому, я думаю, вы легко справитесь со следующим заданием. - Вам нужно продолжить предложенные предложения. СЛАЙД 3 Учитель: - И так, теперь я вижу, что вы готовы к встрече с нашим первым героем. Всё внимание на экран. (эпизод из мультфильма «Простоквашино» № 1). Учитель: - Ребята, вы узнали этого героя? Кто это? - Он пришел сегодня к вам с непустыми руками, он принес нам задание. - Первое задание следующее: ваша задача переписать эти предложения в тетрадь (предложения записаны на доске). При этом найти в каждом предложении обращение, подчеркнуть его и расставить знаки препинания. - Второе задание от почтальона Печкина «Найди правильный ответ» (работа с интерактивной доской). | 1.Обращение – это слова или сочетание слов, называющие того, к кому обращаются с интонацией. 2.Предложение не является членом предложения. 3.На письме предложения выделяются запятыми. Почтальон Печкин. Дети работают в своих тетрадях, затем у доски, проверяя правильность выполненного задания. Дети выполняют задание. | |
5. Объяснение нового материала. | Учитель: - Я думаю, пора нам встретиться и со вторым нашим сегодняшним гостем. Все внимание на экран (эпизод из мультфильма «Простоквашино» № 2). - Кто у нас главный герой? - Вот так он писал письмо своим родителям. - Ребята, скажите, пожалуйста, а вы умеете писать письма? - Когда-нибудь кто-нибудь из вас писал письма. -Обратите внимание, что сейчас мы очень редко пишем письма. - Сегодня на уроке мы с вами научимся писать письма. | Дядя Федор. Ответы учащихся на вопросы. | |
6.Физкультминутка. | Учитель: - Но перед тем, как мы подойдем к тому, как правильно нужно писать письмо, давайте немного отдохнем. - Так, встали все быстренько. Подтянулись к солнышку. Ручки немножко размяли. - А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Задание следующее: если вы слышите предложение с обращение, то вы звонко хлопаете в ладоши; если его там нет, вы присаживаетесь. -Школьники, оберегайте нашу природу! - Школьники всегда берегут природу! - Маша, почитай мне книгу. - Маша прочитала очень интересную книгу. - Ваня, нельзя обижать младших! - Ваня никогда не обижает младших. Отдохнули немного, присаживайся на свои места. Учитель: - Теперь, я думаю, вы готовы узнать, как правильно писать письмо. Да? - Наши мультгерои подготовили вам подсказку. У вас у каждого на парте есть вот такая сказка-подсказка. - В ней рассказывается о том, из каких частей состоит письмо, что нужно написать в каждом письме: содержание, речевые формулы, какие именно слова мы употребляем, когда пишем письмо. - Ознакомьтесь с этой таблицей (работа в парах). Учитель: - Мой первый вопрос. Скажите, пожалуйста, из скольких частей состоит письмо? - С чего мы начинаем письмо? - Что должно быть в зачине? Из чего он состоит? - Следующая часть у нас, какая? - Посмотрите, у вас здесь даны основные фразы, с помощью которых мы можем начать писать письмо. - Хорошо. И в конце заключительная часть. О чем она? Учитель: - Но прежде чем, мы приступим к написанию письма, вам нужно обратить внимание на словарные слова, которые очень часто встречаются в письмах. - Давайте в своих тетрадочках, с красной строки, через запятую, запишем эти слова. - Первое вы уже сами называли: здравствуйте, в котором есть непроизносимые согласные. Будьте внимательны, подчеркните карандашом эту орфограмму. - Следующее слово: извините, гласные и в корне слова. - и третье слово, которое очень часто встречается в письмах, это заключительное слово: до свидания. Обратите внимание, что оно пишется в два слова. Обязательно подчеркните орфограммы в этих словах.
Учитель: - Ребята, а вы обратили внимание, что у нас в конце таблицы есть две буквы, можете их себе в тетрадочки тоже записать. - Что они обозначают? - Для чего они предназначены. | Учащиеся выполняют упражнения. Да! Знакомство с таблицей, работа в парах. Письмо состоит из трех частей. С зачина С приветствия Основная часть. Рассказываем о себе. Подводим итог, пишем прощальные слова. Работа в тетрадях со словарными словами. Ответы детей на вопросы. | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
7. Закрепление нового материала. Практикум. | Учитель: - И так, ребята, мы с вами разобрались, как пишется письмо? - а теперь учимся писать письмо. - У вас у каждого на партах конверты от почтальона Печкина. - В конвертах даны шаблоны писем, достаем их. - Что вам нужно сделать! - У вас даны уже опорные слова для вашего письма. Ваша задача только дописать, например, ваши события, которые произошли в вашей жизни. Спросите как дела у того человека, которому вы будете писать. - Я бы хотела, чтобы кто-то из вас написал письмо одному из наших героев сегодняшнего урока. | Учащиеся выполняют задание. | Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы . |
8. Этап проверки и оценки результатов. Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями. | Учитель: - Ну что, проверяем? (опрашиваю 2-3 человек). - Ребята, в конце урока, я попрошу вас сдать все ваши письма. Вы подпишите их на конверте. | Прочитывание вслух своих писем. | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Учитель: - Наша задача сейчас проверить, достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале урока? Как вам работалось на уроке? Всё ли вам понравилось? СЛАЙД № 4 | Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Я понял, что… Я научился… МОЛОДЦЫ! | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
11. Домашнее задание. Выставление оценок. | Записывают задание в дневник. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: планируют необходимые действия. |
Предварительный просмотр:
Основные части письма | Содержание | Речевые формулы |
Зачин | Приветствие | Здравствуйте! Добрый день! |
Обращение | Дорогой, милый, любимый, родной… Бабушка, дедушка… | |
Основная часть | Рассказ о себе | Хочется сообщить… Я хотел бы рассказать… Вот некоторые новости… Нет ничего нового… Ты спрашиваешь, что у нас нового… |
Концовка | Заключительные слова | С (глубоким, искренним) уважением. Ваш (а, и). Всего хорошего. |
Основные части письма | Содержание | Речевые формулы |
Зачин | Приветствие | Здравствуйте! Добрый день! |
Обращение | Дорогой, милый, любимый, родной… Бабушка, дедушка… | |
Основная часть | Рассказ о себе | Хочется сообщить… Я хотел бы рассказать… Вот некоторые новости… Нет ничего нового… Ты спрашиваешь, что у нас нового… |
Концовка | Заключительные слова | С (глубоким, искренним) уважением. Ваш (а, и). Всего хорошего. |
Предварительный просмотр:
Здравствуй (те)____________________________________________________
Я хотел бы рассказать___________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Что нового_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Передайте____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
До свидания! С искренними пожеланиями
До новых встреч! Твой (Ваш)
Здравствуй (те)____________________________________________________
Я хотел бы рассказать___________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Что нового_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Передайте____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
До свидания! С искренними пожеланиями
До новых встреч! Твой (Ваш)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Различение на письме суффиксов к и ск"
На данном уроке разрабатывается алгоритм определения разряда имён прилагательных...
Конспект урока по русскому языку. Раздел: Деловое письмо. Тема: Поздравительная открытка. Класс: 5
Конспект урока по русскому языку. Раздел: Деловое письмо. Тема: Поздравительная открытка. Класс: 5Конспект составлен для детей с ОВЗ, занимающихся по учебнику Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс: у...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока по русскому языку «Деловое письмо. Записка»
Конспект урока по русскому языку «Деловое письмо. Записка» (коррекционная школа)...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...
Конспект урока по русскому языку «Деловое письмо. Заявление»
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 8 класса с интеллектуальными нарушениями «Деловое письмо. Заявление» направлен на формирование навыков правильного составл...