Презентация для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту)
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Данная презентация содержит пошаговую инструкцию к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, а также вариант-образец сочинения по тексту А.И.Куприна "Поединок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для учащихся 11 класса для подготовки к ЕГЭ | 87.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению , важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования ). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему . Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт , а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента ). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полно- стью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст 1 ( 1) Природа, как и во всём, распорядилась гениально. (2) В том-то и дело, что для поручика Дица вслед за любовью идёт брезгливость и пресыщение, а для Данте вся любовь — прелесть, очарование, весна! (3) Нет-нет, не думайте: я говорю о любви в самом прямом, телесном смысле. (4) Но она — удел избранников ! (5) Смотрите: все люди обладают музыкальным слухом, но у миллионов он такой, как у рыбы трески или как у штабс-капитана Васильченки , а один из этого миллиона — Бетховен. (6) Так во всём: в поэзии, в художестве, в мудрости… (7) Назанский подошёл к окну, прислонился лбом к углу стены рядом с Ромашовым и, задумчиво глядя в тёплый мрак весенней ночи, заговорил вздрагивающим , глубоким, проникновенным голосом: — (8) О, как мы не умеем ценить её тонких, неуловимых прелестей, мы — грубые , ленивые, недальновидные! (9) Понимаете ли вы, сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в неразделённой, безнадёжной любви? (10) Когда я был помоложе , во мне жила одна грёза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. (11) Влюбиться и всю жизнь, все мысли посвятить ей. (12) Всё равно: наняться подёнщиком, лакеем, кучером — переодеваться, хитрить, чтобы только хоть раз в год видеть её, целовать следы её ног на лестнице, чтобы — безумное блаженство! — раз в жизни прикоснуться к её платью. — (13) И кончить сумасшествием, — мрачно заметил Ромашов.
— (14) Ах, милый мой, не всё ли равно! — сказал с пылкостью Назанский и опять нервно забегал по комнате. — (15) Может быть, вы тогда-то и вступите в блаженную сказочную жизнь. ( 16) Ну, хорошо: вы сойдёте с ума от этой удивительной, невероятной любви, а поручик Диц сойдёт с ума от прогрессивного паралича и от гадких болезней . (17) Что же лучше? (18) Но подумайте только, какое счастье — стоять целую ночь на другой стороне улицы, в тени, и глядеть в окно обожаемой женщины . (19) Вот осветилось оно изнутри, на занавеске движется тень. (20) Не она ли то? (21) Что она делает? (22) Что думает? (23) Погас свет. (24) Спи мирно , моя радость, спи, возлюбленная моя!.. (25) И день уже полон — это победа ! (26) Годами употреблять все силы изобретательности и настойчивости, и вот — великий, умопомрачительный восторг: у тебя в руках её платок, бумажка от конфеты, обронённая афиша. (27) Она ничего не знает о тебе, никогда не услышит о тебе, глаза её скользят по тебе, не видя, но ты тут, подле, всегда обожающий, всегда готовый отдать за неё — нет, зачем за неё — за её каприз , за её мужа, за любовника, за её любимую собачонку отдать и жизнь, и честь, и всё, что только возможно отдать! (28) Ромашов, таких радостей не знают красавцы и победители . ( По А. Куприну*) *Александр Иванович Куприн (1870—1938) — русский писатель.
Пишем сочинение-рассуждение по прочитанному тексту Пошаговая инструкция ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст. В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста.
ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, постав- ленных автором текста. Для этого подберите, выделите в тексте или сформулируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.
Примеры фраз из текста: — Но она (любовь) — удел избранников! — Понимаете ли вы, сколько разнообразного счастья и очаровательных му - чений заключается в неразделённой, безнадёжной любви? — Может быть, вы тогда-то и вступите в блаженную сказочную жизнь. Примеры собственных формулировок: — Для одного человека вслед за любовью идёт брезгливость и пресыщение, а для другого вся любовь — прелесть, очарование, весна! — Что лучше: сойти с ума от удивительной, невероятной любви или сойти с ума от гадких болезней? — Настоящая любовь отдаёт, часто не требуя ничего взамен. — Неразделённая, безнадёжная любовь… Как часто мы слышим такое вы- ражение , не вникая в его смысл. — Что такое настоящая любовь? Всегда ли истинная любовь безответна? — Любовь… Как много книг, кинофильмов, картин посвящено этой теме! — Автор размышляет о том, что такое истинная любовь. — Предложенный нам текст А. И. Куприна интересен прежде всего тем, что в нём поставлен вопрос: что же такое неразделённая любовь.
ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях , не пересказывайте текст.
Возможные варианты начала комментариев: — Автор текста показывает, что неразделённая, безответная любовь может доставить человеку истинное наслаждение… — Действительно, рассуждения героя произведения Назанского посвящены неразделённой любви. Он хочет быть убедительным, поэтому автор строит его речь с помощью различных синтаксических средств выразительности. Речь На- занского эмоционально насыщена… — Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внима - ние речи Назанского , в которой выражается как отношение самого героя, так и автора к тому, что же такое безответная любовь…
ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора ( рассказчика ). Следите за чёткостью своей формулировки.
Возможные варианты начала формулирования позиции автора: — Автор утверждает, что неразделённая любовь — настоящая мука и величайшее счастье. — Авторская позиция ясна: …. — Автор, безусловно, прав, утверждая, что любовь многолика. — Безусловно, нельзя не признать правоту автора…
ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста. Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.
Примеры произведений, в которых поднимается проблема неразде - лённой любви: А. С. Грибоедов «Горе от ума» (1821—1824). А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823—1831), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829). М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840). И. А. Гончаров «Обломов» (1859). Ф. И. Тютчев «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…») (1870). И. С. Тургенев «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860). А. И. Куприн «Гранатовый браслет» (1910), «Олеся» (1898). М. И. Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915).
Возможные варианты начала аргументации, основанной на чита - тельском опыте: — Проблема … поднимается в произведении — Вопрос о … традиционен как для русской, так и для европейской лите - ратуры . Например, … — Размышляя о …, можно обратиться к произведению… — В этом году я читал произведение, в котором …. — О проблеме неразделённой, безответной любви написано много художе - ственных произведений. Особенно мне близок …, так как …
Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях . Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях: — Однажды я стал (стала) свидетелем … — С моей точки зрения, … — Я уверен (уверена), что … — Была ли в моей ещё недолгой жизни безответная любовь? — Я хочу рассказать о …
ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения. Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость .
Возможные варианты начала заключения: — Автор заставляет задуматься о том, … — После прочтения этого текста … — Я понял … — Итак, … — Таким образом, в заключение …
ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту. Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.
Пример сочинения по исходному тексту Неразделённая, безнадёжная любовь… Как часто мы слышим такое выражение, не вникая в его смысл. Для понимания про- блемы исходного текста важно уделить особое внимание речи На- занского , в которой выражается как отношение самого героя, так и автора к тому, что же такое безответная любовь. Действительно, рассуждения героя произведения Назанского посвящены неразде - лённой любви. Он хочет быть убедительным, поэтому автор строит его речь с помощью различных синтаксических средств вырази - тельности : риторических вопросов и восклицаний, инверсий. Речь героя эмоционально насыщена, но, несмотря на это, читатель по- нимает , что же хотел сказать автор.
Авторская позиция ясна: любовь бывает разной, все зависит от того , кто любит. Для одного человека любовь — отчаяние и страх перед неизведанным, для другого — глубочайшее наслаждение и поиск себя. Размышляя о неразделенной любви, можно обратиться к произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет», в котором показана безнадёжная, восторженная, бескорыстная и благоговейная любовь главного героя Желткова к княгине Вере Шеиной. Кульминационным моментом повествования становится прощание Веры с несчастным чиновником. Именно здесь становится ясно, что Желтков вырастает в трагического героя, а в княгине происходит внутренняя перемена. Зерном сюжета является письмо, объясняющее свойства браслета, именно после прочтения письма происходят изменения в понимании любви в самой Вере. Послание Желткова становится настоящим гимном великой любви, которая повторяется «один раз в тысячу лет». Читая письмо бедного чиновника , княгиня понимает, что настоящая любовь прошла мимо
неё, её душа словно открывается новому чувству, она по-другому начинает воспринимать мир и людей. Повесть «Гранатовый брас- лет» представляет собой изображение истинного лика любви. В нашей семье также хранится предание о неразделённой любви моего прадеда к своей однокласснице, которая погибла в годы Великой Отечественной войны. Прадед мой выжил, женился, но помнил о своей первой безответной любви и даже рассказывал всю историю внуку, моему отцу. Я понял, что настоящая любовь, даже и неразделённая, способна сделать человека духовно богаче, гуманнее, мудрее.
Используемые материалы Миронова, Наталия Александровна. Русский язык : Сочинение по прочитанному тексту : Задание № 25 на едином государственном экзамене / Н . А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2018. — 158, [2] с. — (Подготовка к единому государственному экзамену ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""
Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...
Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...
Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста
Урок развития речи в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7 класс...
Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)
Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...
Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста). ...