Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochineniya-rassuzhdeniya.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования учащихся
«Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста:
теория и практика»
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отда ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце нивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, те зисов, объединения нескольких источников, кото рые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также яв ляется элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу дущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово рить. Развитие личнос ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос ти — это необходимая предпосылка решения соци альных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому язы ку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпуск ников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемый курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Цели курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Возраст обучающихся, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа, - старше 18 лет.
Срок реализации
Данная программа в объеме 18 часов рассчитана на 2 года обучения:
1 год – 10 класс (10 часов).
2 год – 11 класс (8 часов).
Прогнозируемый результат
Программа курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля и критерии его оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме творческих работ)
- итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.
Содержание программы
Модуль1. Теоретический аппарат курса (10 класс).
- Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
- Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
- Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
- Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
- Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
- Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
- Заключительная часть сочинения.
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности (11 класс).
- Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
- Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
- Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
- Экспертная оценка творческих работ.
Тематическое планирование
п/п | Темы уроков | Вид урока |
1. | Композиция сочинения - рассуждения | Лекция |
2. | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
3-5. | Тема и проблема текста. Как определить проблему? | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
6. | Как прокомментировать проблему. Виды комментария | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
7. | Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
8. | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме | Практикум |
9. | Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности |
10. | Финал сочинения | Практикум |
11-12. | Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля | Комплексное применение знаний |
13-14. | Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | Комплексное применение знаний |
15-16. | Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля | Комплексное применение знаний |
17-18. | Итоговые занятия. Защита творческих работ | Презентация, рецензирование, экспертная оценка. |
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
- Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
- Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.
- Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007
Дополнительная литература
- Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.
- Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
- Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
- Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
- Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Художественный анализ текста"
Программа дополнительного образования по литературе для учащихся смешанной возрастной группы 10-11 классов...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей основам журналистики
Подробная программа для работы с детьми по изучению основ журналистики и газетно-издательской деятельности в системе дополнительного образования....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы фотографии»
Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными технологиями. Визуальные технологии заняли прочное место в жизн...
Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных каче...
Элективный курс "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста:теория и практика"
Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочит...
Образовательная программа дополнительного образования: классификация, нормативно-правовая основа.
Определение понятия «образовательная программа дополнительного образования». Целевые ориентиры образовательной программы дополнительного образования. Подходы к классификации образовательны...