Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Цели занятия:
- обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;
- развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;
- воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_gia_s2.2.doc | 137.5 КБ |
posobie_k_uroku.doc | 44.5 КБ |
prezentatsiya_gia_s2.2.ppt | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей
города Узловая Тульской области
МАСТЕР - КЛАСС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ГОРОДА УЗЛОВАЯ
ПО ТЕМЕ: «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
( ГИА ЧАСТЬ С 2.2)
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
МБОУ лицея
Данильченко Наталья Юрьевна
2011 – 2012 учебный год
Мастер-класс на тему: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
9 класс
Цели занятия:
- обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;
- развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;
- воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции.
Ход занятия.
I. Вступительное слово учителя. Мотивация.
- В этом году вы, ребята, сдаёте экзамен по русскому языку в форме ГИА. Наиболее сложным этапом экзаменационной работы является задание С2.2. Поэтому наше занятие посвящено подготовке к выполнению этого очень непростого задания: «Сочинение на основе прочитанного текста». (Слайд №1)
- Что необходимо знать и уметь, чтобы работа была успешной? Во-первых, основные этапы работы с текстом. Во-вторых, выполнять комплексный анализ и создавать сочинение по заданному тексту.
II. Чтение эпиграфа к уроку. (Слайд №2)
Всё наше достоинство
заключено в мысли.
Будем же учиться хорошо
мыслить.
Б. Паскаль
Не надо бояться данного вида работы, ведь даже у известных людей не всегда получалось писать школьные сочинения.
Написав сочинение за свою дочь, Салтыков-Щедрин получил «2».
М. Зощенко получил «2» за выпускное сочинение.
В. Катаев, написав сочинение за племянницу на тему «Что хотел сказать Катаев в повести «Белеет парус одинокий», получил «3».
Каким должен быть объём сочинения?
В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество слов в сочинении теперь должно быть не 50, а 70. Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов. Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
Какие же типичные ошибки допускают ученики?
С2К1
Понимание смысла фрагмента текста.
1. Неумение определять основную мысль исходного текста, в результате чего отклонение от ответа на вопрос.
2. Несформированность важного коммуникативного умения – умения создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста.
С2К2
Наличие примеров- аргументов.
1. Отсутствие доказательств или недостаточная аргументация.
2. Аргументы из прочитанного текста не соответствуют тезису, который они могли бы проиллюстрировать.
С2К3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
1. Полное отсутствие разделения сочинения на абзацы.
2. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.
3. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
С2К4
Композиционная стройность.
1. Несоразмерность частей композиции.
2. Затянутое вступление.
3. Недостаточный объём основной части.
4. Слишком большой объём заключения.
5. Отсутствие какой-либо композиционной части.
6. Недостаточная последовательность изложения (автор «перескакивает» с одной темы на другую, с одного объекта на другой).
Учитель. Как вы думаете, какой тип речи мы будем использовать, создавая сочинение. (Рассуждение).
Учитель. Что такое рассуждение?
(Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.
Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.)
КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ
1. Вступление (зачин). Сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения.
2. Основная часть:
приведение аргументов
как последовательность доказательства тезиса.
3. Заключение (вывод).
Как начинать сочинение?
Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
Не лишним будет употребление вводных слов и предложений: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
А теперь рассмотрим варианты вступлений:
- Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.
- Краткая справка о писателе.
М. Веллер - современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, и охотником-промысловиком на Таймыре, и даже журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие же качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.
- Определение темы текста.
Данный текст о том, что память - творческий процесс, с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть. Совесть и память - тесно взаимосвязанные вещи.
- Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.
Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.
Я хотела бы предложить шаблон написания вступительной части сочинения-рассуждения.
Для чего писатель (журналист) пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и автор призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами. Предложенный для анализа текст (Ф.И.О. автора) заканчивается фразой (имеет фразу) «________________». Как я её понимаю?
Учитель. Прослушайте текст из экзаменационной работы (он распечатан и находится перед вами) и попробуйте, кто-то, пользуясь шаблоном, а кто-то уже самостоятельно, создать своё вступление к сочинению.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И, пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)
Борис Львович Васильев — советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Относится к поколению юношей, которым суждено было со школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушно-десантных войсках.
Варианты вступления.
Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.
Дети своей жестокостью и бессердечием ранили душу Анны Федотовны, обидели ее, лишили ее веры в людей. Она не ожидала такого бесчестного поступка от детей. Как можно это доказать?
Для чего писатель пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и он призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами. Предложенный для анализа текст Б.Л.Васильева заканчивается фразой: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Как я её понимаю?
Учитель. Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части следует избегать:
• пересказа текста
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и грамотно излагать свои мысли. Вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
- О чём текст Васильева?
- Какова его основная идея?
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике.
В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.
Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны подтверждать разные аргументы;
• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
• пример без указания на аргумент не учитывается.
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что …
Вот простое клише возможной основной части.
Во-первых, она означает, что _______________, потому что _________________. Я думаю, лучше всего эта точка зрения выражена в предложении № __.
Во-вторых, размышляя о ______________, автор говорит: «___________________».
Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла. На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила им, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь.
Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки, украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени - непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.
О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
- коротким, но ёмким по содержанию;
- логически связан с предыдущим изложением;
- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог сказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Вот простое клише возможного заключения.
Таким образом, … заставил меня задуматься о _______________. Я не могу не согласиться с ним, ведь _________________________.
Таким образом, ученики уничтожили последнее, что осталось у Анны Федотовны,– память о сыне. От людской черствости и обмана ее сын «погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда». Поэтому-то и «ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Бесценные письма сына были для Анны Федотовны знаком незримого присутствия родного человека – голоса в душе матери.
Грамотность.
Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.
Про почерк.
Помните, что задания уровня С (С1, С2.1, С2.2) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква.
Предварительный просмотр:
ПОСОБИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
НА ТЕМУ:
«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ТЕКСТУ.
ЧАСТЬ С 2.2».
2012
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И, пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)
Борис Львович Васильев — советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Относится к поколению юношей, которым суждено было со школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушно-десантных войсках.
1. Вступление (зачин). Сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения.
(1-2 предложения).
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
Не лишним будет употребление вводных слов и предложений: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
Варианты вступлений:
- Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.
- Краткая справка о писателе.
М. Веллер - современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, и охотником-промысловиком на Таймыре, и даже журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие же качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.
- Определение темы текста.
Данный текст о том, что память - творческий процесс, с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть. Совесть и память - тесно взаимосвязанные вещи.
- Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.
Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.
Шаблон написания вступительной части сочинения-рассуждения.
Для чего писатель (журналист) пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и автор призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами. Предложенный для анализа текст (Ф.И.О. автора) заканчивается фразой (имеет фразу) «________________». Как я её понимаю?
2. Основная часть:
приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса.
Должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части следует избегать:
• пересказа текста
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике.
В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.
Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны подтверждать разные аргументы.
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что …
Вот простое клише возможной основной части.
Во-первых, она означает, что _______________, потому что _________________. Я думаю, лучше всего эта точка зрения выражена в предложении № __.
Во-вторых, размышляя о ______________, автор говорит: «___________________».
3. Заключение (вывод).
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
- коротким, но ёмким по содержанию;
- логически связан с предыдущим изложением;
- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог сказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Вот простое клише возможного заключения.
Таким образом, … заставил меня задуматься о _______________. Я не могу не согласиться с ним, ведь _________________________.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»
Цели урока:повторить композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...
Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»
Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный) УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...
Урок развития речи в 6 классе. Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.
Урок развития речи в 6 классе Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.Тип урока: изучение нового материалВид: к...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"
Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»
Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...
Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»
Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст»
В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку...