Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Данильченко Наталья Юрьевна

Цели занятия:

- обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;

- развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;

- воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_gia_s2.2.doc137.5 КБ
Microsoft Office document icon posobie_k_uroku.doc44.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_gia_s2.2.ppt258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей

города Узловая Тульской области

МАСТЕР - КЛАСС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  9 КЛАССОВ ГОРОДА УЗЛОВАЯ

ПО ТЕМЕ: «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

 ( ГИА ЧАСТЬ С 2.2)

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея

Данильченко Наталья Юрьевна

2011 – 2012 учебный год

Мастер-класс на тему:  «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

 9 класс

Цели занятия:

- обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;

- развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;

- воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции.

Ход занятия.

I. Вступительное слово учителя. Мотивация.

- В этом году вы, ребята, сдаёте экзамен по русскому языку в форме ГИА. Наиболее сложным этапом экзаменационной работы является задание С2.2. Поэтому наше занятие посвящено подготовке к выполнению этого очень непростого задания: «Сочинение на основе прочитанного текста». (Слайд №1)

- Что необходимо знать и уметь, чтобы работа была успешной? Во-первых, основные этапы работы с текстом. Во-вторых, выполнять комплексный анализ и создавать сочинение по заданному тексту.

II. Чтение эпиграфа к уроку. (Слайд №2)

Всё наше достоинство

             заключено в мысли.

             Будем же учиться хорошо

             мыслить.

                                    Б. Паскаль

Не надо бояться данного вида работы, ведь даже у известных людей не всегда получалось писать школьные сочинения.

Написав сочинение за свою дочь, Салтыков-Щедрин получил «2».

М. Зощенко получил «2» за выпускное  сочинение.

В. Катаев, написав сочинение за  племянницу на тему «Что хотел сказать Катаев в повести «Белеет парус  одинокий», получил «3».

Каким должен быть объём сочинения?

         В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество слов в сочинении теперь должно быть не 50, а 70. Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов. Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.  При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.

 Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

Какие же типичные ошибки допускают ученики?

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста.

1. Неумение определять  основную  мысль исходного текста, в результате чего отклонение от ответа на вопрос.

2. Несформированность важного коммуникативного умения – умения создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста.

С2К2

Наличие примеров- аргументов.

1. Отсутствие доказательств или недостаточная аргументация.

2. Аргументы из прочитанного текста не соответствуют тезису, который они могли бы проиллюстрировать.

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1. Полное отсутствие разделения  сочинения на абзацы.

2. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой  части.

3. Неоправданное включение предложения или нескольких  предложений в  смысловую часть текста.

С2К4

Композиционная  стройность.

1. Несоразмерность частей композиции.

2. Затянутое вступление.

3. Недостаточный объём основной части.

4. Слишком большой объём заключения.

5. Отсутствие какой-либо композиционной части.

6. Недостаточная последовательность изложения (автор «перескакивает» с одной темы на другую, с одного объекта на другой).

Учитель. Как вы думаете, какой тип речи мы будем использовать, создавая сочинение. (Рассуждение).

Учитель. Что такое рассуждение?

(Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить связи между явлениями, и приходит  к какому-либо выводу, суждению.

Основная коммуникативная цель  рассуждения – убедить, объяснить.)

КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ

1. Вступление (зачин). Сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения.

2. Основная часть:

   приведение аргументов

   как последовательность доказательства тезиса.

3. Заключение (вывод).

Как начинать сочинение?

 Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление  может состоять из 1-2-х предложений.

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

Текст  заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...

Не лишним будет употребление  вводных слов и предложений: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим варианты вступлений:

  1. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

       

Что такое  забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.

  1. Краткая справка о писателе.

М. Веллер - современный писатель. За свою жизнь он сменил около  тридцати профессий! Был и учителем, и  лесорубом в тайге, и охотником-промысловиком на Таймыре, и даже журналистом. Огромное число  разных людских судеб знакомо ему. Какие же качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об  этом размышляет  и в предложенном тексте.

  1. Определение темы текста.

Данный текст о том, что память - творческий процесс, с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть. Совесть и память - тесно взаимосвязанные вещи.

  1. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.

Я хотела бы предложить шаблон написания вступительной части сочинения-рассуждения.

   Для чего писатель (журналист) пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и автор призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами. Предложенный для анализа текст (Ф.И.О. автора) заканчивается фразой (имеет фразу)  «________________». Как я её понимаю?

Учитель. Прослушайте текст из экзаменационной работы (он распечатан и находится перед вами) и попробуйте, кто-то,  пользуясь шаблоном, а кто-то уже самостоятельно,  создать своё вступление к сочинению.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

(14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

(24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И, пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.  (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,  погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву)

Борис Львович Васильев  — советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Относится к поколению юношей, которым суждено было со школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушно-десантных войсках.

Варианты вступления.

          Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.

Дети своей жестокостью и бессердечием ранили душу Анны Федотовны, обидели ее, лишили ее веры в людей. Она не ожидала такого бесчестного поступка от детей. Как можно это доказать?

           Для чего писатель пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и он призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами. Предложенный для анализа текст Б.Л.Васильева заканчивается фразой: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Как я её понимаю?

Учитель. Как писать основную часть?

         Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

• пересказа текста

• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и  грамотно излагать свои мысли. Вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:

1.    Перечитайте текст несколько раз.

2.    Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

- О чём текст Васильева?

- Какова его основная идея?

3.    Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4.    Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

5.   Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике.

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.

Как оформлять примеры в сочинении?

Во-первых, помните о требованиях к примерам:

• примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны подтверждать разные аргументы;

• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;

• пример без указания на аргумент не учитывается.

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.

 В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.

 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста.

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.

• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

• Предложение № … подтверждает мысль о том, что …  

Вот простое клише возможной основной  части.

   Во-первых, она означает, что _______________, потому что _________________. Я думаю, лучше всего эта точка зрения выражена в предложении № __.

  Во-вторых, размышляя о ______________, автор говорит: «___________________».

Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От  горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла.  На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила им, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала  навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь.

          Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки,  украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини  ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и  смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени - непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

- коротким, но ёмким по содержанию;

- логически связан с предыдущим изложением;

- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог сказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

Вот простое клише возможного заключения.

Таким образом, … заставил меня задуматься о _______________. Я не могу не согласиться с ним, ведь _________________________.

Таким образом, ученики уничтожили последнее, что осталось у Анны Федотовны,– память о сыне. От людской черствости и обмана ее сын «погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда». Поэтому-то и «ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Бесценные письма сына были для Анны Федотовны знаком незримого присутствия родного человека – голоса в душе матери.

Грамотность.

      Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.

 Про почерк.

 Помните, что задания уровня С (С1, С2.1, С2.2)  будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква.



Предварительный просмотр:

ПОСОБИЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

НА ТЕМУ:

«СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ТЕКСТУ.

ЧАСТЬ С 2.2».

2012

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

(14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

(24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И, пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.  (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,  погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву)

Борис Львович Васильев  — советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Относится к поколению юношей, которым суждено было со школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушно-десантных войсках.

1. Вступление (зачин). Сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения.

(1-2 предложения).

При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

Текст  заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...

Не лишним будет употребление  вводных слов и предложений: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

Варианты вступлений:

  1. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

Что такое  забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.

  1. Краткая справка о писателе.

М. Веллер - современный писатель. За свою жизнь он сменил около  тридцати профессий! Был и учителем, и  лесорубом в тайге, и охотником-промысловиком на Таймыре, и даже журналистом. Огромное число  разных людских судеб знакомо ему. Какие же качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об  этом размышляет  и в предложенном тексте.

  1. Определение темы текста.

Данный текст о том, что память - творческий процесс, с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть. Совесть и память - тесно взаимосвязанные вещи.

  1. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.

Шаблон написания вступительной части сочинения-рассуждения.

   Для чего писатель (журналист) пишет свои произведения? Вероятно, он хочет поделиться с нами своими мыслями и чувствами, его волнуют какие-то проблемы, и автор призывает нас поразмышлять вместе с ним над волнующими его вопросами. Предложенный для анализа текст (Ф.И.О. автора) заканчивается фразой (имеет фразу)  «________________». Как я её понимаю?

2. Основная часть:

   приведение аргументов  как последовательность доказательства тезиса.

 Должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

• пересказа текста

• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:

1.    Перечитайте текст несколько раз.

2.    Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

3.    Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4.    Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

5.   Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике.

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.

Как оформлять примеры в сочинении?

Во-первых, помните о требованиях к примерам:

• примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны подтверждать разные аргументы.

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.

 В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.

 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста.

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.

• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

• Предложение № … подтверждает мысль о том, что …  

Вот простое клише возможной основной  части.

   Во-первых, она означает, что _______________, потому что _________________. Я думаю, лучше всего эта точка зрения выражена в предложении № __.

  Во-вторых, размышляя о ______________, автор говорит: «___________________».

3. Заключение (вывод).

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

- коротким, но ёмким по содержанию;

- логически связан с предыдущим изложением;

- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог сказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

Вот простое клише возможного заключения.

Таким образом, … заставил меня задуматься о _______________. Я не могу не согласиться с ним, ведь _________________________.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»

Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный)  УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...

Урок развития речи в 6 классе. Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.

Урок  развития речи в 6 классе           Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.Тип урока: изучение нового материалВид: к...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст»

В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку...