Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
- Пояснительная записка.
Введение элективного курса как вариативной части учебного плана образовательного учреждения, обусловлено тем, что программа в 9 классе рассчитана всего на 2 часа в неделю, и, естественно, этого недостаточно для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку в новой форме. Следует учитывать и тот факт, что обучение сочинению-рассуждению начинается по программе в 5-7 классах. Что же касается программы в 8-9 классах, то основное внимание по развитию речи уделяется написанию изложений. Социальная значимость данного курса заключается в необходимости подготовки учащихся 9 классов к итоговой аттестации, к олимпиадам различного уровня, к предпрофильному обучению.
- Актуальность программы - помощь в подготовке к сочинению-рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 9 классе
- Новизна программы – большое количество разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно с точки зрения нравственного и эстетического воспитания. Основное внимание уделяется взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов. Применяемые технологии: исследовательская деятельность учащихся, проблемное обучение, информатизация учебного процесса
- Межпредметные связи с литературой, искусством, историей
- Цели и задачи программы.
- Теоретические: освоить знания о языке и речи(литературные нормы, виды речевой деятельности, стили русской литературной речи и т.д.)
- Развивающие: развивать познавательные интересы, творческие способности, желание изучать русский язык
- Практические: совершенствовать коммуникативные навыки, навыки работы с текстом (стилистический и лингвистический анализ), определять авторскую позицию, выражать собственное мнение и подбирать доказательства, четко и последовательно излагать свои мысли, составлять связное высказывание по данной проблеме
- Воспитательные: прививать любовь и уважение к русскому языку, стремление к самостоятельной работе по приобретению знаний и навыков, необходимых для итоговой аттестации.
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
- Типы и стили речи;
- Нормы русского литературного языка;
- Виды речевой деятельности;
- Строение текста
В результате изучения программы учащиеся должны уметь:
- Писать сочинение-рассуждение
- определять функциональные стили текста
- Работать со смысловыми типами речи
- Анализировать тексты различных стилей
- Рецензировать и редактировать тексты
Основной формой организации обучения в рамках данного элективного курса являются практические занятия, в ходе которых учащиеся используют тексты различных стилей, вследствие чего знакомятся с авторами, не изучаемыми по программе, совершенствуют навыки исследовательской и проектной деятельности.
2.Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе на: | Вид работы | |
лекции | Практические работы | ||||
1 | Цели и задачи курса. Требования к сочинению-рассуждению. Советы по написанию сочинения-рассуждения. | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа |
2 | Функциональный стиль текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение | 5 | 2 | 3 | Коллективная работа Творческая работа |
3 | Художественный стиль текста. | 1 | 1 | Коллективная работа | |
3.1. | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
3.2. | Рецензирование и редактирование текста художественного стиля | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
4 | Публицистический стиль текста. | 1 | 1 | Коллективная работа | |
4.1. | Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
4.2. | Рецензирование и редактирование текста публицистического стиля | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
5 | Научный стиль текста | 1 | 1 | Коллективная работа | |
5.1. | Обучающее сочинение по тексту научного стиля. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
5.2. | Рецензирование и редактирование текста научного стиля | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
6 | Разговорный стиль и его особенности | 1 | 1 | Коллективная работа | |
6.1. | Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
7 | Официально-деловой стиль | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
8 | Создание проекта: «Я пишу сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста» | 6 | 6 | Коллективная работа Творческая работа | |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
- Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. Цели и задачи курса.
Требования к сочинению-рассуждению. Советы по написанию сочинения-рассуждения.
Раздел 2. Функциональный стиль текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Знакомство с функциональными стилями и типами речи на материале текстов русской литературы и искусства. Понятие описания, рассуждения и повествования.
Раздел 3. Художественный стиль текста.
3.1. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля
3.2.Рецензирование и редактирование текста художественного стиля
Особенности художественного стиля. Тексты современной и исторической художественной литературы
Раздел 4. Публицистический стиль текста
4.1. Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.
4.2. Рецензирование и редактирование текста публицистического стиля
Синтаксические и стилистические особенности публицистического стиля.
Раздел 5. Научный стиль текста
5.1. Обучающее сочинение по тексту научного стиля
5.2. Рецензирование и редактирование текста научного стиля
Особенности научного стиля.
Раздел 6. Разговорный стиль и его особенности
6.1. Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля.
Использование лексики в разговорном стиле. Культура общения.
Раздел 7. Официально-деловой стиль
Применение официально-делового стиля в школе.
Раздел 8. Создание проекта: «Я пишу сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Коллективная работа по созданию проекта: подбор материала, планирование, написание сочинения-рассуждения.
- Перечень рекомендуемой литературы для учителя:
Основная:
- Гендина Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса (Текст). Кемерово, 1998 г.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы (Текст), - М.: Айрис-пресс, 2007 г.
- Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.- М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
- Потемкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы (Текст).- М.: Русское слово, 2006 г.
- Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык:9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: АСТ: Астрель, 2010 г.
- Никитина Н.А. Развитие речи. Русский язык. 5-9 классы, Дрофа, 2009 г.
Дополнительная:
Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе
Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе
Григорьева Н.А. практикум-справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.
Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа текста
Перечень рекомендуемой литературы для учащихся:
Основная:
- Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык:9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: АСТ: Астрель, 2010 г.
- Никитина Н.А. Развитие речи. Русский язык. 5-9 классы, Дрофа, 2009 г.
Дополнительная:
Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе
Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий.
Григорьева Н.А. практикум-справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа текста
Самсонов А.Н. Как повысить грамотность, АСТ, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса
Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...
Программа элективного курса «Подготовка к части С ЕГЭ»
Программа элективного курса «Подготовка к части С ЕГЭ»...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка к ЕГЭ по математике» (для 10-11 классов)
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Программа элективного кур...
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ, комплексный анализ текста» по русскому языку для 11 класса...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3"
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3». Программа предназначена для педагогов, осуществляющих подготовку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст»
В век цифровых технологий на смену живому человеческому общению приходят автоматизированные фразы, компьютерные программы. Человек утрачивает способность грамотно и красноречиво высказывать свою точку...
Программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ и устному экзамену по русскому языку в 9 классе"
Подготовка к ОГЭ и устному экзамену по русскому языку...