Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста" 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс)
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса " Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста". 11 класс | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»
11 класс
Учителя русского языка и литературы
Бондаренко Алевтина Васильевна
г.Когалым
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста» для учащихся 11 класса составлена на основе программы элективного курса Л.А Кобзаревой «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» и учебно–методических пособий Н. А. Сениной и А. Г. Нарушевич, Г. Т. Егораевой, Е. С. Симаковой и других. Программа рассчитана на 34 часа.
Актуальность ведения данного курса возрастает в связи с тем, что одним из заданий ЕГЭ является создание сочинения-рассуждения, проверяющего умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и являющегося показателем не только уровня владения русским языком, но и показателем их общей культуры, уровня нравственного и социального развития. Это является ещё одной причиной ведения в старших классах элективного курса, изучение которого будет полезно любому выпускнику школы, стремящегося получить высокий бал на ЕГЭ.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, прежде всего они должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, так и свободно и грамотно говорить. Поэтому главной целью школы, отвечающей требованиям настоящего времени, является успешная социализация выпускника в обществе, и здесь на первое место выходят социально-коммуникативные компетенции школьников. Это является ещё одной предпосылкой введения в образовательный процесс элективного курса «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Специфика курса заключается в том, что он содержит методику подготовки к выполнению части С, систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения и подобранные к ним задания.
Новизна программы
- в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;
- в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;
- в представлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;
- в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;
- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста;
- в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.
Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен так, что практически не требуется домашней подготовки.
Цели и задачи курса:
Теоретические:
- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;
Практические:
- совершенствование коммуникативных умений;
- овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разработанной устной и письменной информацией;
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Доминирующей идеей курса «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Занятия данного курса базируется на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V – IХ классах.
Теоретической основой данного курса являются:
- лингвистический, стилистический анализ текста;
- система языковых понятий и функционирование;
- различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся;
- технологии проблемного обучения.
Роль программы в образовательном маршруте обучающего заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
- овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
- способен работать над разнообразной информацией;
- может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
- способен аргументировано доказать собственную точку зрения.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен
иметь представление:
- о коммуникативной функции языка;
- о литературном языке как основе художественной литературы;
- о языковых нормах и их признаках;
знать:
- смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
- стили речи и их признаки;
- особенности жанра рассуждения;
- признаки текста и его функционально смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка;
- основные нормы речевого этикета;
уметь применять на практике:
- различать стили речи;
- проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
- определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;
- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
- свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
- осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
- извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать её в творческой работе;
- применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Содержание контроля
Перечень разделов и тем | Уровень контроля | Требования к знаниям | Требования к умениям | Обще учебные навыки |
Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Основные аспекты анализа текста. | Уровень знакомства (распознавания) | Знать основные требования к работе. Композиция творческой работы, смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения | Разбираться в нормах оценки | Оформлять записи в тетради |
Работа с авторскими текстами | Репродуктивный уровень | Понятия: стили речи, типы речи, тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме, аргументы. | Производить лингвистический анализ текста с помощью учителя. | Оформлять записи в тетради. Находить необходимую информацию в тексте. |
Обучающие работы над созданием собственного текста | Уровень полноценных знаний | Понятия: тема текса, проблема, авторская позиция, корректное изложение собственного мнения по проблеме, аргументы Композиция текста. Основные нормы литературного языка, основные нормы речевого этикета. | Производить лингвистический анализ текста, адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию текста, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, уметь составлять текст по заданной модели. | Планировать работу. Аргументировано выражать собственное мнение. |
Самостоятельное создание собственного текста | Уровень трансформации | Понятия: тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме, аргументы. Композиция текста. | Самостоятельно производить лингвистический анализ текста, уметь составлять собственный текст по заданной модели. Уметь совершенствовать редактировать текст. | Планировать работу, выбирать необходимую информацию из различных источников, логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.
Разновидность метода | Приёмы |
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации | Лекция, беседа, рассказ, дискуссия, инструктаж |
Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации | Наблюдение, экспериментальная задача, иллюстрирование (готовый текст) |
Метод передачи информации с помощью практической деятельности | Практические упражнения, составление плана, рецензирование, редактирование, трудовая деятельность |
Методы контроля и самоконтроля
Разновидность метода | Приёмы |
Устный опрос | Индивидуальный опрос, «тихий опрос» |
Письменная работа | Сочинение |
Самоконтроль | Самоконтроль по образцу |
Формы организации занятий:
- индивидуальные
- фронтальные
- групповые
Технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся
- технологии проблемного обучения.
Система оценивания
Учащиеся, посетившие не менее 70% занятий, усвоившие основные знания и овладевшие материалом, принимающие активное участие в различных видах деятельности получают за I полугодие «зачёт/незачёт», за год-оценку.
При оценке сочинения используется бальная система, принятая при оценивании задания с развернутым ответом (С1) на ЕГЭ.
«5»- 21-23 балла
«4»-17-20 баллов
«5»- 13-16 баллов
«5»- 5- 12 баллов
Календарно-тематический план
№ п\п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Вид занятия | Дата проведения |
1, 2 | Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Работа с авторским текстом. Основные аспекты анализа текста. | 2 | 2 | Лекция Практика | ||
3 | Основные аспекты анализа текста: тема, проблема, авторская позиция, аргументы | 1 | 1 | Лекция | ||
4, 5 | Композиция сочинения. Вступление и его виды. | 2 | 1 | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | |
6, 7 | Абзацное членение. Речевые клише. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Тема и проблема текста. | 2 | 1 | 1 | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | |
8, 9 | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Тема и авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами практической и исследовательской деятельности | |
10, 11 | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Аргументы. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами практической и исследовательской деятельности | |
12, 13 | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Оформление работы. Рецензирование творческих работ. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами практической деятельности | |
14, 15 | Редактирование собственной творческой работы. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами практической и исследовательской деятельности | |
16, 17 | Рецензирование творческих работ на основе примеров сочинений. Критерии и нормы оценки задания. | 2 | 1 | 1 | Беседа с элементами практической деятельности | |
18, 19, 20 | Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам. Выявление темы и всех проблем текста. Авторская позиция. | 3 | 3 | Практикум | ||
21,22, 23, 24 | Анализ текста художественного стиля по разным проблемам. Собственное мнение. Аргументы. Заключение. Виды заключения. Кольцевая композиция. Оформление работ. | 4 | 4 | Комплексное применение знаний | ||
25,26, 27, 28, 29 | Как написать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. | 4 | 4 | Комплексное применение знаний | ||
30, 31,32 | Как написать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля | 4 | 4 | Комплексное применение знаний | ||
33,34 | Итоговые занятия. Защита творческих работ. | 2 | 2 | Презентация. Рецензирование, экспертная оценка | ||
Итого | 34 | 10 | 24 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»
Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе (2 часа)
Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста.
Критерии и нормативы оценки творческой работы.
Тема 2. Композиция сочинения-рассуждения (1 час).
Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.
Тема 3. Зачин сочинения- рассуждения (2 часа)
Виды зачина. Практическая работа
Тема 4. Тема и проблема текста (2 часа)
Тема текста. Проблема. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление темы.
Тема 5. Как прокомментировать проблему (2 часа).
Текстуальный и концептуальный комментарий. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 6. Позиция автора (2 часа).
Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
Тема 7. Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме (2 часа).
Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 8. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов (2 часа).
Аргументы из художественной литературы. Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 9. Финал сочинения (2 часа).
Заключение и его виды. Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 10. Обучающее сочинение по тексту (3 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 11. Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам(4 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 12. Анализ текста публицистического стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам
(4 часа).
Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 13.Анализ текста научно-популярного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам
(4 часа).
Тема 14. Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса(2 часа)
Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов.
Литература для учителя
- Астраханцева Т.С. , Семёнов А.Н. Информационно-аналитические и методические материалы для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку и литературе. Ханты-Мансийск: РИЦ ИПКиРРО, 2005г.
- Богуславская Н.Е. , Купина Н.А. , Матвеева Т.В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. – Екатеринбург: Сократ. 2002.
- Егорова Н.В. , Дмитриева А.П. , Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. –М: ВАКО, 2012.
- Шерстинов Е.Е. , Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ // Практика административной работы в школе. – 2003. -№5.- с.3-12.
- Сенина Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012», Легион, Ростов-на-Дону, 2012
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки», Легион-М, Ростов-на-Дону2012
- НарушевичА.Г.«Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». Просвещение. Москва,2009
- Цыбулько И.П., ГостеваЮ.Н., ВасильевыхИ.П.. «Отличники ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий», ФИПИ, Интеллект-Центр, Москва, 2010
Литература для учащихся
- Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки», Легион-М, Ростов-на-Дону 2012.
- А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ». Просвещение. Москва, 2009
- И.П.Цыбулько, ЮН.Гостева, И.П.Васильевых. «Отличники ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий», ФИПИ, Интеллект-Центр, Москва, 2010
Интернет-ресурсы
http:/www.fipi.ru/
http:/www.gramota.ru/
Приложение
Диагностическая работа
Самостоятельная работа над текстом с рекомендациями учителя.
1. Прочитайте текст.
Массовая культура получила распространение в XX веке, в эпоху радио, телефона, кино, телевидения, бесчисленных газет и журналов, рекламы, Интернета, комиксов, поп-музыки, лозунгов. В XIX веке и ранее массовой культуры в полном смысле этого слова не было.
Для чего оказалась нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два полушария в человеческом мозге. Чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется её избытком в другом. Массовая культура – это образ реальности, выраженный с помощью привычных знаков, в то время как фундаментальная культура – это образ глубоко вторичный, требующий осмысления, расшифровки. Массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующими культурами техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура принципиально традиционна и консервативна, ориентирована на среднюю языковую норму, на отсутствие подтекста, глубоких метафор.
Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы эта продукция имела коммерческий успех и деньги, затраченные на неё, давали прибыль. 3анимательность же задаётся жёсткими структурными условиями текста. Сюжет и стиль могут быть примитивными, но продукт не должен быть плохо сделан, – наоборот, в своей примитивности он должен быть совершенным. Для массовой литературы нужен чёткий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, отчётливое членение на жанры. Жанры чётко разграничены, и их не так много. Главные из них – детектив, триллер, комедия, мелодрама, фантастика... Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наиболее значительными финансовыми вложениями. Жанры массовой культуры должны обладать жёсткой внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, то есть в них может отсутствовать глубокий смысл. Важно, чтобы жанр мог быть опознан сразу и ожидание зрителя оправдалось. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Установка на повторение породила феномен телесериала: временно «умирающая» телереальностъ «воскресает» на следующий вечер. Создатели некоторых сериалов доводят эту идею до абсурда: фильм кончается только тогда, когда он надоест зрителю или когда у продюсера кончатся деньги.
По мнению социологов, массовая культура возникла в XX веке не только благодаря развитию техники и информационных технологий, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе – в Америке с её Голливудом, символом всевластия массовой культуры. В тоталитарных же обществах массовая культура практически отсутствует. Там часто культивируется бездарная, плохая литература, но это литература, производимая по госзаказу, в ней присутствует идеология и отсутствует коммерция.
(По В. Рудневу.)
Рекомендации для работы над текстом В. Руднева
I. Сформулировать вопросы после прочтения текста.
1. Когда получила распространение массовая культура?
2. Для чего нужна массовая культура?
3. Какое основное свойство массовой культуры?
4. Почему она получила распространение?
II. На основе составленных вопросов сформулировать проблемы.
1. Массовая культура – порождение века развитых информационных технологий, ее цель – приносить только прибыль создателям.
2. Массовая культура рассчитана на низкий интеллект (повторяются сюжеты, отсутствует глубокий смысл).
III. Выбрать наиболее близкую проблему, реально взвесив свои возможности (apгументы). Определить авторское отношение (с каким чувством рассуждает автор о проблемах; средства изобразительности). Автор воздерживается от оценки массовой культуры, но можно понять, что он не считает ее равноценной по значимости культуре настоящей. Примеры: «массовая культура – это образ реальности, выраженной при помощи привычных знаков», фундаментальная культура требует осмысления. Примеры: массовая культура «рассчитана на среднюю языковую норму», «в ней может отсутствовать глубокий смысл», «идею доводят до абсурда».
IV. Определить собственное мнение по затронутым вопросам, выразив согласие или несогласие с позицией автора.
V. Сформулировать несколько аргументов. (Почему я так считаю, на основе сформулированных проблем. Почему, на мой взгляд, такая культура рассчитана на низкий интеллект? И т. д.) Выбирать следует те, которые сможете доказать. Аргументов должно быть два, остальные при проверке не засчитываются.
Примеры аргументов без иллюстраций:
1. Массовая культура призвана приносить только финансовую выгоду, создателей «шедевров» не интересует содержание.
2. Массовая культура рассчитана на низкий интеллект, поэтому она формирует примитивный вкус.
3. Массовая культура становится основной, то есть последующее поколение по своему умственному развитию будет отставать от предыдущего.
4. Со временем произойдет полное отторжение от культуры истинной.
5. Не удастся сохранить культурное наследство для последующих поколений.
6. При воздействии такой культуры люди будут перенимать модель поведения героев, так как искусство влияет на воспитание, формирование взглядов молодежи.
VI. Подумайте, какой тип вступления и заключения вы выберете.
Примеры вступлений
Почему на экранах телевизоров бесконечно показывают бессмысленные «мыльные оперы»? Почему особой популярностью читателей пользуются детективы и романы о любви? Кому выгодно формировать в человеке низкий интеллект? Эти вопросы возникли у меня после прочтения текста В. Руднева.
Любовные страсти бразильских героев, неразрешимые личные проблемы миллионеров, успешные расследования преступлений случайными свидетелями, грязные истории из жизни известных людей... Можно бесконечно перечислять то, что приносит в нашу жизнь массовая культура. Но нужно ли это? Какая от этого польза?
Мне немного жаль становится последующее поколение, когда размышляю о культуре будущего. Занимательность массовой культуры, которая активно внедряется с развитием информационных систем, призвана выровнять интеллект до среднего уровня. А в настоящее время именно такая культура является основной.
С каждым годом скуднее становится наша речь, ведь читаем не классику, а «шедевры» занимательных жанров. Исчезли с экранов телевизоров фильмы о войне, об общечеловеческих проблемах. Они, наделенные глубоким смыслом, учили жить. Кажется, что все, что призвано заполнить наш досуг сейчас, не развивает интеллект, обедняет человека. Такие размышления возникают после прочтения текста.
Примеры заключений
К сожалению, проблемы, поднимаемые в этом тексте, серьезные. Но хочется верить, что изменятся люди: научатся отделять главное от второстепенного, досуг будут проводить с пользой, познают цену истинного искусства, а жизнь от этого станет интереснее.
Можно бесконечно размышлять над этими проблемами, но главное – пусть каждый сделает свой выбор, путь к которому ему укажет сердце. Я надеюсь, что этот выбор будет не в пользу массовой культуры.
VII. Приступая к написанию работы, не стоит увлекаться эмоциями. Все должно быть точным, четко должны прозвучать проблемы, при этом стоит уходить от частных проблем в тексте к общим (не вопросы текста, а вопросы общества, государства, человечества в целом). То, что эти проблемы присутствуют в тексте, доказывайте, обращаясь к содержанию. Не должно быть общих фраз, ведь проверяется то, насколько вы умеете работать с текстом. Точно должно выражаться авторское отношение, пользуйтесь примерами текста. Аргументируйте свою позицию доказательно и уверенно. Большего количества баллов заслуживает работа, в которой чувствуется ваша личная озабоченность проблемами (как меня касаются эти проблемы, задумывался ли я раньше об этом, стоит ли поменять отношение мне лично). Представьте, что текст – это ступеньки лестницы, мысли должны излагаться плавно, последовательно; от одного переходите к другому. Не забудьте об абзацном членении.
YIII. При проверке задумывайтесь над каждым лексическим значением слова, не экспериментируйте с незнакомыми словами. Исправьте неоправданные повторы, если они есть в вашем тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку"
Авторская программа элективного курса по русскому языку...
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...
Элективный курс "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста:теория и практика"
Написание сочинения по прочитанному тексту является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Элективный курс «Сочинение-рассуждение на основе прочит...
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельн...
Программа элективного курса "Сочинение - рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности"
Написание сочинения-рассуждения (часть «С») в структуре Государственной итоговой аттестации – одно из сложных заданий для современных школьников. Именно оно позволяет в полном объёме...
Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Сочинение-рассуждение как жанр
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Сочинение-рассуждение как жанр...