Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Палёная Елена Валерьевна

Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. Тема "Прямая речь". К разаработке прилагаются презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение нового материала: 1 группа

Внимательно прочитайте научный материал на стр. 189-191 и выпишите из него все новые термины.

Изучение нового материала: 2 группа

Внимательно прочитайте научный материал на стр. 189-191 и составьте вопросный план к нему.

Изучение нового материала: 3 группа

Внимательно прочитайте научный материал на стр. 189-191 и составьте по нему кластер. По кластеру составьте лингвистическое высказывание.

  1. Царь Салтан гостей сажает

    За свой стол и вопрошает:

    Ой вы, гости-господа,

      Долго ль ездили? Куда?..

  1. Постой, бабушка, постой немножко, - ей кричит она в окошко…
  2. Отвечает ей черница:

Ох ты,  дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел….

  1. Задание устное: переделать предложения в предложения с прямой речью.

Учитель попросил дежурных прийти пораньше.

Пятиклассник спросил товарища, не знает ли он, который час.

  1. Царь Салтан гостей сажает

    За свой стол и вопрошает:

    «Ой вы, гости-господа,

      Долго ль ездили? Куда?..»

  1. «Постой, бабушка, постой немножко», - ей кричит она в окошко…
  2. Отвечает ей черница:

«Ох ты,  дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел…».

  1. Царь Салтан гостей сажает

    За свой стол и вопрошает:

    «Ой вы, гости-господа,

      Долго ль ездили? Куда?..»

  1. «Постой, бабушка, постой немножко», - ей кричит она в окошко…
  2. Отвечает ей черница:

«Ох ты,  дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел…».

  1. Царь Салтан гостей сажает

    За свой стол и вопрошает:

    «Ой вы, гости-господа,

      Долго ль ездили? Куда?..»

  1. «Постой, бабушка, постой немножко», - ей кричит она в окошко…
  2. Отвечает ей черница:

«Ох ты,  дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел…».

  1. Царь Салтан гостей сажает

    За свой стол и вопрошает:

    «Ой вы, гости-господа,

      Долго ль ездили? Куда?..»

  1. «Постой, бабушка, постой немножко», - ей кричит она в окошко…
  2. Отвечает ей черница:

«Ох ты,  дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел…».

Рефлексия

  1. Слова какого-либо лица, передаваемые без изменения, называются __________________________________________
  2. Слова, из которых мы узнаём, кому принадлежит прямая речь, называются________________________________
  3. Прямая речь всегда заключается в___________________________и пишется с ____________________буквы.
  4. Если прямая речь стоит после слов автора, то после них ставится ________________________________
  5. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится__________________ и _____________, а слова автора пишутся с _____________________________буквы.

Рефлексия

  1. Слова какого-либо лица, передаваемые без изменения, называются __________________________________________
  2. Слова, из которых мы узнаём, кому принадлежит прямая речь, называются________________________________
  3. Прямая речь всегда заключается в___________________________и пишется с ____________________буквы.
  4. Если прямая речь стоит после слов автора, то после них ставится ________________________________
  5. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится__________________ и _____________, а слова автора пишутся с _____________________________буквы.

Рефлексия

  1. Слова какого-либо лица, передаваемые без изменения, называются __________________________________________
  2. Слова, из которых мы узнаём, кому принадлежит прямая речь, называются________________________________
  3. Прямая речь всегда заключается в___________________________и пишется с ____________________буквы.
  4. Если прямая речь стоит после слов автора, то после них ставится ________________________________
  5. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится__________________ и _____________, а слова автора пишутся с _____________________________буквы.

Рефлексия

  1. Слова какого-либо лица, передаваемые без изменения, называются __________________________________________
  2. Слова, из которых мы узнаём, кому принадлежит прямая речь, называются________________________________
  3. Прямая речь всегда заключается в___________________________и пишется с ____________________буквы.
  4. Если прямая речь стоит после слов автора, то после них ставится ________________________________
  5. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится__________________ и _____________, а слова автора пишутся с _____________________________буквы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС февраль

Слайд 2

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИК. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1. Вышли братья на широкий двор, натянули свои тугие стрелы и выстрелили. А) предложение с обращением 2. Год прошёл, как сон пустой, царь женился на другой. Б) простое предложение с однородными членами 3. …Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи!... В) сложное предложение 1 – Б); 2 – В); 3 – А).

Слайд 3

1) ЕСЛИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ 1 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА, ТО ОНО: А) пустое Б) свободное В) простое Г) сложное

Слайд 4

2. ЕСЛИ НАМ НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К КОМУ-НИБУДЬ, МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ: А) сращение Б) ощущение В) сообщение Г) обращение

Слайд 5

3) ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОСЛОЖНЕНО: А) природными членами Б) однородными членами В) благородными членами Г) одноимёнными членами

Слайд 6

НАША РЕЧЬ БЫВАЕТ: А) прямая Б) кривая В) круглая Г) квадратная

Слайд 7

Прямая речь

Слайд 8

ВОПРОСЫ УРОКА Что такое прямая речь? Как находить в тексте предложения с прямой речью? Как правильно оформлять её на письме?

Слайд 9

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ Внимательно прочитайте научный материал на стр. 189-191 и выпишите из него все новые термины. Прямая речь Слова автора Глаголы говорения Кавычки Двоеточие Тире

Слайд 10

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛ НА СТР. 189-191 И СОСТАВЬТЕ ВОПРОСНЫЙ ПЛАН К НЕМУ. Что такое «прямая речь»? Что такое «слова автора»? Где могут стоять слова автора? Как оформляется прямая речь на письме? Что ставится после слов автора перед прямой речью? Что ставится после прямой речи перед словами автора?

Слайд 11

Внимательно прочитайте научный материал на стр. 189-191 и составьте по нему кластер. По кластеру составьте лингвистическое высказывание.

Слайд 12

ВЫ ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЛИ? Расшифруйте символы. Найдите среди них «лишний». Обоснуйте своё мнение А а «П» «п»

Слайд 13

САМОПРОВЕРКА 1 . Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда?..» 2 . «Постой, бабушка, постой немножко», - ей кричит она в окошко… 3. Отвечает ей черница: «Ох ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, Чуть до смерти не заел…».

Слайд 14

ПЕРЕДЕЛАЙТЕ ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ Учитель попросил дежурных прийти пораньше. Пятиклассник спросил товарища, не знает ли он, который час. «Дежурные, придите, пожалуйста, пораньше!» - попросил учитель. Пятиклассник спросил товарища: «Ты не знаешь, который час?»

Слайд 15

РЕФЛЕКСИЯ. САМОПРОВЕРКА Слова какого-либо лица, передаваемые без изменения, называются прямой речью. Слова, из которых мы узнаём, кому принадлежит прямая речь, называются словами автора Прямая речь всегда заключается в кавычки и пишется с большой буквы. Если прямая речь стоит после слов автора, то после них ставится двоеточие . Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится ! или ? или запятая и тире , а слова автора пишутся с маленькой буквы.

Слайд 16

Д\З ЛР по кластеру упр. 532, 533

Слайд 17

А П? П а П! а А: «П?». «П», - а. «П!» – а.

Слайд 18

УПР. 529. САМОПРОВЕРКА Сказала Проговорила Щебетала Промолвила Прошептала

Слайд 19

СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДАННЫМ СХЕМАМ «П?» – а. А: «П!». А: «П».



Предварительный просмотр:

Урок по  теме «Предложения с прямой речью»

Цели урока

Обучающая:

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить предложения с прямой речью; выделять прямую речь на письме знаками, в устной речи – интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование предложений с прямой речью;

Развивающая:

- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать способность классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации;

- развивать креативные способности обучающихся

Воспитательная:

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;

- формировать интерес к русскому языку;

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

- формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  1. Мотивация. (Звучит заставка из т\п «В гостях у сказки»).
  2. Слово учителя:

В этот день и в этот час

Сказка приглашает нас.

Открывает свою дверь:

Хочешь – верь, хочешь – не верь.

Учит чуду и добру,

Зазывает нас в игру.

Волшебной палочкой взмахнём

И к сказке в гости попадём!

- А много ли сказок знаете вы?

Вот как раз это мы сегодня проверим и много интересного узнаем. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы. Посчитаем результат в конце урока!

  1. Рефлексия прошлого урока.

  1. Оформляем тетради и внимание на экран. Внимательно прочтите задачу и разложите её на сюжет и вопросы.

м\м

(Из каких сказок взяты данные фразы? Установите соответствие предложений и их характеристик).

Предложения

Характеристики

  1. Вышли братья на широкий двор, натянули свои тугие стрелы и выстрелили.

А) предложение с обращением

  1. Год прошёл, как сон пустой, царь женился на другой.

Б) простое предложение с однородными членами

  1. …Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи!...

В) сложное предложение

        

Рефлексия: 1 – Б);         2 – В);         3 – А).

- Из каких сказок взяты фразы? Кто их автор?

  1. Введение в тему урока.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто хочет стать миллионером». Сыграем? м\м

- Итак, за каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

1) Если в предложении 1 грамматическая основа, то оно:

А) пустое                                     Б) свободное

В) простое                                   Г) сложное  

2) Если нам нужно обратиться к кому-нибудь, мы используем:

А) сращение                               Б)ощущение

В) сообщение                             Г) обращение

3) Простое предложение может быть осложнено:

А) природными членами;            Б) однородными членами;

В) благородными членами;         Г) одноимёнными членами

  1. Наша речь бывает:

      А) прямая;                                 Б) кривая;

      В) круглая;                                Г) квадратная

- В каком задании правильным ответом является понятие, которое мы ещё не изучали? – прямая речь.

-Сформулируйте тему урока: м\м Прямая речь

- Вам что-нибудь известно о прямой речи? Каким будет главный вопрос урока?

М\м: Что такое прямая речь? Как находить её в тексте? Как правильно оформлять на письме?

- Какими будут задачи урока? (устно).

  1. Открытие новых знаний.
  1. Изучение нового материала (в парах). 1 группа: выписать все научные понятия;     2 группа: составить и представить вопросный план; 3 группа: КЛАСТЕР по нему.

(для всех пар задания распечатаны, для гостей – выведены на экран).

  1. Представление своей работы.
  2. Расшифруйте символы и найдите «лишний»: А, а, «П», «п».

  1. Закрепление.
  1. Упр. 527: разложить как задачу, выполнять в парах со 2 по 4. 1-е – со мной. Выполняется устно.
  2. Работа с карточками. Проверка умения находить в тексте прямую речь и слова автора по готовому оформлению. Детям раздаются карточки. Подчеркните слова автора синим карандашом, а прямую речь – красным.  . м\м:

  1. Царь Салтан гостей сажает

    За свой стол и вопрошает:

    «Ой вы, гости-господа,

      Долго ль ездили? Куда?..»

  1. «Постой, бабушка, постой немножко», - ей кричит она в окошко…
  2. Отвечает ей черница:

«Ох ты,  дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел…».

- Из каких сказок взяты отрывки? («Сказка о Царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»  - А.С.Пушкин).

  1. Упр. 531 – у доски. Выборочно. Проверяется умение правильно оформлять прямую речь.
  2. Работа над конструированием предложений– распечатать.
  1. Задание устное: переделать предложения в предложения с прямой речью.

Учитель попросил дежурных прийти пораньше.

Пятиклассник спросил товарища, не знает ли он, который час.

  1. Дидактическая игра «Построение». Детям раздаются карточки с символами прямой речи: (А, а), (П), («), (»), (, ! ?), ( : - ). – распечатать!

Ваша задача, выстроится в нужном порядке для того, чтобы получилась верная схема предложения. Предложения читаются вслух.

  1. Мишутка запищал: «Держите её, держите!»
  2. Печка у неё спрашивает: «Съешь моего пирожка?»
  3.  «Отпусти меня в деревню!» - попросила Машенька медведя.
  4. «А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила Лиса.
  5. Заяц сказал: «Берегись, Серея Шейка, она опять придет».
  1. Рефлексия.
  1. Возвращение к вопросам урока.
  2. Допишите утверждение. (на карточка – распечатать. Самопроверка – на слайде).

КАРТОЧКА:

  1. Слова какого-либо лица, передаваемые без изменения, называются ….
  2. Слова, из которых мы узнаём, кому принадлежит прямая речь, называются….
  3. Прямая речь всегда заключается в…. и пишется с …..буквы.
  4. Если прямая речь стоит после слов автора, то после них ставится ….
  5. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится… и …., а слова автора пишутся с ….буквы.

  1. - У каких сказок мы сегодня были в гостях?
  2. Давайте поблагодарим сказку за гостеприимство:

Спасибо тебе, сказка!

Будем тебя помнить, помнить и беречь,

Ведь ты нам помогла изучить ПРЯМУЮ РЕЧЬ!.

  1. Домашнее задание: ЛР по кластеру, упр. 532, 533 (Мутыкин – 532).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...