Понятие о тексте. Основные признаки текста
план-конспект урока по русскому языку на тему
Цель:
предполагается, что в результате деятельности учащиеся будут
знать: что такое текст, тема и основная мысль текста; основные признаки текста (единство темы и основной мысли, связность, последовательность, завершённость).
уметь: определять наличие признаков в тексте.
Задачи развития:
содействовать развитию умений сравнивать, анализировать, высказывать суждения,
содействовать развитию навыков рефлексии, коммуникативных умений учащихся.
Воспитательные задачи:
способствовать развитию интереса к чтению;
способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к природе.
Тип урока: изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Понятие о тексте. Основные признаки текста | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Понятие о тексте. Основные признаки текста
Цель:
предполагается, что в результате деятельности учащиеся будут
знать: что такое текст, тема и основная мысль текста; основные признаки текста (единство темы и основной мысли, связность, последовательность, завершённость).
уметь: определять наличие признаков в тексте.
Задачи развития:
содействовать развитию умений сравнивать, анализировать, высказывать суждения,
содействовать развитию навыков рефлексии, коммуникативных умений учащихся.
Воспитательные задачи:
способствовать развитию интереса к чтению;
способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к природе.
Тип урока: изучения нового материала.
Ход урока:
- Организационный этап.
- Ориентировочно-мотивационный этап.
Введение в тему (словарный диктант)
Телеграмма, ель, коридор, счастлив, территория.
(определение учащимися темы и цели урока)
Актуализация опорных знаний.
В ходе работы составляется опорная схема.
А) - Ребята, а что такое текст? (Текст – это несколько предложений связанных по смыслу).
3. Операционно-обучающий этап.
Б) - Можно ли следующую запись назвать текстом?
№ 1
За рекой было поле. В это время они проходили мимо яблони, которая росла посреди улицы. Два окна выходили во двор. (Нет, они не объединены темой.)
- Да, ребята, мы не можем определить, о чём идёт речь, т. е. не можем назвать предмет речи.
- Начало работы над схемой.
Текст = тема + основная мысль
↓ ↓
предмет речи главное о предмете речи
(о чём?) (что говорится о нём?)
В) - Обратимся к ещё одной записи.
№ 2
Для меня хорошая книга – праздник. Папа вечером всегда читает книгу. Завтра в библиотеку принесут новые книги.
- Предмет речи один – книга. Но будет ли эта запись текстом? (Нет.)
- Значит, нужно ещё что-то важное. Найдите нужную информацию в учебнике (стр. 109.)
Завершение построения опорной схемы.
Г) – Что может подсказать нам заголовок? (Тему или основную мысль.)
Выполнение упражнения 190.
Дополнительное задание: составить схемы предложений с прямой речью. (А: «П?». А: «П».)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Рожицы»
Работа с понятийным словарём. Чтение материала на стр. 110 (единство темы и основной мысли, связность.)
- В том, что тема и основная мысль составляют центр, основу текста, мы с вами убедились. Данный признак подтверждает и наша схема. Но обратимся ещё раз к записи № 1. Докажите, что здесь нарушен ещё один признак текста. (Связность.)
Выполнение упражнения 192.
Дополнительное задание: выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения.
Они истребляют бесчисленное множество насекомых и гусениц.
Ο и Ο.
Работа с понятийным словарём. Чтение материала на стр. 111-112
(последовательность, завершённость.)
Составить схему, которая могла бы разъяснить, что значит завершённость.
- начало
тема 2. средняя часть завершённость в раскрытии темы
3.концовка
4. Контрольно-коррекционный этап.
Выполнение упражнения 194 (1).
5. Этап определения д/з.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: §29, 30. Упр. 194 (2).
6. Рефлексивный этап.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"
Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...
Тема текста. Основная мысль текста.
В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...
Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"
Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...
5 класс . ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника(без претензии на авторство)...
Основные признаки текста
Научить строить связанный рассказ на лингвистическую тему, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, изучающим) и навыками аудирования, извлекать и сравнивать инфо...
3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...