Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать текст, обогащение речи обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.doc | 56 КБ |
prilozhenie_1.ppt | 2 МБ |
prilozhenie_2.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация | ||
Автор разработки урока. | Кожевникова Елена Николаевна | |
Предмет. | Русский язык | |
Класс. | 5 класс общеобразовательной школы | |
Продолжительность урока. | 45 минут | |
Методическая информация | ||
Тема урока. | Текст. Основная мысль текста. | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение. | А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Л.О. Савчук, Е.Я. Шмелева | |
Классификация урока в системе образовательных мероприятий. | Тип: урок ознакомления с новым материалом. Связан с последующими уроками как первый этап изучения новой темы, открытие нового знания. | |
Цели урока. | Расширение и обобщение знаний обучающихся о тексте. Закрепление умения распознавать текст, обогащение речи обучающихся. Развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти. | |
Задачи урока. | Развивающие Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль, корректирование способа действия в случае расхождения эталона и результата; инициативность и самостоятельность; соотношение результата своей деятельности с целью и оценивание его. Коммуникативные: речевая деятельность: донесение своей позиции до других; навыки сотрудничества: понимание и принятие других позиций (взглядов, интересов). Познавательные: исследование лингвистического материала, работа с информацией, установление причинно-следственных связей. Воспитывающие Прививать любовь к русскому слову, воспитывать чувство сотрудничества, формировать внутреннюю позицию учащихся. | |
Необходимое оборудование. | ИКТ: ПК, проектор, экран. |
Этап | Продолжительность | Описание этапа по схеме: - цели и задачи этапа; - предварительная подготовка (если требуется); - технология проведения. | Инструкция учителя обучающимся. |
1. Приветствие. | 2-3 минуты | Цели и задачи: выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, улучшить его, создать ситуацию успеха. Технология проведения. Учитель предлагает ученикам улучшить их настроение, сделав соседу по парте комплимент. | - Здравствуйте, ребята! - Чтобы начать с приятной ноты и поднять всем настроение, я предлагаю каждому из вас повернуться к соседу по парте и сделать ему приятный комплимент. |
2. Домашнее задание. | 5-10 минут | Цели и задачи: выяснить наличие либо отсутствие сложностей, возникших при выполнении домашнего задания. При необходимости разобрать неясные моменты в классе. Записать домашнее задание на следующий урок. Технология проведения. Учитель интересуется у учеников, возникли ли сложности при выполнении домашнего задания. В случае утвердительного ответа происходит разбор неясных моментов на доске. После разбора всех интересующих вопросов ученики записывают домашнее задание на следующий урок. | - Теперь перейдём к домашнему заданию. Возникли ли какие-то сложности при выполнении? (При необходимости устная консультация либо наглядный разбор на доске). - А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание на следующий урок (на понедельник): параграф 15; с. 127 упр. 97 (1 задание); подготовиться к изложению. |
3. Изучение новой темы. | 15 минут | Цели и задачи. Представление нового материала, его структурирование, оживление внимания обучающихся. Подготовка. Структурировать материал для изучения, выбрать ключевые моменты, составить кластер (Приложение 1), вывести его на экран. Подготовить на доске текст о рыбалке (Приложение 2). Необходимые материалы: ИКТ (ПК, проектор, экран). Технология проведения. На экране через программу Power Point учитель по ходу изложения нового материала открывает ячейки кластера. Но перед тем как открыть очередную ячейку, он задает обучающимся наводящие вопросы. Целью этих вопросов является подведение учеников к попытке самостоятельно раскрыть каждый аспект новой темы. | Готовый кластер изображен в приложении 1. Вопросы задаются перед появлением каждого овала по порядку. Наводящие вопросы. - Сегодня мы вновь возвращаемся к теме текст. Давайте вспомним, что же такое текст? (Учебник с. 52 – 53) (всплывает ячейка №1) - Исходя из определения, давайте попробуем выделить главный признак текста. (Всплывает ячейка №2) - Верно, общий смысл. А теперь подумайте о том, что можно извлечь из общего смысла? Перед вами на доске текст о рыбалке (чтение текста учителем). Его можно озаглавить? («Необычная рыбалка») А что будет отражаться в заголовке? («Тема») - А что же такое тема? Это то, о чём говорится в тексте. В данном случае – необычный вид рыбалки. (Всплывает ячейка №3) - Скажите, а тема сможет полностью отразить смысл текста? (В качестве примера учащиеся принимают во внимание текст на доске и его тему) Тогда с помощью чего можно передать смысл текста? («Основная мысль», всплывает ячейка №4) - А из чего, как вы считаете, состоит основная мысль? (В кластере стрелочкой соединяются ячейки «Основная мысль» и «Тема») - А что ещё нужно включить в основную мысль? (Появляется вторая стрелочка от ячейки «Основная мысль») Чтобы это узнать, мы должны прочесть текст и выяснить отношение автора к теме. (Ячейка №7) - Давайте попробуем определить основную мысль данного текста (о рыбалке). («Многих обитателей морей – животных и рыб – звуки не отпугивают, а привлекают») А какую мы озвучили тему? («Необычный вид рыбалки») - Теперь вы видите разницу между темой и основной мыслью текста? Тема – это то, о чём говорится в тексте (предмет речи). (Надпись №8) А основная мысль – это то, что говорится в тексте (выражение идеи текста через отношение к нему автора). (Надпись №9) - Запишите, пожалуйста, данную схему в свои тетради для правил. |
4. Проработка темы. | 15 минут | Цели и задачи. Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в парах. Технология проведения. Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение 92 из учебника на с.123 по заданию. Каждый ряд работает с одним текстом. | - Откройте, пожалуйста, учебники на с.123. Обратите внимание на упражнение 92. Задание: определить тему и основную мысль каждого текста и подобрать к ним заголовки из списка либо предложить свои. Эту работу я прошу вас выполнить в парах. Пары на первом ряду работают с первым текстом, пары на втором ряду работают со вторым текстом, а пары на третьем ряду – с третьим. Ваша задача – записать тему, основную мысль и заголовок текста. Приступайте. В качестве проверки учитель просит прочитать нужный текст и заслушивает варианты ответов учащихся, обсуждая их и анализируя. |
5. Рефлексия. | 2-3 минуты | Цели и задачи. Рефлексия, выяснение отношения учащихся к уроку. Технология проведения. Учитель задаёт учащимся вопросы на тему восприятия пройденного. | - Всё ли было понятно или есть что-то, что вызвало сложности в восприятии? - Над каким моментом из этой темы вам хотелось бы ещё поработать? |
6. Орфографическое задание (на оставшееся время). | Цели и задачи: актуализировать знания на тему пройденных орфограмм. Технология проведения. Один ученик на доске записывает слова под диктовку учителя, по ходу объясняя имеющиеся орфограммы и обозначая их графически. | - Переходим к орфографическому заданию. Прошу к доске… - Записываем слова с новой строчки, с заглавной буквы. Объясняем имеющиеся орфограммы. (Щука, акация, соловьи, ложь, солнце) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
На корабле один из рыбаков вышел на палубу с гармонью. Над морем полилась незатейливая мелодия. И вдруг – что такое? – усатые мордочки рыб появились возле корабля, чёрными глазами-бусинками уставились на рыбака. Сейчас, кажется, к ним можно было вплотную подплыть, «голыми руками взять». А всегда считалось: если хочешь вернуться с добычей – ни звука, соблюдай тишину!
Между тем многих обитателей морей – животных и рыб – звуки не отпугивают, а привлекают. Часто рыбакам приходилось изрядно пошуметь, чтобы не оказаться без улова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока русского языка по теме"Обучение компрессии текста" 9 класс
. Данный презентация знакомит учащихся с приёмами сжатия текста и помогает подготовиться к ГИА....
Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"
Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....
Открытый урок русского языка в 9 классе "Анализ текста. Сложные предложения"
Урок построен в форме презентации групповой работы учащихся над текстом статьи из Россйской газеты "Неделя семейной любви" о потомках Л.Н.Толстого. На уроке показано, как можно организовать работу над...
Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)
Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...
Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"
Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету....
Методическая разработка по русскому языку"Как найти главную мысль текста"
Схематичная рекомендация по работе с текстом для учителя и ученика....
Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»
Данный материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...