3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
«Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-tekst._tema_teksta._osnovnaya_mysl_teksta.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВВЕДЕНИЕ Современному обществу нужны образованные, коммуникабельные, нравственные люди. Перед учителем на сегодняшний день стоит задача воспитать личность, владеющую культурой общения, с уважением относящуюся к духовным ценностям. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Задачу учителя русского языка и литературы видим в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, лингвистической и культурологической компетенции учащихся. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку выпускников выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, редактировать высказывания. Содержание опыта работы по теме «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка» способствует преодолению выше названного противоречия. Считаем, что текст в условиях классно-урочной системы, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимые факты и языковой материал для создания собственного речевого высказывания
Актуальность . Интерес к этой проблеме вызван многими обстоятельствами: модернизацией процесса обучения; утверждением нового стиля педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно – воспитательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование; потребностью учащихся в ведении исследовательской работы.
Ведущая педагогическая идея опыта. Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Указанное противоречие позволило сформулировать проблему, которая заключается в выявлении содержательной и разработке процессуальной стороны формирования коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом. Целью педагогической деятельности по данной технологии является выявление и разработка методических подходов при формировании коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом. Объектом исследования является процесс анализа текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи педагогической деятельности : Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся . Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц . Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.
Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции, это - понимать читаемый текст; - определять тему и основную мысль текста; - формулировать основную мысль своего высказывания; - аргументировать свою точку зрения; - строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, - отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Теоретическая значимость опыта заключается в том, что уточнена сущность коммуникативной компетенции школьников, выявлены возможности уроков русского языка для ее формирования, построена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности. Практическая значимость опыта заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями русского языка, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин. Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с текстом, включающий графические и словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию речетворческих умений и навыков. О результативности данного опыта свидетельствуют выросшие показатели качества по ЕГЭ, результаты итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе, увеличение числа хорошистов и отличников по предмету, стабильные результаты контрольных и диагностических работ, 100% освоение государственных образовательных стандартов. Работа с текстом способствует развитию речетворческих навыков, внимания, выработке стремления учиться, формированию коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитию готовности и способности к речевому самосовершенствованию. У учащихся формируется умение говорить, слушать, анализировать, приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, положительный опыт сотрудничества, совершенствуется речевое развитие, что способствует повышению качества знаний, позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах, в подготовке к устной части «Говорение».
Раздел: «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Темы: «Текст . Тема текста. Основная мысль текста» Цель Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, ознакомить со способами связи предложений в тексте. Тип урока Урок развития речи, повторение, «открытия» новых знаний. Задачи - Развивать и совершенствовать деятельность учащихся для решения учебных задач, наблюдение за последовательностью предложений в тексте, редактирование. - Научиться применять знания о способах связи предложений в тексте.
Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст» Методы и формы обучения Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Чтобы сформулировать тему урока, обратимся к материалу для наблюдения. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы. 1 ). Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему? 2). Что их объединяет? (Тема) А почему их нельзя назвать текстом? (Нарушена последовательность предложений) 3). Перестройте предложения, чтобы получился текст. Прочитайте полученный текст.
Листопад Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями . (К. Паустовский)
Перестройте предложения, чтобы получился текст. Прочитайте полученный текст. Листопад Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. (К. Паустовский) 4). Итак, что мы будем сегодня изучать на уроке? - Текст, связь предложений в тексте. - Определим тему текста (Листопад) - Какова его основная мысль (Леса моросили дождем облетевшей листвы) С темой текста и основной мыслью связаны все предложения. Все они о листопаде, который длился неделями, создавая ощущение тоски и уныния: лето закончилось, стало холодно и неуютно, пришла осень.
- Определим тему текста (Листопад) - Какова его основная мысль (Леса моросили дождем облетевшей листвы) С темой текста и основной мыслью связаны все предложения. Все они о листопаде, который длился неделями, создавая ощущение тоски и уныния: лето закончилось, стало холодно и неуютно, пришла осень.
Групповая работа I гр. К какому типу речи относится данный текст? (повествование, сообщается о листопаде в его временной последовательности) II гр. К какому стилю речи относится? (стиль художественный, его главная функция - эмоционально - эстетическое воздействие на читателя, создание художественных образов: моросили дождем облетевшей листвы - метафора; летели косо - эпитет; падали дни и ночи - фразеологизм, отвесно ложились - эпитет; падали - летели - ложились - моросили - глаголы в прошедшем времени).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема текста. Основная мысль текста.
В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...
Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"
Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...
5 класс . ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника(без претензии на авторство)...
Текст. Основная мысль текста.
Текст. Основная мысль текста....
Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.
Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...
«Текст. Основная мысль текста»
laquo;Текст. Основная мысль текста», ...
Текст. Основная мысль текста
Презентация к уроку...