Основные признаки текста
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Научить строить связанный рассказ на лингвистическую тему, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, изучающим) и навыками аудирования, извлекать и сравнивать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, вопросы), перерабатывать и преобразовывать её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.doc | 81.5 КБ |
teksty.docx | 28.98 КБ |
prezentatsiya_2.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Богданова Елена Борисовна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа №65» г. Санкт-Петербурга
УРОК 33
Тема: Основные признаки текста
Учитель: Богданова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа №65» г.Санкт-Петербурга
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, изучающим) и навыками аудирования, извлекать и
сравнивать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, вопросы), перерабатывать и преобразовывать её.
М/к: создавать тексты, свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста, участвовать в речевом общении.
Предметные:
5ЛР: выявлять признаки текста и анализировать текст по плану.
3ЛР: строить связный рассказ на лингвистическую тему, правильно оформлять письменный текст.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
IV. Введение в тему урока | 1). Приветствует учащихся, предлагает проверить наличие школьных принадлежностей к уроку. 2). Сообщает, что сегодня необычный урок. 3). Спрашивает, какое задание на дом было задано по группам. Слайд 1. Учитель: Перед нами высказывание известного литератора, нашего, земляка Д.С. Лихачева. Прочитайте его и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить Ученики: урок развития речи. Слайд 2. Учитель: тема нашего урока «Текст, его признаки и типы.Способы и средства связи предложений в тексте». Слайд 3. Учитель: ТЕКСТ – от лат.textus -«ткань», «словесное единство» Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати, Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати. А. Кантемир Слайд 4. Учитель: Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой. Функция текста – обеспечение коммуникации (общения) в процессе жизнедеятельности людей Слайд 5. Учитель: Что общего между этими предметами и словами? Слайд 6. Учитель: Представим себе, что сегодня мы будем работать в редакции журнала «Хочу все знать». У нас сегодня жизненная задача: в редакцию журнала поступил заказ с целью повышения грамотности населения на страницах журнала рассказать, что такое текст. Раз поступил заказ, будем его выполнять и, конечно, будем обращаться к лучшим текстовым примерам, а именно на тестах И.С. Тургенева, которому в этом году исполнилось 200 лет. Слайд 7. Для этого выполнения этого задания мы разделимся на 4 группы редакции. Каждая редакция будет освещать свою тему. Каждая группа получает своё корреспондентское задание. У каждой редакции будет свой тьютор (наставник), к которому они смогут обратиться в случае затруднения и, которые будет оценивать работу редакций. У каждого будет листок с редакционным заданием, который они должны будут сдать в конце урока. На выполнение задания отводится не более 5 минут и столько же на ответ. Я буду главным редактором журнала «Хочу все знать!» и по истечении времени вызову вас на совещание. | Регулятивные УУД: -определять цели и задачи урока, -участвовать в коллективном обсуждении проблемы, - интересоваться чужим мнением, высказывать своё. Познавательные УУД: -называть существенные признаки объектов и явлений; - выделять главную мысль, обобщать, делать выводы. Личностные УУД : Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
V. Обобщение и систематизация изученного (вспоминаем то, что знаем) | Слайд 8. Учитель: первая редакция – Фрилансеры! Вот ваше задание. Первая редакция: прочитайте стихотворение в прозе «Воробей» И.С. Тургенева. Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Выполните к нему задания:
Слайды 9-16 во время ответа первой редакции. Слайд 17. Учитель: вторая редакция – Акулы пера! Вот ваше задание. Вторая редакция: познакомьтесь с текстами и подготовьте связный устный рассказ в учебно-научном стиле на тему «Типы речи, построение текстов разных типов».
Слайды 17-19 во время ответа второй редакции. | Познавательные УУД: -осмыслить , какая информация нужна для решения поставленной задачи; -искать информацию в разных источниках, выделять главную мысль, делать выводы. Коммуникативные УУД: -работать в группе, обсуждать информацию; -слушать товарища по команде; - обосновывать своё мнение; - выражать свои мысли и идеи. Предметные результаты: -читать и понимать художественное произведение с учётом его специфики; -выявлять авторское отношение к изображаемому; -выявлять нравственно-философскую проблематику произведения; -грамотно строить развёрнутые аргументированные высказывания различных форм и жанров; -составлять небольшие тексты по ключевым словам |
VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений (решаем проблемы, открываем новые знания) | Слайд 20. Учитель: третья и четвертая редакции – Виртуоз0ы журналистики! Вот ваше задание. Третья редакция: прочитайте текст, понаблюдайте, как связаны между собой предложения (по смыслу и грамматически). Что напоминает такая связь? Попробуйте дать ей название. В произведениях писателя всегда отражается личность автора, и к Тургеневу это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, писатель как бы наделяет этими качествами своих героев. Люди в его произведениях овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тургенева. Анализ текстов (схемы текстов на слайде). В тексте 4 предложения. Средства связи предложений: 1 – 2 - повтор ключевого слова “писатель (Тургенев)”. 2 – 3 – повтор ключевого слова “людям – люди”, притяжательное местоимение “его”. 3 – 4 – замена ключевого слова синонимом “люди – человек”. Связь – цепная. Четвертная редакция: прочитайте текст, понаблюдайте, как связаны между собой предложения (по смыслу и грамматически). Что напоминает такая связь? Попробуйте дать ей название. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам.
В тексте пять предложений. Связь – параллельная. При параллельной связи предложения сходны по своему строению. Они более самостоятельны по отношению друг к другу. Слайды 21-31 во время ответа третьей и четвертой редакций. | Познавательные УУД 1. Владеть различными видами чтения (изучающее, детальное), опираясь на механизмы и приёмы технологии продуктивного чтения. 2. Владеть навыками аудирования (выборочного). 3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, план, таблица). Коммуникативные УУД 1. Свободно, точно, правильно, логично излагать свои мысли по заявленной проблеме. 2. Участвовать в речевом общении. Личностные результаты 1. Проявлять интерес к русскому письму на основе анализа текстов с нравственно-этическим содержанием, производить оценку поступков. 2. Выявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: -устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. |
VII. Итог урока. | Слайды 32. Учащиеся подводят итоги урока, пользуясь схемой: | Регулятивные УУД 1. Соотносить цель и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | Слайды 34. Каждому корреспонденту оформить подробно работу со своим текстом, т.е свою страничку на формате А4. |
Страница
Предварительный просмотр:
Первая редакция
«Воробей»
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.С. Тургенев
Первая редакция
Речеведческие понятия | Содержание |
Речь | Монологическая (монолог) Диалогическая (диалог) |
Форма речи | Устная Письменная |
Текст | Законченное высказывание на определенную тему. Текст может существовать как в устной, так и в письменной форме. |
Основные признаки текста
| Тема теста – это предмет речи, о чем или о ком говорится в тексте. Микротема – это узкая тема, новая мысль автора, ее новый поворот. Все микротемы подчинены общей теме и раскрывают ее. Абзац – самая маленькая смысловая часть письменного текста. Его можно узнать по отступам в две-три буквы в начале строки. Заголовок – связан с темой текста (иногда и с темой, и с основной мыслью). Понять текст – значит понять его тему и основную мысль. Основная мысль текста – это ответ на вопрос, поставленный текстом. Для понимания текста очень важны первое и последнее предложения и ключевые слова. Ключевые (опорные) слова – это слова, образующие смысловую цепочку текста. |
Части текста | Обычно выделяются три структурно-смысловые части текста:
|
Стиль речи |
|
Вторая редакция
Задание: познакомьтесь с текстами и подготовьте связный устный рассказ в учебно-научном стиле на тему «Типы речи, построение текстов разных типов».
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. (И.С. Тургенев)
Типы речи | Структурные части текста |
Описание Описание – изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные предметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. |
|
Повествование (ход, развитие действия; рассказ о событии, которое развертывается во времени) |
Построение рассказа:
|
Рассуждение (аргументация, раскрытие причинно-следственных отношений) |
|
Вторая редакция
Задание: познакомьтесь с текстами и подготовьте связный устный рассказ в учебно-научном стиле на тему «Типы речи, построение текстов разных типов».
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом —сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро. (И.С. Тургенев)
Типы речи | Структурные части текста |
Описание Описание – изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные предметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. |
|
Повествование (ход, развитие действия; рассказ о событии, которое развертывается во времени) |
Построение рассказа:
|
Рассуждение (аргументация, раскрытие причинно-следственных отношений) |
|
Вторая редакция
Задание: познакомьтесь с текстами и подготовьте связный устный рассказ в учебно-научном стиле на тему «Типы речи, построение текстов разных типов».
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И.С. Тургенев)
Типы речи | Структурные части текста |
Описание Описание – изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные предметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. |
|
Повествование (ход, развитие действия; рассказ о событии, которое развертывается во времени) |
Построение рассказа:
|
Рассуждение (аргументация, раскрытие причинно-следственных отношений) |
|
Третья редакция
Задание: прочитайте текст, понаблюдайте, как связаны между собой предложения (по смыслу и грамматически). Что напоминает такая связь? Попробуйте дать ей название.
В произведениях писателя всегда отражается личность автора, и к Тургеневу это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, писатель как бы наделяет этими качествами своих героев. Люди в его произведениях овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тургенева.
Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически, т.е. с помощью определенных средств языка.
Цепная связь – отражает последовательное движение мысли в тексте, когда каждое последующее предложение развивает предыдущее, как бы вытекает из него.
Предложения связываются друг с другом либо с помощью повтора слова, либо заменой его местоимением или синонимом.
При параллельной связи предложения сходны по своему строению. Они более самостоятельны по отношению друг к другу.
Обрати внимание! У слова в тексте есть еще одна роль – оно может служить средством связи предложений в тексте.
Четвертая редакция
Задание: прочитайте текст, понаблюдайте, как связаны между собой предложения (по смыслу и грамматически). Что напоминает такая связь? Попробуйте дать ей название.
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам.
( И.С. Тургенев)
Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически, т.е. с помощью определенных средств языка.
Цепная связь – отражает последовательное движение мысли в тексте, когда каждое последующее предложение развивает предыдущее, как бы вытекает из него.
Предложения связываются друг с другом либо с помощью повтора слова, либо заменой его местоимением или синонимом.
При параллельной связи предложения сходны по своему строению. Они более самостоятельны по отношению друг к другу.
Обрати внимание! У слова в тексте есть еще одна роль – оно может служить средством связи предложений в тексте.
Для тьютеров и редакций
Редакции / Параметры | Доступность | Правильность | Все ли работали | Эмоциональность |
Первая | ||||
Вторая | ||||
Третья | ||||
Четвертая |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст, его признаки и типы Способы и средства связи предложений в тексте Богданова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа №65» г . Санкт-Петербурга
ТЕКСТ – от лат. textus -«ткань», «словесное единство» Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати , Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати . А. Кантемир
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой. Функция текста – обеспечение коммуникации (общения) в процессе жизнедеятельности людей
Что общего между этими предметами и словами? Редакция , корреспонденты, издательство, иллюстрация … И…
Редакция журнала « Хочу все знать! »
Редакционные задания
Первая редакция « Фрилансеры » Фрилансер - журналист , не состоящий на официальной зарплате издания, не в штате.
Речь Монологическая (монолог ) Диалогическая ( диалог) Форма речи Устная Письменная
Текст – особая единица языка и речи Основные признаки текста: Информативность Цельность - тематическое и композиционное единство всех его частей; Связность - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); Завершенность - относительная законченность.
Содержание, тема и идея текста Смысл текста – единство его содержания и словесной формы выражения этого содержания Содержание текста может быть выражено только в словесной форме Единство тексту придают тема и идея В тексте может быть проблема , над которой размышляет автор
Основная мысль (идея) текста Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Темы широкие и узкие Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими, общими и узкими, конкретными. Например: Охрана природы —широкая тема; Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка — узкая. Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.
Микротема Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему . Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем . В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Абзац – часть текста между двумя отступами, которая служит для выделения основных мыслей, для перехода от одной мысли к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой одной мыслью. Каждый новый абзац – новая мысль, новый этап в развитии действия.
Стили речи Разговорный Научный (учебно-научный) Официально-деловой - Публицистический -Художественный
Вторая редакция « Акулы пера»
Тип речи- это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее ( описание ); динамически отразить действительность, рассказать о ней ( повествование ); отразить причинно-следственные связи явлений действительности ( рассуждение ).
Таблица «Типы речи» Тип речи Цель высказывания Композиция Особенности композиции Особенности содержания Повествование Вопрос - что произошло ? Раскрытие последовательности событий завязка развитие событий кульминация развязка Последовательность: - прямая - обратная - прямая с отступлением говорится о нескольких действиях одного лица, которые происходят одно за другим. Глаголы, употреблёны в совершенном виде прошедшего времени, могут употребляться и глаголы несовершенного вида прошедшего времени для изображения длительности действия. Описание Вопрос- какой? Перечислить и раскрыть признаки предмета или действия 1. общее описание 2. конкретное описание 3 . оценка автора - единство изображения - единство взгляда - описание внешнего и внутреннего состояния даны одновременные признаки предмета. В тексте употребляются глаголы несовершенного вида настоящего времени, прошедшего времени. Рассуждение Вопрос - почему ? Объяснить или раскрыть причину явления или события тезис доказательство вывод - логическая связь -использование вводных слов объясняется причина тезиса, приводятся аргументы (доводы, доказательства), примеры, делается из сказанного вывод.
Третья и четвертая редакции «Виртуозы журналистики»
Способы связи предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь
Параллельная связь Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Цепная связь Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Лексические средства Средства связи предложений в тексте Грамматические средства
Лексические средства связи: Лексический повтор, однокоренные слова Все блага и радости жизни создаются трудом . Без труда нельзя честно жить. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
Лексические средства связи: Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот) Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров . Новички быстро прижились и перестали бояться людей. Над самой головой раздавался стук дятла . Лесной доктор обследовал больное дерево.
Лексические средства связи: Антонимы( в том числе и контекстуальные) У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше. Страшен враг за горами . Гораздо опаснее он за плечами .
Грамматические средства связи: Союзы (преимущественно сочинительные) Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был до конца предан своей Родине.
Грамматические средства связи: Местоимения (личные, указательные, определительные и другие) Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.
Грамматические средства связи: Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Средства связи предложений в тексте Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера. ( Указательное местоимение, синоним и частица)
Итоговая планерка при главном редакторе
Итог урока 1. Выступление тьюторов . 2. Выступления учащихся:
Домашнее задание Каждому корреспонденту оформить подробно работу со своим текстом, т.е свою страничку на формате А4
Текст, его признаки и типы Способы и средства связи предложений в тексте Богданова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа №65» г . Санкт-Петербурга УРОК №2
Лингвистическая задача На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,… На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,… На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,… На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,… …рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости. …рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости. …рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости. …рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».
Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы: 1 – B Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало . 2 – C Сорвали покров ночи – без покрова 3 – A Пламя солнца – с пылающим сердцем 4 – D Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти
Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении. 1 . А бедные люди часто совсем не получали соли. 2. За столом солонка стояла около хозяина. 3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться. 4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем. 5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой. 6. Больше сыпал тому, кого уважал. 7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив ожидаемого». 8. Он сам сыпал соль гостям. 9. И нередко пересаливал. КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7
Одинаково ли построены тексты? Определите способ и средства связи предложений в тексте. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным. ( И. С. Тургенев «Записки охотника»)
На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным. 1 текст – параллельная связь - грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов) - лексические (слова одной тематической группы) 2 текст – цепная связь - грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)
Определите средства связи предложений в тексте Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет. Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной – в улетающий день. Раздышались цветы – и на темный карниз Передвинулись тени ликующих риз. Задыхалась тоска, занималась душа, Распахнул я окно, трепеща и дрожа. И не помню – откуда дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок) В этом тексте использованы следующие средства: - прямой лексический повтор ( день ), - контекстуальные синонимы ( исчезающий, погасающий, улетающий ), - контекстуальные антонимы ( исчезать – заниматься ), -одинаковые временные формы глагола, - синтаксический параллелизм.
Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение. Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни. Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами .(По материалам периодической печати) !!!!Соедините содержание микротем в текст, используя средства связи предложений .
Вариант сжатого изложения Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни. Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности – это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.
Домашнее задание
Проверь себя! тестирование
Закончите предложения Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть ______________, общими и ____________, конкретными. _______________ план включает в себя подпункты (т.е. заголовки более мелких частей). Цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения - ___________________. Предложения в тексте могут сцепляться при помощи ____________________________________. В различных документах ( справках, расписках, указах, приказах) используется именно этот стиль - _________________________________. Основная цель этого стиля -__________________________ широкими узкими Сложный эпиграф описательных оборотов официально-деловой стиль точная передача деловой информации
7. _________- одна из разновидностей повествовательного типа речи, описывающая небольшой эпизод из жизни. 8. __________ - это небольшое литературное произведение ______________________ типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя. 9. Построение рассказа - _________, ______________ , __________. 10. ____ ________ ___ - это момент, с которого __________ событие и от которого зависит его развитие. 11. ________________ - момент ________________________ в развитии события. 12. _________ - результат развития события, его _______________ момент. 13. __________________ автор обычно поясняет, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать. 14. ___________________ автор чаще делится своими раздумьями по поводу описанных событий. Рассказ Рассказ повествовательного завязка кульминация развязка Завязка начинается Кульминация наивысшего напряжения Развязка заключительный Во вступлении В заключении
15. Описание – это _____________. 16. Основа описания – перечень __________________ или _____________ признаков предмета, явления. 17. Основа описания помещения – перечень признаков ____________ и _____________________________. 18. _______________ картины – это картины о жизни людей. 19. Местоимения ___ лица ________________ и ________________ числа часто выступают в роли средств связи слов в предложении. тип речи одновременных постоянных помещения находящихся в нем предметов Жанровые 3 единственного множественного
Использованные материалы http :// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"
Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...
Уроки №48- 49. Текст. Признаки текста. Межфразовая связь. Типы речи (учебник Власенкова, базовый уровень, 10 класс)
На уроках повторяются и расширяются понятия о тексте....
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...
Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".
Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района...
Понятие о тексте. Основные признаки текста
Цель:предполагается, что в результате деятельности учащиеся будутзнать: что такое текст, тема и основная мысль текста; основные признаки текста (единство темы и основной мысли, связность, последовател...
4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.
Формировать умения определять особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...
Логопедическое занятие . Тема: Что такое текст. Понятие о тексте. Признаки текста
Дать понятие текста; выделить основные признаки текста; развивать логическое мышление посредством операций сравнения; тренировать память, воспитывать культуру устной и письменной речи; работать над пр...