Тема текста. Основная мысль текста.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фаттаховой (для татарских школ) учащиеся должны изучить два блока речеведческих понятий:
1) понятия, связанные с фундаментальным понятием "текста" (текст, тема текста, основная мысль текста);
2) типы речи (повествование, описание).
Главной речеведческой еденицей является ТЕКСТ. Тема текста и основная мысль текста раскрывают эту единицу речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_teksta._osnovnaya_mysl_teksta._5_klass.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Тема текста. Основная мысль текста. 5 класс.
Цели урока:
I.Образовательные:
1) научить учащихся определять тему текста;
2) познакомить более детально с основной мыслью текста.
II. Развивающие:
- закрепить умение озаглавливать текст;
- сформировать умение соотносить тему и основную мысль текста.
III. Воспитательные:
- воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций. Как анализ, сравнение, обобщение;
- формирование эстетического вкуса детей;
- формирование наблюдательности в процессе анализа текста.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Речевая разминка.
1) Выразительное чтение стихотворения М. Дудина:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!.. (Слайд 1)
2) Вопросы и задания:
а) Прочитайте стихотворение выразительно, выделяя голосом те слова в тексте, на которые падает логическое ударение.
б) Объясните лексические значения непонятных слов: зенит, повилика, жито. (После ответа детей показывается на интерактивной доске.)
Словарная работа (Слайд 2)
Зенит – высшая степень, вершина чего-нибудь (по Ожегову).
Повилика – сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения (по Ожегову).
Жито – всякий хлеб в зерне или на корню (по Ожегову).
в) О чем это стихотворение?
г) Какие чувства оно вызывает у вас?
д) Назовите авторов, которые пишут о природе и о «братьях наших меньших».
II. Подготовка к восприятию нового материала:
- Ребята, на прошлом уроке мы говорили о тексте и таких его признаках, как тематическое единство, членимость и связность. Цель этого урока – научиться определять тему, познакомиться более детально с основной мыслью текста. (Слайд 3)
Сегодня на уроке мы проанализируем, сравним тексты. В процессе анализа текста очень важно определить тему текста и необходимо понять авторскую мысль, понять, в чем убеждает читателя автор текста. Если сказать по-другому, авторская мысль отражается в основной мысли.
III. Усвоение речеведческого материала о теме, основной мысли текста:
- Перед вами два текста. Прочитаем первый текст, миниатюру М. Пришвина и ответим на вопросы.
Такая чудесная погода, какая редко бывает и в апреле. Березки совсем было облетели и приготовились спать до весны, а тут, теперь, кажется, готовятся, как в апреле, распускаться. И вороны кричат по-весеннему упорно и страстно. Забормотал тетерев, и кто-то в деревне запел на всю округу.
(Слайд 4)
- О чем этот текст, определите тему (осень, так как «березки совсем было облетели».)
- Как рассказывает автор об этом времени года? Нравится ли Пришвину осень? (Нравится.)
- Какие эпитеты говорят об этом? («Чудесная погода», «вороны кричат радостно».)
- Обратите внимание на образ березок. Выражает ли автор к ней каким-нибудь образом свое отношение? (Березки очеловечиваются, автор любовно относится к березкам.)
- Какие выражения говорят об олицетворении березок? («приготовились спать до весны».)
- А теперь прочитаем другой текст М. Пришвина и ответим на вопросы:
Осень длится, как узкий путь с крутыми поворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, – метель белая, с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце березка стоит с золотыми листиками, как обомлела, так и осталась, и больше ветер с нее не может сорвать последних листьев: все, что можно было, сорвал.
- Ребята, мы должны знать, что, готовясь к устному или письменному высказыванию, должны вдуматься в его тему. (Слайд 5)
Помните!
Каждое слово в названии темы имеет значение.
- Определите тему текста. (Тема второго текста - осень. Темы двух текстов совпадают.) (Слайд 6)
- Скажите, одинаково ли описывается осень? (Во втором тексте Пришвин по-другому описывает осень. Он изобразил другую осень, другие березки. В первом тексте поэт нарисовал картину обычных березок, которые «почти облетели», а во втором – сотворил «березку с золотыми листиками», как будто для него существует одна-единственная прекрасная березка, которую он любит)
- Да, ребята, особый подбор деталей слов убеждает нас, читателей, в том, что рассказчик неравнодушен к русской природе. Мы поняли, что тема у этих двух текстов – общая: «Поздняя осень». Но несмотря на это, они очень не схожи. Чем же они отличаются друг от друга? Автор по-разному рассказывает об осени, о березках: в первом тексте передает эмоции в связи с наступлением осени, а во втором выражает в своем рассказе отношение к тому, что изображает в более живописном стиле.
- А теперь попробуем озаглавить каждый текст. На доске записываются пять самых удачных заглавий. Из них выбирают наиболее удачное и записывают на интерактивной доске. (Слайд 7)
IV. Домашнее задание.
Нарисовать две картины осени, изображенные в анализируемых текстах. (Это задание способствует не только закреплению изученной речеведческой теории, но и развивает творческие способности детей) (Слайд 8)
V. Закрепление изученной темы.
1) Выполнение упражнения 82 (Прочитать текст, указать среди них текст, в котором не выражена основная мысль. Ответить на вопрос: из какого текста ясно, что прогулка в лес за грибами ребятам понравилась. Озаглавить текст. Выписать словосочетания «гл.+сущ.»). Ученик выполняет на интерактивной доске.
(Слайд 9)
[83] (Назвать тему текста. Найти и выписать два лишних предложения, которые не соответствуют теме и заглавию.)
- Ребята, теперь попробуйте сами написать небольшой текст по картине нашего земляка, известного художника-пейзажиста, И. И. Шишкина «Осень». Его творчество было тесно связано с родным краем. Природа елабужских окрестностей вдохновила художника на создание своих лучших произведений, которые принесли ему заслуженную славу.
(Слайд 10) (Зачитываются 1-2 работы учащихся)
VI. Подведение итогов. Учащиеся делают вывод о том, что при анализе текста необходимо учитывать не только тему текста, но и основную мысль.
VII. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"
Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...
5 класс . ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника(без претензии на авторство)...
Урок русского языка в 9 классе по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Тема и основная мысль текста»
Урок полностью соответствует всем требованиям современного урока и программе общеобразовательных учреждений за курс 9 класса. Данный урок разработан с использованием ИКТ, а тексты, предложенные для ан...
Текст. Основная мысль текста.
Текст. Основная мысль текста....
3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...
Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.
Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...
«Текст. Основная мысль текста»
laquo;Текст. Основная мысль текста», ...