Конспект урока по теме "Употребление частиц"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока в 6 классе по теме "Употребление частиц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse_upotreblenie_chastits.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока русского языка в 7 классе
Тема: Употребление частиц.
Разработала: учитель русского языка и
литературы МБОУ «Ветлевская СОШ»
Постоялко Людмила Михайловна
2016 г.
Цели урока
Образовательные:
- Познакомить учащихся с понятием частицы;
- рассмотреть не только с грамматические характеристики частиц, но и их семантику, особенности функционирования в разных стилях речи, роль в организации предложений в тексте;
- продолжить формирование навыка постановки учебных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций;
- усвоить абстрактные лингвистические понятия: «оттенки значения», «смысловые оттенки», «модальные частицы».
Воспитательные:
- Содействовать эстетическому воспитанию учащихся;
- формировать чуткое отношение к природе;
- осмыслить и оценить накопленный речевой опыт.
Развивающие:
- Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;
- развивать самостоятельность учащихся, умение творчески мыслить, грамотно излагать свои мысли;
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, рабочая тетрадь
- Оргмомент.
Приветствие учащихся. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Актуализация знаний. Мотивационно - организующий этап. Целеполагание.
- На предыдущих уроках мы знакомились со служебными частями речи.
-Назовите известные нам служебные части речи, их грамматические признаки. (Фронтальная беседа с учащимися.)
Лексическая разминка
-К словам, записанным на доске, подберите антонимы, я запишу их напротив предложенных.
Родной – …(чужой) ложный-…(истинный)
Неряшливый-…(аккуратный) разбитый-…(целый)
Горький-…(сладкий) пассивный-…(активный)
Светлый-…(темный)
Тема урока зашифрована в словах, которые вы назвали. Как она будет звучать?
-Сегодня на уроке мы попробуем провести исследование трудной лингвистической проблемы. Перед вами два высказывания. Познакомьтесь с ними и ответьте на вопрос: какая точка зрения, по вашему мнению, более убедительная? Почему?
(«Термин «частица» является буквальным переводом латинского слова partikula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи» (А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов).
«Около 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике учёный Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил её от других служебных слов. С тех пор термин «частица» стал употребляться и в узком значении, для наименования конкретной части речи».)
- Для ответа на поставленные вопросы выберем два пути: дедуктивный («от практики к теории») и индуктивный («от теории к практике»). Группы получают задания по вариантам: «Теоретики» и «Практики».
3. Изучение нового материала:
1)Работа с модульными блоками
Теоретики
Познакомиться по учебнику с параграфом №26 «Частица как часть речи. Разряды частиц» и таблицей на стр.158 «Разряды частиц» и ответить на следующие вопросы (вопросы на слайде презентации):
1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?
2. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются?
3. Какие частицы используются редко? В каких стилях?
4. На что указывают пометы в скобках после некоторых частиц?
Практики
Анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий. Текст предъявляется на слайде и в распечатанном виде (см. ниже):
1.Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
2. Как его можно озаглавить? Сравните своё название с авторским («Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»). Какое точнее, удачнее? Почему?
3. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.
4.Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. - Вот ещё – лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику?
5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно обнаружить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла узнать о них?
Текст, предложенный для анализа.
Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.
- Неужели дятел?
–Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.
- Так ты птица осоед.
–Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
–Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну тогда ты, наверное, лесная мышь.
– Вот ещё – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
- Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.
–Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
–Ладно, ты – цапля.
-Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
- Точно, куница!
– Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
-Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупузабралась на ёлку!
– Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.
(По Н.И. Сладкову).
-Сформулируйте свои выводы по проделанной работе.
2)Работа с текстом (фронтальная)
- Выпишите из текста все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и следующему предписанию (демонстрируется на слайде):
Роль частиц в предложении и тексте.
А) Укажите частицу (или сочетание частиц).
Б) С какой целью употреблена частица в предложении (тексте)?
- Для образования наклонения глагола.
- Для выражения оттенков значения.
- Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания.
- Для оформления предложения по цели высказывания.
- Входит в структуру предложения как необходимый компонент («Пойдём?» - «Давай». – согласие; «Лентяй он». – «Ну уж» - сомнение).
- Связывает части предложения, его члены или целые предложения.
В) Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
2. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так–таки, идёт – разговорные, аж, эк, ага, ишь, вишь – просторечные.
На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.
- Сделайте выводы: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
- Как вы думаете, какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите примерами .
3)Конструирование микротекстов.
- Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? (Предложения представлены на слайде.)
- Я приглашаю вас сегодня в гости.
- И я приглашаю вас сегодня в гости.
- Я приглашаю И вас сегодня в гости.
- Я приглашаю вас И сегодня в гости.
- Какой частью речи является И в этих предложениях? Аргументируйте своё мнение.
- – Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?
(Например: «Я слышала, что вас сегодня пригласили в гости сначала дедушка с бабушкой, а позднее - моя одноклассница Люба. И я приглашаю вас сегодня в гости.»)
–Могут ли частицы перемещаться по предложению? Произвольна ли позиция частицы?
–Помогают ли частицы подсказать, о чём говорилось прежде, и предсказать продолжение текста?
4)Синтаксический разбор предложения
Сделайте синтаксический разбор предложения: В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют.
-Замените сложное предложение простым, сохранив основную информацию и использовав частицу. (В нашем классе только девочки коллекционируют марки.)
– Какой вывод из проделанной работы можно сделать?
(Частицы помогают сжать информацию, превратив сложное предложение в простое.)
- Лингвистический эксперимент
1.- Прочитайте выразительно предложенный текст. Какие факты показались вам интересными? (Текст показывается на слайде презентации без частиц.)
«(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да ещё и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла.
(А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечётка? (Неужели) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Всё–таки) названия-прозвища лучше всего! (По Н.И. Сладкову.)»
2.– Запишите текст, дополнив его необходимыми, на ваш взгляд, частицами.
-Сравните ваш вариант с текстом Н.И.Сладкова. Какой интереснее, точнее? Почему?
– Определите значение каждой употреблённой частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову, к словосочетанию, ко всему предложению?
–Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.
4.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Игра «Микрофон»
-К каким выводам о частицах и их роли в предложении мы пришли?
-Удалось ли прийти к поставленной в начале урока цели?
5. Дифференцированное домашнее задание
I вариант: лингвистический эксперимент (по аналогии с классной работой).
– Дополните текст нужными частицами, сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?).
«Зацвела ива – гости со всех сторон… Кусты и деревья голые, серые, ива среди них – букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок – пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец, щёлкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мёд. (По Н.И.Сладкову.)»
II вариант: конструирование текстов.
– Составьте три текста (не более пяти предложений) на темы:
- «Весна пришла» (без частиц).
- «Скорей бы весна пришла…» (с формообразующими и отрицательными частицами).
- «Вот и весна красна пожаловала» (с модальными частицами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 7 класс Частицы. Разряды частиц
Урок для учащихся 7 класса разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Раздельное и дефисное написание частиц»
Данный урок позволяет формировать знания о правописании частиц; развивать у учащихся умение работать в группе, развивать познавательный интерес, речь, внимание, творческое мышление; воспитать стремлен...
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
План-конспект урока по теме "Частица - служебная часть речи"
Урок проводится с ипользованием элементов сингапурской методики...
конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Частица. Разряды частиц по значению\'\' (6 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему ''Частица. Разряды частиц по значению'' (6 класс)...
Конспект урока по теме: Частицы (повторение)
Конспект открытого урока в 7 классе по русскому языку: "Повторение по теме "Частицы"....