урок 7 класс Частицы. Разряды частиц
материал по русскому языку (7 класс) по теме

 

Урок для учащихся 7 класса  разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные взаимосвязанные в зоне общих идей. В основе данного урока  лежит возможность каждого ученика полностью самостоятельно или с определенной степенью помощи достигать конкретных целей урока в процессе работы, с алгоритмом.

Воспитательная задача реализуется через работу с текстом о необходимости утренней зарядки и независимостью  выбора от других людей здоровый образ жизни.

Материалы словарной работы также были объединены темой спорта, сообщение о параолимпийских соревнованиях содержало региональный компонент.

Развивающая задача урока реализуется через работу с текстом, содержащим теоретический материал урока и на индивидуальных листах, используя  алгоритм выполнения задания. Используется метод самопроверки, самоконтроля выполнения задания по ключу.

Обучающая задача осуществляется через выполнение заданий по нахождению в предложениях глаголов-сказуемых и определения их форм, образованных с помощью формообразующих частиц: через выполнение заданий по определению роли смысловых частиц в предложении (дополните смысловыми частицами высказывания классиков): через выполнение заданий по определению значения частицы «не»; через обобщение полученных знаний, работая с текстом.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: совершенствование умений и навыков учеников.

Вид урока: урок-практикум.

Тема. Частицы. Разряды частиц.

Технология: модульная

Цели: 1. Дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи; познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих и смысловых частиц.

2. Развитие навыков самоконтроля, самостоятельной работы.

3. Используя материал урока, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Ход урока.

Оргмомент

Установка на хорошую плодотворную работу (слайд 1)

Словарная работа.

Цель работы: обогатить словарный запас учащихся; научить включать новые слова в состав словосочетаний и предложений.

Чемпион, альпинист, снаряд, тренер, инвентарь, центровой, арбитр (судья, в некоторых видах спорта)

- Какой темой объединены слова? (Спорт)

Сообщение ученика по статье газеты «Белебеевские известия»

Сообщение.

- Значение слова «параолимпиада»

В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.

-Составьте предложения используя словосочетание параолимпийские соревнования.

Определение темы урока.

- Прочитайте заглавные буквы словарных слов. Тема урока.

Объяснение нового материала. Работа с текстом.

Цель работы: познакомиться с теоретическими сведения по теме урока

Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: работа в паре.

Алгоритм

Прочитайте текст

Сделайте определенные пометки:

\/ - это я знал;

+ - новая информация;

В предложениях Сегодня к нам приедут спортсмены? и Разве сегодня к нам приедут спортсмены? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд спортсменов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве.

Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня спортсмены. Пусть мальчики встретят спортсменов у ворот школы. Кто из нас самый спортивный?

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые.

Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам.

К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.

Частица Бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования.

Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

Вопрос: ли, разве, неужели

Восклицание: что за, как.

Указание: вот (а вот), вон (а вон).

Сомнение: вряд ли, едва ли.

Уточнение: именно, как раз.

Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти.

Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.

Смягчение требования: -ка. 

К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ.

Частица придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

Не бывать этому.(отрицание всего предложения) 

За лесом не большой, а маленький овраг.(отрицание отдельного члена предложения)

Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.

В тех графах, которые вы отметили +, записана новая для вас информация. На основе этого сформулируйте цель урока. У каждого она будет индивидуальная. Впишите цель в лист индивидуальной работы. При выполнении заданий вы можете обращаться к данному тексту.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (мобилизация внимания)

Формообразующие частицы. Анализ предложений.

Цель: определить роль формообразующих частиц.

Алгоритм работы

Прочитайте предложения, перепишите их в тетрадь.

Найдите грамматические основы предложений (подлежащие и сказуемые)

Определите наклонение глаголов-сказуемых.

Сделайте вывод.

К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.

В солнечный день мы отправились бы на пробежку.

Давай помечтаем о будущих победах.

Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 1.

гл. пов. накл.

К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен.

        гл. усл.накл.

В солнечный день мы отправились бы на пробежку.

   гл. пов.накл.

Давай помечтаем о будущих победах.

Оцените себя по следующим критериям:

0 ошибок – “5”

1-2 ошибки – “4”

3-4 ошибки – “3”

5 и более ошибок – “2”

Смысловые частицы. (Слайд № 8)

Цель: определять роль смысловых частиц в предложении.

Алгоритм

Прочитайте высказывания классиков литературы.

Дополните их смысловыми частицами, обратите внимание на слова для справок.(Слайд № 9)

Запишите предложения в тетрадь.

Над вставленными частицами надпишите что выражают

1) Трус посылает угрозы…тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер)
Слова для справок:
только, даже, что за, как.

Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 2.

        ограничение

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)

        восклицание
2)
Что за прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)

восклицание                восклицание
3)
Как упоителен, как  роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)

        усиление
4) Глупость не могли победить
даже боги. (Ф.Шиллер)

6.Оцените себя, используя критерии.

Отрицательные частицы. (Слайд №10)

Цель: научиться определять значение отрицательной частицы НЕ.

Алгоритм

Прочитайте предложения, перепишите.

Определите значение частиц и запишите.

Я не был в школе. (________________________)

Я был не в школе. (_________________________)

Я не мог не быть в школе. (_____________________)

Проверьте свою работу, пользуясь ключом.

Ключ к заданию 3.

Я не был в школе. (отрицание всего предложения)

Я был не в школе. (отрицание отдельного члена предложения)

Я не мог не быть в школе. (положительный смысл)

Оцените себя, используя критерии.

Работа с текстом.

Цель: уметь различать разряды частиц.

Вид контроля: самоконтроль.

Вид работы: самостоятельная работа.

Алгоритм

Прочитайте текст. Озаглавьте.

Определи тему (о чем текст?)

Определите стиль, тип текста

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания.

Найдите в тексте частицы, определите их разряд.

О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!

Проверьте свою работу, пользуясь ключом

Ключ к заданию 4.

Тема: хорошая привычка

Стиль: публицистический

Тип: рассуждение

О пользе утренней зарядки мы слышали ещё в раннем детстве. Но много лисмысл вы знаете людей, все-такисмысл сумевших воспитать в себе эту привычку? При словах «утренняя зарядка» многие жесмысл начинают придумывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и времени неотриц хватает, но и вообще не так ужсмысл это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности превратить своё утро в самоеформообр бодрое, самоеформообр энергичное и наполненное хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомневаетесь. Настало время избавиться от выдуманных или навязанных кем-то оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Дасмысл здравствует утренняя зарядка!

Оцените себя по следующим критериям:

0 ошибок – “5”

1-2 ошибки – “4”

3-4 ошибки – “3”

5 и более ошибок – “2”

Рефлексия. (Слайд №12)

Сегодня на уроке я узнал…_______________________________________

Сегодня на уроке я научился… ____________________________________

Сегодня на уроке мне было сложно…________________________________

Сегодня на уроке мне было легко…_________________________________

Сегодня на уроке мне понравилось…________________________________

Допишите предложения.

Домашнее задание: составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»

Сообщение

В конце марта наш город посетили 64 спортсмена из двенадцати городов и районов нашей республики. Они стали участниками I комплексной спартакиады инвалидов  РБ по лыжным гонкам. Параолимпийские соревнования проводились на Тропе Здоровья.

Люди разных возрастов, с разными физическими способностями, уровнем подготовки одинаково волновались на старте и верили в удачу. Среди участников была выпускница нашей школы Федотова Екатерина.

Справка

В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!

Слайд 2

Двадцать первое апреля Классная работа

Слайд 3

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 4

ТЕМА УРОКА: Разряды частиц

Слайд 5

ЦЕЛЬ УРОКА: Сегодня на уроке я хочу подробно узнать о …

Слайд 6

Служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова ЧАСТИЦА Формообразующие Смысловые Отрицательные

Слайд 7

Бы, б Да, давай, пусть, пускай Самый Наклонение условное Повелительное наклонение Степени сравнения формообразующие частицы

Слайд 8

Проверь! Ключ к заданию 1. гл. пов. накл. К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен . гл. усл.накл. В солнечный день мы отправились бы на пробежку. гл. пов.накл. Давай помечтаем о будущих победах.

Слайд 9

смысловые частицы (модальные)

Слайд 10

Дополните высказывания модальными частицами Трус посылает угрозы тогда, когда он уверен в безопасности. (И.Гете) только прелесть эти сказки!..(А.С.Пушкин) Что за Глупость не могли победит боги. (Ф.Шиллер) даже

Слайд 11

отрицательные не ни

Слайд 12

Проверь! Я не был в школе. ( отрицание всего предложения ) Я был не в школе. ( отрицание отдельного члена предложения ) Я не мог не быть в школе. ( положительный смысл )

Слайд 13

Тема: хорошая привычка Стиль: публицистический Тип: рассуждение О пользе утре нн ей зарядки мы слышали ещ ё в ра нн ем детстве. Но много ли формообр вы зна е те людей , все-таки смысл сумевших воспитать в себе эту пр и вычку? При словах «утре нн яя зарядка» многие же смысл начинают пр и думывать оправдания и вспоминать , что с утра и так сил ни на что нет , и врем е ни не отриц хватает , но и вообще не так уж смысл это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр е вратить своё утро в самое формообр бодрое , самое формообр энергичное и наполне нн ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн е ваетесь. Настало время избавиться от выдума нн ых или навяза нн ых кем-то оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да смысл здравствует утре нн яя зарядка!

Слайд 14

«Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» «Сегодня на уроке мне было сложно…» «Сегодня на уроке мне было легко…» «Сегодня на уроке мне понравилось…» Рефлексия

Слайд 15

5 5 5

Слайд 16

Домашнее задание Составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Представление о частице как части речи,  роль формообразующих и смысловых частиц....

Урок по русскому языку на тему "Частицы. Разряды частиц"

Цели данного урока: дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи;  познакомить с разрядами частиц; показать роль формообр...

Тест по русскому языку по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц"

Тест содержит три вопроса по теме "Частица как часть речи. Разряды частиц" . Тест в двух вариантах....

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Частица. Разряды частиц по значению\'\' (6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Частица. Разряды частиц по значению'' (6 класс)...

Конспект урока по математике. Тема урока: «Класс единиц. Разряды чисел»

Закрепить знания и умения у учащихся по теме: «Таблица разрядов». ....