Конспект урока по теме: Частицы (повторение)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект открытого урока в 7 классе по русскому языку: "Повторение по теме "Частицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_po_chastitse_otkrytyy_urok.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение по теме «Частицы» (7 класс)
Тип урока – урок повторения и обобщения знаний (для учащихся с ОВЗ)
Цели урока: обобщить материал, изученный на уроках по темам «Разряды частиц», «Правописание частиц».
Задачи урока: формирование навыка употребления частиц в тексте; развитие устной монологической речи; обогащение речи учащихся путём употребления частиц; совершенствование навыков правописания частиц; развитие орфографической зоркости учащихся через выполнение упражнений по изученным орфограммам; воспитание интереса к родному языку.
Оборудование: учебник «Русский язык. 7 класс» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова), компьютер с тестом на повторение темы, раздаточный материал (таблица с набором букв, лист с заданиями: отрывок стихотворения, практическое задание № 1,4, фразы для рефлексии), карточки с частицами, лист с оцениванием для самопроверки, школьная доска, резервные карточки с заданиями.
ХОД УРОКА:
- Орг. момент: Здравствуйте, ребята! Начиная урок, улыбнёмся друг другу и гостям и пожелаем всем прекрасного настроения и плодотворной работы. Откройте тетради и запишите число и классная работа (учащиеся записывают в тетрадях число и классная работа).
- Сегодня вы сами попробуете отгадать и сформулировать тему урока.
- Формулирование темы и целей урока:
- У вас на столе таблицы с набором букв, ниже указаны буквы, которые вы должны зачеркнуть, а из оставшихся составить слово. Это и будет подсказкой: часть речи, сведения о которой мы будем повторять на уроке, т.е. вы сами должны сформулировать тему нашего урока (у каждого учащегося таблица на парте, затем дети называют тему, учитель записывает тему на доске, дети в тетради: «Повторение по теме: «Частица»).
3.Фронтальный опрос (актуализация знаний):
- Ребята, сегодня нам предстоит повторить пройденный материал. Я бы хотела проверить ваши знания. Вершинин Кирилл будет проверять себя на компьютере, выполняя тест, остальные будут работать со мной устно. Желающие на перемене могут остаться и проверить свои знания, выполнив тест на компьютере.(Кирилл выполняет тест, остальные отвечают на вопросы учителя).
- Дайте определение частице как части речи (ответы детей: Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова)
-Назовите разряды частиц? (ответы детей: формообразующие и смысловые)
- Для чего служат формообразующие частицы? (ответы детей: для образования форм слова, например, условного или повелительного наклонения глагола, также для образования степеней сравнения прилагательных и наречий)
- Приведите примеры формообразующих частиц? (бы, да, давай, давайте, пусть, пускай, более, менее, самый)
- Молодцы! А сейчас назовите мне значения смысловых частиц (вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, выделение или ограничение, усиление).
-Правильно, молодцы!
4.Практические задания
-Ребята, Соня подготовила для нас отрывок из стихотворения поэта Андрея Дементьева. Расскажи, пожалуйста, нам его.
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
И надежды, как птицы, парили в душе!
- Замечательное стихотворение! Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (ответы детей: У каждого человека в жизни происходят события, о которых так или иначе приходится сожалеть: упущенная возможность, обиды, разочарования, плохой поступок, после которого очень стыдно, поэт призывает к тому, что не надо оглядываться назад – что было, то прошло, в любой ситуации нужно оставаться добрым и отзывчивым человеком)
Задание № 1:
-У вас, у каждого на столе находится лист с заданиями, где напечатано стихотворение, вы можете воспользоваться им для выполнения задания. Найдите в этом стихотворении частицы и определите их разряд. ( у каждого на столе лежит текст этого стихотворения.)
(учащиеся называют частицы и их разряды: частицы НЕ и НИ – являются отрицательными, ЛИШЬ – смысловая частица в значении ограничения; БЫ – формообразующая частица, в данном случае служит для образования условного наклонения глагола.). (Работают устно).
- Итак, вы повторили разряды частиц, их значение.
Задание № 2:
-Сейчас мы с вами поиграем в диктант-молчанку, я буду показывать карточки с частицами, а вы будете записывать ответы в столбик к себе в тетрадь, к какому разряду они относятся, если это формообразующая, то вы так и записываете, у смысловых частиц вы записываете только их значение. (Учитель показывает карточки с частицами, дети определяют их разряд и значение, записывают в тетрадь).
Что за (восклицание)
Именно(уточнение)
Вряд ли(сомнение)
Разве(вопрос)
Вон(указание)
Давайте (формообразующая)
Как раз(уточнение)
Как(восклицание)
Лишь (ограничение)
Даже(усиление)
- А сейчас поменяйтесь тетрадями, возьмите карандаши, проведите взаимопроверку. ( учитель еще раз показывает карточки, а дети называют ответы вслух)
-Если ответ правильный, вы ставите плюс, если нет или ответ не записан, то минус.
-На доске вы видите баллы и соответствующие оценки. Оцените работы друг друга (на доске таблица с оцениванием).
0-4 правильных ответа – оценка «2»
5-7 правильных ответа – оценка «3»
8-9 правильных ответа – оценка «4»
10 правильных ответов – оценка «5»
(Дети проверяют, ставят друг другу оценки)
-Молодцы! В конце урока я возьму выборочно тетради на проверку и поставлю оценки в журнал.
- Ребята, еще раз вспомним, для чего нам нужны частицы? (Ответы детей: придают смысловые оттенки в предложение, служат для образования форм слов).
-А что кроме частиц придает эмоциональность и выразительность речи? (интонация, прилагательные, эпитеты, фразеологизмы и многое другое).
- Что такое фразеологизмы? (устойчивое сочетание слов с переносным значением)
- Приведите, пожалуйста, примеры фразеологизмов.(Бить баклуши, спустя рукава, как с гуся вода)
-Молодцы!
Задание № 3:
- А сейчас вы будете подбирать синонимы (близкие по значению фразы) к каждому предложению в форме фразеологизма и записывать их в тетрадь. Я буду вам немного подсказывать, показывая рисунок с фразеологизмом:
- Встал очень рано (ни свет ни заря);
- Сделать что – то некстати (ни к селу ни к городу)
- Очень тесно (ни стать ни сесть)
- Сделать что – то неожиданно, без видимых причин (ни с того ни с сего)
- Так говорят о человеке, который сильно испуган (ни жив ни мёртв);
- Ничем не выделяющийся, ничего не предпринимающий человек ( ни рыба ни мясо)
- Пожелать удачи (Ни пуха ни пера)
- Нечто невразумительное, бессмысленное (ни то ни се)
-Обратите внимание на ваши записи, какая частица встречается во всех фразеологизмах? (ответы детей: НИ)
- Для чего служит частица НИ? (Частица НИ относится к отрицательным частицами служит для усиления отрицания)
- А всегда ли частица НИ служит для усиления отрицания? (Иногда служит для утверждения, если она находится после слов: КТО, ЧТО, КАК, КУДА)
- Молодцы!
- Скажите, пожалуйста, в записанных вами фразеологизмах, ставится ли запятая?
(ответы детей: запятая не ставится в устойчивых сочетаниях).
- Верно, молодцы!
Задание № 4: А сейчас устроим состязание и проверим логику. У вас на столах лежат листы с заданиями, приготовьте их для работы. Поиграем в игру «Четвертое лишнее». Найдите лишнее слово и подчеркните его. (2 человека у доски, остальные на листках).
1) Так как, едва, неужели, либо.(лишнее, потому что все остальные являются союзами, а НЕУЖЕЛИ – смысловая частица)
2) Пускай, даже, лишь, именно.(пускай – это формообразующая частица, остальные смысловые)
3) Разве, ли, едва ли, неужели.(едва ли – сомнение, остальные в значении вопроса)
4) Даже, ведь, что за, же.(что за – это частица в значении восклицания, остальные в значении усиления)
5) Пусть, пускай, бы, только.(только – частица смысловая, остальные формообразующие)
6) Вон, вот, это, почти.(почти – частица в значении выделения, остальные в значении указания)
(Дети, которые работали у доски, поочередно называют лишнее слово и объясняют свой выбор).
- Ребята, вы согласны?
-Обратите внимание на орфограмму в частице ПОЧТИ, почему она пишется без мягкого знака? (в сочетаниях согласных ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН, РЩ – мягкий знак не пишется, например: чтение, каменщик, почта, мечтать, ручка)
5.Физминутка: Теперь мы дадим нашим глазам возможность отдохнуть. На доске тренажер Е. Базарова, ребята встают и выполняют упражнения за учителем по тренажеру. (Упражнения для глаз и упражнения для мышц рук).
6. Самостоятельная работа (работа с учебником)
- На протяжении всего урока мы повторили множество частиц.
- А как же пишутся частицы? (Раздельно).
- Всегда ли раздельно? (Некоторые частицы пишутся через дефис)
- Если вы затрудняетесь ответить, то откройте учебник на странице 176-177, прочитайте правило и вспомните.
- В каких случаях частицы пишутся через дефис? (ответы детей: частица –ТО ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса, частица –КА с глаголами пишется через дефис)
- А сейчас самостоятельно поработайте по учебнику, найдите упражнение 380, вам необходимо переделать предложения, включив в них частицу –КА, например: Вскипяти чай – Вскипяти-ка чай. (в конце урока учитель проверяет упражнение у 1 учащегося).
7. Итог, рефлексия:
- Наше время заканчивается, и урок подходит к концу. У вас на листах с заданиями записаны фразы, которые нужно продолжить. Поделитесь своими впечатлениями, выберите и закончите любую фразу (дети отвечают устно)
-Продолжите фразу:
1. Сегодня я повторил…….
2. Было интересно…..
3. Было трудно…..
4. Мне захотелось……
5. Меня удивило……
- Сегодня мы за урок повторили много. Я думаю, что вам будет несложно выполнить домашнее задание. Работали хорошо все, но особенно сегодня порадовали …… (учитель перечисляет фамилии учащихся, выставляет оценки в дневник.)
9.Д/З : Запишите в дневник домашнее задание, упражнение № 414 стр. 189, необходимо списать, раскрыть скобки, подчеркнуть наречия как члены предложения, а частицы выделите прямоугольником.
Резерв 1 (в конце после д\з)
Карточка №1.
Прочитайте предложения, найдите частицы, назовите разряд. Укажите значение частиц.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит и говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!»
Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижинки и каждого кусточка! Благословляли бы меня лишь берега, и я бы освежал долины и луга, но с них бы не унёс листочка.
Что за уха! Да как жирна!
Резерв 2
Выписываем частицы из предложений, определяем разряд:
1. Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами. (указательная)
2. Неужели в самом деле все сгорели карусели? (вопросительная)
3. Что за прелесть эти сказки! (восклицательная)
4. Как бы узнать, что там делается, за воротами? (формообраз., условное наклонение)
5. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот кто самый настоящий, верный друг. (не – отрицательная, вот – указательная, самый – формообраз., превосход. степень)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Волейбол.Повторение техники передач мяча двумя руками сверху,снизу
План конспект сдвоенного урока (пары) в МГКБИТ по волейболу в 2012/13 для специальности "экономика и бухгалтерский учет" второго года обучения.В конце представлен небольшой фото отчет....
конспект урока по теме "Мир элементарных частиц"
Данный урок проводится в 11 классе....
Конспект урока по теме: "Лексика. Повторение". 5 класс
Урок-повторение в 5 классе по теме: "Лексика"...
План-конспект урока по теме "Частица - служебная часть речи"
Урок проводится с ипользованием элементов сингапурской методики...
конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Конспект урока по теме "Употребление частиц"
Конспект урока в 6 классе по теме "Употребление частиц"...
Конспект урока по теме: "Различение частицы не с приставкой не-"
Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-» в 7 классе построен с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся....