Конспект урока по теме: Частицы (повторение)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект открытого урока в 7 классе по русскому языку: "Повторение по теме "Частицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_po_chastitse_otkrytyy_urok.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение по теме «Частицы» (7 класс)

Тип урока – урок повторения и обобщения знаний (для учащихся с ОВЗ)

Цели урока: обобщить материал, изученный на уроках по темам «Разряды частиц», «Правописание частиц».

Задачи урока: формирование навыка употребления частиц в тексте; развитие устной монологической речи; обогащение речи учащихся путём употребления частиц; совершенствование навыков правописания частиц; развитие орфографической зоркости учащихся через выполнение упражнений по изученным орфограммам; воспитание интереса к родному языку.

Оборудование: учебник «Русский язык. 7 класс» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова), компьютер с тестом на повторение темы, раздаточный материал (таблица с набором букв, лист с заданиями: отрывок стихотворения, практическое задание № 1,4, фразы для рефлексии), карточки с частицами, лист с оцениванием для самопроверки, школьная доска, резервные карточки с заданиями.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент: Здравствуйте, ребята!  Начиная урок, улыбнёмся друг другу и гостям и пожелаем всем прекрасного настроения и плодотворной работы. Откройте тетради и запишите число и классная работа (учащиеся записывают в тетрадях число и классная работа).

- Сегодня вы сами попробуете отгадать и сформулировать тему урока.

  1. Формулирование  темы и целей урока:

- У вас на столе таблицы с набором букв, ниже указаны буквы, которые вы должны зачеркнуть, а из оставшихся составить слово. Это и будет подсказкой: часть речи, сведения о которой мы будем повторять на уроке, т.е. вы сами должны сформулировать тему нашего урока (у каждого учащегося таблица на парте, затем дети называют тему, учитель записывает тему на доске, дети в тетради: «Повторение по теме: «Частица»).

3.Фронтальный опрос (актуализация знаний):

- Ребята, сегодня нам предстоит повторить пройденный материал. Я бы хотела проверить ваши знания. Вершинин Кирилл будет проверять себя на компьютере, выполняя тест, остальные будут работать со мной устно. Желающие на перемене могут остаться и проверить свои знания, выполнив тест на компьютере.(Кирилл выполняет тест, остальные отвечают на вопросы учителя).

- Дайте определение частице как части речи (ответы детей: Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова)

-Назовите разряды частиц? (ответы детей: формообразующие и смысловые)

- Для чего служат формообразующие частицы? (ответы детей: для образования форм слова, например, условного или повелительного наклонения глагола, также для образования степеней сравнения прилагательных и наречий)

- Приведите примеры формообразующих частиц? (бы, да, давай, давайте, пусть, пускай, более, менее, самый)

- Молодцы! А сейчас назовите мне значения смысловых частиц (вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, выделение или ограничение, усиление).

-Правильно, молодцы!

4.Практические задания

-Ребята, Соня подготовила для нас отрывок из стихотворения поэта Андрея Дементьева.  Расскажи, пожалуйста, нам его.

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось, нельзя изменить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,

С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.

Иль о том, что случиться не может уже.

Лишь бы озеро вашей души не мутилось

И надежды, как птицы, парили в душе!

- Замечательное стихотворение! Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (ответы детей: У каждого человека в жизни происходят события, о которых так или иначе приходится сожалеть: упущенная возможность, обиды, разочарования, плохой поступок, после которого очень стыдно, поэт призывает к тому, что не надо оглядываться назад – что было, то прошло, в любой ситуации нужно оставаться добрым и отзывчивым человеком)

Задание № 1:

-У вас, у каждого на столе находится лист с заданиями, где напечатано стихотворение, вы можете воспользоваться им для выполнения задания. Найдите в этом стихотворении частицы и определите их разряд. ( у каждого на столе лежит текст этого стихотворения.)

(учащиеся называют частицы и их разряды: частицы НЕ и НИ – являются отрицательными, ЛИШЬ – смысловая частица в значении ограничения; БЫ – формообразующая частица, в данном случае служит для образования условного наклонения глагола.). (Работают устно).

- Итак, вы повторили разряды частиц, их значение.

Задание № 2:

-Сейчас мы с вами поиграем в диктант-молчанку, я буду показывать карточки с частицами, а вы будете записывать ответы в столбик  к себе в тетрадь, к какому разряду они относятся, если это формообразующая, то вы так и записываете, у смысловых частиц вы записываете только их значение.  (Учитель показывает карточки с частицами, дети определяют их разряд и значение,  записывают в тетрадь).

Что за (восклицание)

Именно(уточнение)

Вряд ли(сомнение)

Разве(вопрос)

Вон(указание)

Давайте (формообразующая)

Как раз(уточнение)

Как(восклицание)

Лишь (ограничение)

Даже(усиление)

- А сейчас поменяйтесь тетрадями, возьмите карандаши,  проведите взаимопроверку. ( учитель еще раз показывает карточки, а дети называют ответы вслух)

-Если ответ правильный, вы ставите плюс, если нет или ответ не записан, то минус.

-На доске вы видите баллы и соответствующие оценки. Оцените работы друг друга (на доске таблица с оцениванием).

0-4 правильных ответа – оценка «2»

5-7 правильных ответа – оценка «3»

8-9 правильных ответа – оценка «4»

10 правильных ответов – оценка «5»

(Дети проверяют, ставят друг другу оценки)

-Молодцы! В конце урока я возьму выборочно тетради на проверку и поставлю оценки в журнал.

- Ребята, еще раз вспомним, для чего нам нужны частицы? (Ответы детей: придают смысловые оттенки в предложение, служат для образования форм слов).

-А что кроме частиц придает эмоциональность и выразительность речи? (интонация, прилагательные, эпитеты, фразеологизмы и многое другое).

- Что такое фразеологизмы? (устойчивое сочетание слов с переносным значением)

- Приведите, пожалуйста, примеры фразеологизмов.(Бить баклуши, спустя рукава, как с гуся вода)

-Молодцы!

Задание № 3:

- А сейчас вы будете  подбирать  синонимы (близкие по значению фразы) к  каждому предложению в форме фразеологизма и записывать их в тетрадь. Я  буду вам немного подсказывать, показывая рисунок с фразеологизмом:

  1.  Встал  очень  рано (ни  свет  ни  заря);
  2. Сделать  что – то  некстати (ни  к  селу  ни  к  городу)
  3.  Очень  тесно (ни  стать  ни  сесть)
  4. Сделать  что – то  неожиданно,  без  видимых  причин (ни  с  того  ни  с  сего)
  5. Так  говорят  о  человеке,  который  сильно  испуган (ни  жив  ни  мёртв);
  6. Ничем  не  выделяющийся,  ничего  не  предпринимающий  человек ( ни  рыба  ни  мясо)
  7. Пожелать удачи (Ни пуха ни пера)
  8. Нечто невразумительное, бессмысленное (ни то ни се)

-Обратите внимание на ваши записи, какая частица встречается во всех фразеологизмах? (ответы детей: НИ)

- Для чего служит частица НИ? (Частица НИ относится к отрицательным частицами служит для усиления отрицания)

- А всегда ли частица НИ служит для усиления отрицания? (Иногда служит  для утверждения, если она находится после слов: КТО, ЧТО, КАК, КУДА)

- Молодцы!

- Скажите, пожалуйста, в записанных вами фразеологизмах, ставится ли запятая?

(ответы детей: запятая не ставится в устойчивых сочетаниях).

- Верно, молодцы!

Задание № 4: А сейчас устроим состязание и проверим логику. У вас на столах лежат листы с заданиями, приготовьте их для работы. Поиграем в игру «Четвертое лишнее». Найдите лишнее слово и подчеркните его. (2 человека у доски, остальные на листках).

1) Так как, едва, неужели, либо.(лишнее, потому что все остальные являются союзами, а НЕУЖЕЛИ – смысловая частица)

2) Пускай, даже, лишь, именно.(пускай – это формообразующая частица, остальные смысловые)

3) Разве, ли, едва ли, неужели.(едва ли – сомнение, остальные в значении вопроса)

4) Даже, ведь, что за, же.(что за – это частица в значении восклицания, остальные в значении усиления)

5) Пусть, пускай, бы, только.(только – частица смысловая, остальные формообразующие)

6)  Вон, вот, это, почти.(почти – частица в значении выделения, остальные в значении указания)

  (Дети, которые работали у доски,  поочередно называют лишнее слово и объясняют свой выбор).

- Ребята, вы согласны?

-Обратите внимание на орфограмму в частице ПОЧТИ, почему она пишется без мягкого знака? (в сочетаниях согласных ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН, РЩ – мягкий знак не пишется, например: чтение, каменщик, почта, мечтать, ручка)

5.Физминутка: Теперь мы дадим нашим глазам возможность отдохнуть. На доске тренажер Е. Базарова, ребята встают и выполняют упражнения за учителем по тренажеру. (Упражнения для глаз и упражнения для мышц рук).

6. Самостоятельная работа (работа с учебником)

- На протяжении всего урока мы повторили множество частиц.

- А как же пишутся частицы? (Раздельно).

- Всегда ли раздельно? (Некоторые частицы пишутся через дефис)

- Если вы затрудняетесь ответить, то откройте учебник на странице 176-177, прочитайте правило и вспомните.

- В каких случаях частицы пишутся через дефис? (ответы детей:  частица –ТО ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса, частица –КА с глаголами пишется через дефис)

- А сейчас самостоятельно поработайте по учебнику,  найдите упражнение 380, вам необходимо переделать предложения, включив в них частицу –КА, например: Вскипяти чай – Вскипяти-ка чай. (в конце урока учитель проверяет упражнение у 1 учащегося).

7. Итог, рефлексия:

- Наше время заканчивается, и урок подходит к концу. У вас на листах с заданиями записаны фразы, которые нужно продолжить. Поделитесь своими впечатлениями, выберите и закончите любую фразу (дети отвечают устно)

-Продолжите фразу:

1. Сегодня я повторил…….

2. Было интересно…..

3. Было трудно…..

4. Мне захотелось……

5. Меня удивило……

- Сегодня мы за урок повторили много. Я думаю, что вам будет несложно выполнить домашнее задание. Работали хорошо все, но особенно сегодня порадовали …… (учитель перечисляет фамилии учащихся, выставляет оценки в дневник.)

9.Д/З : Запишите в дневник домашнее задание, упражнение № 414 стр. 189, необходимо списать, раскрыть скобки, подчеркнуть наречия как члены предложения, а частицы выделите прямоугольником.

Резерв 1 (в конце после д\з)

Карточка №1.

Прочитайте  предложения, найдите частицы, назовите разряд. Укажите значение частиц.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит и говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!»

Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижинки и каждого кусточка! Благословляли бы меня лишь берега, и я бы освежал долины и луга, но с них бы не унёс листочка.

Что за уха! Да как жирна!

Резерв 2

Выписываем частицы из предложений, определяем  разряд: 

            1. Вот   эта синяя тетрадь с моими детскими стихами. (указательная) 

            2. Неужели в самом деле все сгорели карусели?    (вопросительная)

            3. Что за прелесть эти сказки!        (восклицательная)

            4. Как бы узнать, что там делается, за воротами?  (формообраз., условное наклонение)
            5. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот кто самый настоящий, верный друг. (не – отрицательная, вот – указательная, самый – формообраз., превосход. степень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Волейбол.Повторение техники передач мяча двумя руками сверху,снизу

План конспект сдвоенного урока (пары) в МГКБИТ по волейболу в 2012/13 для специальности "экономика и бухгалтерский учет" второго года обучения.В конце представлен небольшой фото отчет....

конспект урока по теме "Мир элементарных частиц"

Данный урок проводится в 11 классе....

Конспект урока по теме: "Лексика. Повторение". 5 класс

Урок-повторение в 5 классе по теме: "Лексика"...

План-конспект урока по теме "Частица - служебная часть речи"

Урок проводится с ипользованием  элементов сингапурской методики...

конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...

Конспект урока по теме "Употребление частиц"

Конспект урока в 6 классе по теме "Употребление частиц"...

Конспект урока по теме: "Различение частицы не с приставкой не-"

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся....