Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Раздельное и дефисное написание частиц»
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме
Данный урок позволяет формировать знания о правописании частиц; развивать у учащихся умение работать в группе, развивать познавательный интерес, речь, внимание, творческое мышление; воспитать стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_chastic.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по изучению раздела «Морфология», предусмотренного программой УМК. В.В. Бабайцевой Русский язык. 7 класс.
Урок-практикум.
Тема урока: «Раздельное и дефисное написание частиц».
Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бузанская СОШ»
Цели урока: проверить теоретические сведения по теме, закрепить навыки раздельного и дефисного написания частиц, закрепить навыки отличия в написании частиц с разными частями речи и омонимичных частей речи, умение употреблять частицы в речи.
Наглядность и дидактические материалы:
- Сигнальные карточки.
- Заметки из местных газет.
- Опорная таблица «Модальные частицы».
- Опорная запись словарных слов по теме: Запомни!».
- «Лист учёта знаний по теме».
- Опорная таблица «раздельно – через дефис».
Ход урока
- Вступительное слово учителя. Сообщение темы, постановка целей и задач, привлечение помощи ассистентов. Обращается внимание на «лист учёта знаний».
- Фронтальный и индивидуальный опрос.
- Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.
Карточка №1. Записать по памяти словарь по теме «Частицы». Составить предложение с одним из словосочетаний и разобрать по сигналу «ЦИОВ». |
Задание выполняется у доски, проверяется ассистентами.
Карточка №2. Рассказать об отличии союзов тоже, также, чтобы от омонимичных частей речи с частицами бы и же. Упражнение 365. |
Задание выполняется в тетради для индивидуальных работ, проверяется ассистентами.
Карточка №3. Работа с заметкой «Защитим себя и природу»: а) коротко передать содержание заметки; б) записать 2 предложения, в которых есть частицы, определить их значение; в) одно из предложений разобрать. |
Задание выполняется у доски, проверяется классом.
Карточка №4. Прочитай заметку «первая персональная выставка», определите основную мысль. Выпишите предложения, в которых есть частицы, укажи их значение. Рассказать о написании частиц ли, бы, же. |
- Проверка домашнего задания.
а) словарная диктовка, проводимая учеником (повторение неопределённых местоимений, наречий, союзов, частиц, их раздельное и дефисное написание).
б) Выборочная проверка нескольких работ учащихся. Оценки выставляются на лист учёта.
- Вопросы к учащимся:
а) Рассказать о значении и написании частиц –то- и –ка-.
б) Чем отличается частица –то- от суффикса –то-?
Справка: частица –то- относится к существительному, глаголу, наречию, прилагательному и вносит оттенок усиления. Суффикс –то- является частью слова в неопределённых местоимениях и наречиях.
- Выполнение дифференцированных заданий.
- Задания записаны на доске до урока. К доске вызывается 1 ученик от каждой группы.
I вариант | II вариант | III вариант |
Составьте задание «Найти лишнее» по теме урока. | Найти лишнее:
| Раскрыть скобки:
|
Учитель: кто желает, может выполнить задание другого варианта.
- Работа с сигнальными карточками «Слитно или раздельно?» (на материале предложений). На доске ассистенты ведут счёт. Сигнальные карточки выполнены на картонной цветной бумаге, размером 5смх8см, синяя – слитно, красная - раздельно.
Учитель: давайте немного поиграем. Играем до 10 (по рядам 1, 2, 3).
- Где же это видано?
- Мы тоже пойдём в поход.
- Чтобы много знать.
- Что бы это значило?
- И всё же ты неправильно поступил.
- Мы ходим в школу, чтобы получать знания.
- Много ли у вас работы?
- Ты всё также прекрасна.
- Далеко ли ещё до места?
- Везде одно и то же.
Учитель: подведём итоги игры (выставляются оценки).
- Комментируемое письмо. Ученики должны назвать произведение, откуда взято данное предложение. Один ученик работает у доски.
- За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? (Крылов «Кукушка и петух»)
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром французу отдана? (Лермонтов «Бородино»)
- И царицу в тот же час в бочку с сыном посадили. (Пушкин «Сказка о царе Салтане».
- Подведение итогов по «Листу учета знаний».
- Прошу сдать тетради.
- Домашнее задание (дифференцированное).
I вариант – составить диалог или написать сочинение миниатюру по теме: «На уроке русского языка»
II вариант - подготовить литературную викторину по произведениям художественной литературы, изученным в 7 классе (по теме: «Частицы»)
III вариант – упражнение 340, повторить §72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.
Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....
Конспект урока по русскому языку 7 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
конспект урока по русскому языку в 7 классе...
Конспект урока по русскому языку 7 класс: "Отрицательные частицы не и ни"
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Отрицательные частицы не и ни" 7 класс...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...