Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Раздельное и дефисное написание частиц»
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Данный урок позволяет формировать знания о правописании частиц; развивать у учащихся умение работать в группе, развивать познавательный интерес, речь, внимание, творческое мышление; воспитать стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napisanie_chastic.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по изучению раздела «Морфология», предусмотренного программой  УМК. В.В. Бабайцевой Русский язык. 7 класс.

Урок-практикум.

Тема урока: «Раздельное и дефисное написание частиц».

Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы                          МБОУ «Бузанская СОШ»

Цели урока: проверить теоретические сведения по теме, закрепить навыки раздельного и дефисного написания частиц, закрепить навыки отличия в написании частиц с разными частями речи и омонимичных частей речи, умение употреблять частицы в речи.

Наглядность и дидактические материалы:

  1. Сигнальные карточки.
  2. Заметки из местных газет.
  3. Опорная таблица «Модальные частицы».
  4. Опорная запись словарных слов по теме: Запомни!».
  5. «Лист учёта знаний по теме».
  6. Опорная таблица «раздельно – через дефис».

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, постановка целей и задач, привлечение помощи ассистентов. Обращается внимание на «лист учёта знаний».

  1. Фронтальный и индивидуальный опрос.
  1. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.

 Карточка 1.

Записать по памяти словарь по теме «Частицы». Составить предложение с одним из словосочетаний и разобрать по сигналу «ЦИОВ».

Задание выполняется у доски, проверяется ассистентами.

 Карточка №2.

Рассказать об отличии союзов тоже, также, чтобы от омонимичных частей речи с частицами бы и же. Упражнение 365.

Задание выполняется в тетради для индивидуальных работ, проверяется ассистентами.

 Карточка №3.

Работа с заметкой «Защитим себя и природу»:                         а) коротко передать содержание заметки; б) записать 2 предложения, в которых есть частицы, определить их значение; в) одно из предложений разобрать.

Задание выполняется у доски, проверяется классом.

 Карточка №4.

Прочитай заметку «первая персональная выставка», определите основную мысль. Выпишите предложения, в которых есть частицы, укажи их значение. Рассказать о написании частиц ли, бы, же.

  1. Проверка домашнего задания.

а) словарная диктовка, проводимая учеником (повторение неопределённых местоимений, наречий, союзов, частиц, их раздельное и дефисное написание).

б) Выборочная проверка нескольких работ учащихся. Оценки выставляются на лист учёта.

  1. Вопросы к учащимся:

а) Рассказать о значении и написании частиц –то- и –ка-.

б) Чем отличается частица –то-  от суффикса –то-?

Справка: частица –то- относится к существительному, глаголу, наречию, прилагательному и вносит оттенок усиления. Суффикс –то- является частью слова в неопределённых местоимениях и наречиях.

  1. Выполнение дифференцированных заданий.
  1. Задания записаны на доске до урока. К доске вызывается 1 ученик от каждой группы.

I вариант

II вариант

III вариант

Составьте задание «Найти лишнее» по теме урока.

Найти лишнее:

  1. Угадай-ка загадку.
  2. Прочитал-то неплохо.
  3. Когда-то жил.
  4. Кашу – то съел?

Раскрыть скобки:

  1. Подай(ка) тетрадь.
  2. Воды(то) принёс?
  3. Что(же)это такое?
  4. Я то(же) прочитал эту книгу.

Учитель: кто желает, может выполнить задание другого варианта.

  1. Работа с сигнальными карточками «Слитно или раздельно (на материале предложений). На доске ассистенты ведут счёт. Сигнальные карточки выполнены на картонной цветной бумаге, размером 5смх8см, синяя – слитно, красная - раздельно.

Учитель: давайте немного поиграем. Играем до 10 (по рядам 1, 2, 3).

  1. Где же это видано?
  2. Мы тоже пойдём в поход.
  3. Чтобы много знать.
  4. Что бы это значило?
  5. И всё же ты неправильно поступил.
  6. Мы ходим в школу, чтобы получать знания.
  7. Много ли у вас работы?
  8. Ты всё также прекрасна.
  9. Далеко ли ещё до места?
  10. Везде одно и то же.

Учитель: подведём итоги игры (выставляются оценки).

  1. Комментируемое письмо. Ученики должны назвать произведение, откуда взято данное предложение. Один ученик работает у доски.
  1. За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? (Крылов «Кукушка и петух»)
  2. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва,  спалённая пожаром французу отдана? (Лермонтов «Бородино»)
  3. И царицу в тот же час в бочку с сыном посадили. (Пушкин «Сказка о царе Салтане».

  1. Подведение итогов по «Листу  учета знаний».
  1. Прошу сдать тетради.

  1. Домашнее задание (дифференцированное).

I вариант – составить диалог или написать сочинение миниатюру по теме: «На уроке русского языка»

II вариант -  подготовить литературную викторину по произведениям художественной литературы, изученным в 7 классе (по теме: «Частицы»)

III вариант – упражнение 340, повторить §72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.

Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....

Конспект урока по русскому языку 7 класс: "Отрицательные частицы не и ни"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Отрицательные частицы не и ни" 7 класс...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...