4. Целеполагание Найдите слово, полученное по вертикали. Подумайте, как оно связано с темой сегодняшнего урока? (число – числительное, часть речи, которую мы изучаем) Итак, вы познакомились со всеми признаками и особенностями этой части речи, какой последний этап в ее изучении, что нам надо сделать? (обобщить, повторить) Подумайте, нет ли в русском языке такого способа повторения, в котором последовательно повторяется весь изученный материал по определенной части речи? Определите тему сегодняшнего урока (тема сегодняшнего урока «Морфологический разбор имени числительного») Определите цель сегодняшнего урока (повторить имя числительное, систематизировать свои знания по этой теме) | Анализ, вывод, преобразование информации
Запись темы в тетрадь |
7. Изучение нового материала с опорой на ранее изученное по теме «Числительное» Проведем разминку, игра «Верю - не верю». Ваша задача поднять руку, если вы согласны с утверждением: - Числительное обозначает порядок при счет? Да
- Числительное обозначает признак? Нет
- Числительное обозначает количество? Да
- Отвечает на вопрос ЧТО? Нет
- Отвечает на вопрос КАКОЙ? Да
- Отвечает на вопрос ЧЕЙ? Нет
Молодцы! Обобщим, что такое числительное? (Часть речи, которая обозначает число, количество и порядок при счете, отвечает на вопросы сколько, какой) – жетон за ответ Зачем надо знать значение и вопросы части речи? (чтобы отличать числительное от других частей речи: глагола, прилагательного, существительного с числовым значением) Запишите в блок-схему. Каждой команде дается мишень (4слова). Ваша задача: выбить (найти и подчеркнуть) лишнее слово из мишени, обсудите (30 секунд), объясните выбор. Справившаяся команда получает балл. 1. Удвоить, двоиться, второй, раздвоить 2. Семь, семеро, седьмой, семидесятилетие 3. Три, третий, тройной, трое
Подведем итог по керлингу, команды получают баллы. Переходим ко 2 блоку схемы и следующий конкурс - лингвистический биатлон. Что это за игра? (лыжная гонка со стрельбой из винтовки) – жетон за ответ 1 этап нашего биатлона – морфологическая гонка: Распределите данные морфологические признаки на 3 столбика расположить их в нужном порядке в таблице (используется доска с магнитами) 1 команда выбирает постоянные признаки числительного 2 команда выбирает непостоянные признаки числительного 3 команда выбирает лишние признаки, которые не относятся к числительному Относительные, количественные, простые, краткая форма, целые, притяжательные, дробные, число, падеж, собирательные, порядковые, спряжение, составные, род Подведем итоги по 1 этапу гонка. За каждый правильный ответ команды получают баллы. Дополняем блок-схему 2 этап лингвистического биатлона – стрельба из винтовки: найти числительное, выписать в тетрадь, разделив на 2 столбика (порядковые – количественные), указав у каждого слова простое или составное).Можно обсуждать в парах. Время 3 минуты. 1. Седьмого февраля 2014 года в 20 часов14 минут по местному времени, в городе Сочи, на стадионе «Фишт», состоялась Церемония открытия XXII зимних Олимпийских Игр. Чашу Олимпийского огня зажгли двое российских спортсменов: фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк П.: седьмого – п., две тысячи четырнадцатый – с., двадцать вторых - с. К.: двадцать – п., четырнадцать – п., двое – прост, собират. Подведем итоги второго этапа. Проверка: каждый правильный ответ – попадание в мишень (жетоны, баллы командам) Последний этап биатлона - гонка непостоянных признаков: устно определяем падеж числительных в том же тексте. Проверка: каждый правильный ответ – (жетоны, баллы командам)
Мы подошли к последнему этапу нашей лингвистической олимпиады. Назовите, что нам надо сделать? (определить синтаксическую роль числительного) – жетон за ответ Вспомните, чем является числительное в предложении? Подлежащее | Сказуемое | Дополнение | Определение | Обстоятельство | Кто? Что? | Что такое? Кто такой? | Вопросы косвенных падежей | Какой? Чей? | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? | Пять баллов – отличная оценка | Семью шесть – сорок два | Мы прошли три этапа | Первое испытание прошло успешно | 7 февраля в Сочи прошло открытие зимних Олимпийских игр. |
Нам предстоят соревнования по синтаксическому скелетону. Объясните значение слова (жетон за ответ). Ваша задача: проехать трассу на санках-бобах, для этого спишите предложение вашей команды, определите, каким членом предложения является числительное, и подчеркните. А остальным командам - показать: подлежащее – махи одной рукой, сказуемое – двумя, определение – волна, дополнение – рывки руками, обстоятельство – рывки руками с раскрытием | Повторяют теоретический материал
Обобщают материал
Дополнение схемы. Ответы на вопросы.
Морфологический анализ слов
Дополнение схемы.
Работают в группе: анализ морфологического материала, выбор, распределение.
Практическая работа с текстом: выделить информацию, переработать, применить полученные знания
Устная взаимопроверка и самопроверка
Ответы на вопросы. Дополнение схемы.
Работа с текстом: выделить информацию, переработать
Взаимопроверка и самопроверка |