Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"
план-конспект урока (10 класс) на тему
Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования" (раздел "Термины и профессионализмы"). Урок рассчитан сильную группу (большое количество заданий на внимание и сообразительность).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_s_tochki_zreniya_ee_upotrebleniya.docx | 59.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.
Цели:
1) знакомство учащихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления;
2) формирование знаний о языке и речи;
3) развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.
4) развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с текстовыми материалами.
5) расширение представлений учащихся о лексической системе языка.
6) формирование правильной и эффективной речи.
7) обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.
Ход урока
- ОНУ
Приветствие, проверка наличия тетрадей, перекличка.
- Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
На прошлом уроке вам было задано проработать лекцию «Лексика с точки зрения ее происхождения».
Для начала давайте вспомним, что же такое лексика? (словарный состав языка; раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка).
А что такое лексическое значение слова? (тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово).
На какие группы делится лексика по происхождению? (исконно-русская, заимствованная; исконно русская делится на общеславянскую, восточнославянскую и собственно русскую).
В каком веке возникла общеславянская лексика и в каких языках она сохранилась? (в 6 веке, в русском, украинском, чешском и других славянских языках).
Какие языки относятся к восточнославянской группе языков? (русский, украинский, белорусский).
В каком веке начала формироваться исконно русская лексика? (в 14-15 веках).
Приведите примеры слов, относящихся к исконно русской лексике (скворец, обои, вилка и т.д.).
В результате чего в русском языке появилась и появляется заимствованная лексика? (вследствие взаимодействия России с другими странами: торговля, войны, политика, культурные и научные связи).
Приведите примеры слов иноязычного происхождения (бутерброд, такси, ковбой и др.).
- Так же вам было задано подобрать синонимы к заимствованным словам.
Учащиеся зачитывают синонимы и дают определения заимствованным словам.
Абориген – старожил
авеню – улица
аромат – запах
тинэйджер – подросток
круиз – морское путешествие
вердикт – приговор, решение
гламурный – модный, роскошный
гипотеза – предположение
кутюрье – модельер
корректный – вежливый, тактичный
апатия – безразличие
полемика – спор
миниатюрный – маленький
- Подберите (устно) синонимы к слову «маленький».
Махонький, малюсенький, крохотный, крошечный, мелкий, мизерный, микроскопический, миниатюрный, игрушечный, небольшой, незначительный, жалкий, ничтожный, скромный, скудный, малолетний, малочисленный, компактный, портативный.
- Объяснение нового материала.
Слово преподавателя.
- На сегодняшнем уроке мы сосредоточим наше внимание на лексике русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Цель нашего урока: познакомиться с такими понятиями как «диалектизмы», «профессионализмы», «жаргонизмы» и научиться различать их в речи. И, что немаловажно, будем учиться употреблять слова, относящиеся к этим группам, в соответствии с их значением.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления».
(Записывают число тему в тетрадь).
Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. Это слова, которые известны большинству людей и употребляемые всем населением носителя языка (стол, окно, ручка, книга и т.д.). Но помимо этого в языке есть слова, которые известны не всем людям. Эта лексика имеет ограниченную сферу употребления и называется необщеупотребительной.
(Я – на доске, учащиеся – в тетрадях чертим следующую схему).
Запись опорной схемы:
(Запись в тетрадь).
Диалектизмы (от греч. «говор, наречие»)- слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности. Диалектные слова используются преимущественно в устной речи, так как и сам диалект - это главным образом устная разговорно-бытовая речь жителей сельской местности.
(Текст на доске. Преподаватель читает текст.)
«Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на Севере, в тундре. Отец его был оленеводом.
Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.
Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:
– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
Долго ломал внук голову и наконец, спросил:
– Бабушка! А что это такое – загнетка и рогач? Я знаю, у нас на Севере рогачами оленей-самцов называют. А вот слова загнетка я вообще никогда не слышал.
– Чудак человек, – сказала бабушка, – да вот же он, рогач. – И подала Андрюше ухват.
– А загнетка вот она, – прибавила бабушка и указала на шесток».
После прочтения учащиеся отвечают на вопросы:
– Почему Андрюша не сразу понял бабушку? (Бабушка употребила непонятные для него слова рогач и загнетка).
– Объясните значение выделенных в тексте слов (Это фразеологизм, который обозначает «долго думать над чем-то»).
– Как она объяснила внуку значения этих слов? (Бабушка показала Андрюше рогач и загнетку).
– Посмотрите и вы на рисунки, изображающие эти предметы.(На доске фотографии этих предметов).
– А как мы можем узнать значения слов, если перед нами нет ни самих предметов, ни их изображения?
– Мы должны обратиться к словарю.
(На доске записаны определения слов-диалектизмов).
УХВАТ - рогач, кухонная утварь, предмет для постановки в русскую печь и вынимания из нее горшков и чугунов: железные двузубые вилы с плоскими, плавно изогнутыми зубьями на длинной деревянной рукояти.
Загнетка
1) Место на шестке русской печи (обычно в левой его части), куда сгребаются горячие угли.
2) Площадка перед устьем русской печи; шесток.
Шесток - часть русской печи, представляющая собой открытую площадку перед устьем (Всяк сверчок знай свой шесток).
- Диалектизмы используют в художественной литературе. Как вы думаете, почему? (для передачи местного колорита, речевой характеристики героев).
Прочтите следующий текст. Найдите диалектизмы. Попробуйте их объяснить.
Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тилилюканье колокольцев. За заплотом нашего двора, под навесом зашевелились куры, одна упала с насеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на нее прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я куриц в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди - в огород заберутся, яйца в жалице снесут.
(В. П. Астафьев «Последний поклон»)
Поскотина – это “место, где пасется скот”;
Бо'тало – “большой колокольчик, привязанный к шее пасущихся коров”;
тилилюканье – «звон, бренчание»;
заплот – “забор возле дома”;
стайка – “хлев для мелкого скота и птицы”;
жалица – “крапи’ва”.
- Легко ли вам понять значение этих слов? Почему?(Нет. Только при помощи словаря. Потому что в нашем регионе такие слова не употребляются).
- Вы правы. Для нашего края эти слова не характерны. Это говор сибирских деревень, а в центре внимания творчества Виктора Петровича Астафьева как раз и была жизнь современной сибирской деревни.
- Переходим к следующему блоку необщеупотребительных слов - к профессионализмам и терминам. Сейчас вы учитесь по профессии «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования». У вас уже есть уроки производственного обучения. Скажите, на этих уроках вы узнаете о каких-то новых предметах, явлениях, процессах?
- Да.
- А раньше вы часто употребляли слова, обозначающие их?
- Нет (Да).
- Почему не употребляли?
- Прочтите следующее предложение.
(Предложение на доске).
Источниками питания для электрооборудования и систем автоматизации служат цеховые распределительные подстанции, распределительные щиты и питающие сборки систем электроснабжения автоматизируемого объекта, к которым не подключена резкопеременная нагрузка (электродвигатели большой мощности и т. п.).
- Скажите мне, почему мне трудно понять это предложение?
- Этот текст насыщен (словами) терминами, которые употребляются только в данной профессии.
- Назовите эти термины.
- Источники питания, электрооборудование, распределительные подстанции и т.д.
(Запись в тетрадь).
Термины — слова, обозначающие научные или специальные (лингвистические, литературоведческие, математические, медицинские и прочие) понятия. Термины — это узаконенные названия каких-либо специальных понятий.
Продолжите фразу (устно).
Если человек употребляет слова:
а) фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, он — ... ;
б) локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина, он — ... ;
в) каюта, якорь, корма, иллюминатор, он — ... ;
г) трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, он — ... .
Д л я с п р а в о к: строитель, моряк, машинист, шофёр.
-Есть еще одна группа слов, которые вы будете употреблять в своей профессии и значение которых будет понятно только вам. Это профессионализмы.
(Запись в тетрадь).
Профессионализмы – это слова, используемые группами людей, объединенных определенной профессией. Профессионализмы — специализированная часть нелитературной разговорной лексики.
К примеру, у электриков тоже есть такие слова (слова на доске). Давайте с ними познакомимся.
Фаза на земле — это короткое замыкание, которое также может называться и «коротышом».
Конец, завести концы, кончик провода — это значит подсоединить провода.
Бросить — это значит проложить куда-нибудь. К примеру «бросить кабель до щита».
Фаза убежала — это значит, что пропало напряжение в 220В между нулем и фазой на одном из проводников.
Повесить соплю — это значит не по правилам и небрежно подсоединить какой-нибудь провод. Так часто говорят о проводке временного типа.
Прозвонить — это значит проверить омметром электрическую цепь на обрыв.
Мама и папа — это обычные разъемы типа розетка и вилка.
Лапша — это двухжильный кабель в специальной пластиковой изоляции.
РК-шка — это прозвонка из лампочки и батарейки с проводами.
Моргас — это индикатор наличия напряжения.
Килограмм — это килоампер.
Грузить — это значит проверять расцепители автоматических выключателей током первичного типа.
Шарманка — это мегометр с ручным приводом.
Мегериться — это значит мерить изоляционное сопротивление.
Нуски — это специальные универсальные секторные ножницы.
Жучок - кустарно сделанный предохранитель в электро- и радиотехнических схемах.
- Ну а мы переходим к следующей группе слов. Но для начала дадим определение следующему слову:
Жаргон - речь какой-л. социальной группы людей, объединенных какими-либо интересами, привычками, социальным положением, содержащая большое количество свойственных только такой группе слов и выражений, в том числе искусственных, иногда условных.
Жаргонизмы – слова и выражения, относящиеся к какому-либо жаргону.
Выделяют жаргон молодежный, воровской (арго), лагерный.
Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон, популярный у студентов, учащейся молодежи. Жаргонизмы, как правило, имеют эквиваленты в общенародном языке: общага - общежитие, стипуха - стипендия, шпоры - шпаргалки, хвост - академическая задолженность.
Лагерный жаргон, которым пользовались люди, поставленные в особые условия жизни, отразил страшный быт в местах заключения: зек (заключенный), шмон (обыск), баланда (похлебка), вышка (расстрел), стукач (доносчик), стучать (доносить).
Речь определенных социально замкнутых групп (воров, бродяг и т. д.) называется арго (фр. argot - замкнутый, недеятельный). Это засекреченный, искусственный язык преступного мира, известный лишь посвященным и бытующий также лишь в устной форме. Отдельные арготизмы получают распространение за пределами арго: перо (нож), малина (притон), расколоться, шухер, фраер.
Творческая работа в парах.
Прочтите отрывок из сказки. Дайте «литературное» определение жаргонизмам.
Через минуту великан был уже на месте. Джек едва доходил ему до колен. Великан был бос, одет в рваные штаны, какую-то безрукавку, а выражение лица имел наитупейшее.
– Ага! Попались! – Голос великана был хриплый и глухой. – Хана вам всем!
– Че надо? – невозмутимо ответил Джек.
– Че? Борзеете, кузнечики?
– Не, каков хам, а?! – возмутился колдун. – Пришел, нашумел, распугал всю… компанию.
– А может, ему напинать куда следует? – предложил Сэм.
– О! Собака и кобыла разговаривают?! – поразился великан.
– Я тебе не кобыла! – взревел обиженный до глубины души Лагун-Сумасброд. – Я – конь!
– Он – конь! – строго подтвердили Джек и Сэм.
– А я че? Я ниче! Я че, против, что ли?
– Вот то-то! А кто ты такой? – Джек вдруг стал суровым и подозрительным.
– А? Я – Дибилмэн. Меня так зовут.
– Тьфу, постыдился бы жить с таким именем, – фыркнул Сэм.
– Иди на фиг, – обиделся Дибилмэн. – Ты мне обоснуй. Обоснуй! Не можешь? Значит, ты не прав!
– Кончай базар! – прикрикнул Джек. – Давай лучше выпьем.
– А ты кто такой? – присел великан.
– Я – Джек Сумасшедший король!
– Ха, псих, что ли?
– Кто псих? Сказано тебе – сумасшедший! Иногда у меня… бывают эти… припадки… И вообще, че ты меня злишь?
– Ты мне здесь его не зли, – влез Сэм. – Я и так злой… тут!
(А. Белянин «Джек Сумасшедший король»)
Хана - плохо, конец.
Борзеть - ругаться, наглеть.
Кузнечики – мелкие, ничтожные люди.
Напинать – избить, наказать.
Нафиг – уйди, отстань.
Обоснуй – объясни, докажи.
Кончай базар – перестань тратить слова в пустую.
Псих – психически неуравновешенный, сумасшедший?
- Почему автор использовал в данном отрывке столько жаргонизмов?
- Чтобы передать комизм ситуации и дать более яркую характеристику героям.
- Как вы думаете, допустимо ли использование необщеупотребительной лексики в произведениях художественной литературы?
- Допустимо, чтобы передать наиболее ярко какую-то ситуацию, сделать образ героя более ярким и колоритным.
- Вывод урока.
Необщеупотребительная лексика при умелом использовании в речи является яркой, экспрессивной, эмоциональной, а иногда и входит с течением времени в общеупотребительную лексику.
- Итог урока.
- Какими знаниями вы пополнили представления о лексике русского языка?
- Лексика делится на общеупотребительную и лексику, имеющую ограничения в употреблении. Ко второй группе слов относятся жаргонизмы, диалектизмы, термины и профессионализмы. Все эти слова употребляются в художественных произведениях для передачи местного колорита и речевой характеристики героев.
VI. Домашнее задание. §15. Проработка лекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»
Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в ...
Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».
Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....
Методическая разработка урока "Русская лексика с точки зрения сферы употребления"
Цель учебного занятия: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики, определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»...
Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"
Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...
Урок русского языка в 10 классе. "Лексика с точки зрения ее употребления"
Урок разработан на основе технологии развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку «Лексика с точки зрения сферы употребления»
Цели:1) Знакомство обучающихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления;2) формирование знаний о языке и речи (лингвистической...
Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...