Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
тест по русскому языку (9 класс) на тему
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематизированы по темам, сопровождаются грамматическими заданиями.
Сборник адресован учителям русского языка и литературы, работающим в классах мальчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_diktantov_na_rab_stol.docx | 55.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематизированы по темам, сопровождаются грамматическими заданиями.
Сборник адресован учителям русского языка и литературы, работающим в классах мальчиков.
Содержание
Пояснительная записка
3
8 класс
Двусоставные и односоставные предложения
Тире в простом предложении
Простое осложненное предложение
Итоговый контрольный диктант
9 класс
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложное предложение с различными видами связи
Итоговый контрольный диктант
Пояснительная записка
Предлагаемый сборник диктантов по русскому языку адресован в первую очередь учителю-словеснику, работающему в классе мальчиков.
Сборник соотносится с любой действующей школьной программой.
Представленные тексты диктантов предназначены для организации уроков контроля усвоенных обучающимися знаний. Грамматические задания к текстам помогают учащимся подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по синтаксису и пунктуации.
В сборнике использованы как целостные, так и адаптированные тексты из произведений художественной, научно-популярной и публицистической литературы, а также материалы с популярных Интернет-сайтов.
В сборнике представлены тексты, которые помогают решать не только лингвистические задачи, но и имеют культуроведческий, воспитательный и философский характер. Также сюда включены тексты, имеющие прикладное значение.
При отборе текстов мы опирались на следующие принципы:
- принцип учета психофизиологических особенностей мальчиков подросткового возраста;
- принцип стилистического и жанрового разнообразия (научно-популярные статьи, практические советы, художественная проза).
Материалы предназначены для учеников 8-9 классов.
8 класс
Тире в простом предложении
Традиция обряда возведения на престол на Руси уходит в глубину веков. До 15 века регалиями власти были золотые пояса и цепи.
К 16 веку в европейских государствах обряд коронации уже сложился. Сформировался и набор символов власти. Традиционно такими регалиями в разных странах были корона, скипетр, держава и меч. Однако в каждом государстве, кроме общепринятых знаков высшей власти, утвердились и свои собственные.
На Руси это был своеобразный великокняжеский головной убор – шапка Мономаха. Впервые она упоминается в завещании Ивана Калиты не среди государственных регалий, а как драгоценная часть княжеской одежды. Шапка Мономаха – это дар византийского императора Константина великому князю Владимиру Мономаху. Позже её стали именовать «царский венец».
Скипетр – дивной красоты резной посох из моржовой кости, украшенный золотом и драгоценными камнями.
Держава – круглый шар с крестом появилась позже: впервые она была вручена при венчании на царство Бориса Годунова.
В России, в отличие от других европейских государств, среди регалий царской власти никогда не было меча.
То, что веками во время возведения на трон вручались одни и те же символы, свидетельствовало о вечности и стабильности данного государства.
(Из энциклопедии «История России»)
Грамматическое задание:
- Графически объяснить постановку тире в предложениях текста.
- Сделать морфемный разбор: I вариант - слова драгоценными,
II вариант — слова великокняжеский.
Двусоставные и односоставные предложения
Необычный спорт
Человеческая фантазия не знает границ. Пресытившись традиционными видами спорта, энтузиасты в различных уголках мира изобрели и продолжают изобретать необычные состязания. В них соблюдены основные спортивные принципы: борьба, азарт, воля и жажда победы. А вот правила диковинных видов спорта и в самом деле выглядят экзотически.
Вот до чего додумался в свое время известный финский лыжник. Он часто бегал по болоту, тренируя выносливость. Однажды ему в голову пришла идея разнообразить это скучное занятие. Футбол на болоте? Попробуем! Так появился топь-футбол. Изобретение оказалось настолько популярным, что теперь проводятся даже чемпионаты мира по этому виду спорта!
Англия является не только родиной футбола. В этой стране еще и подводный хоккей придумали! Однажды несколько ныряльщиков, тренируясь в холодное время года в бассейне, решили разнообразить занятия. Так появился подводный вариант хоккея. Играют в него маленькими пластиковыми клюшками и свинцовой шайбой. Для лучшего скольжения по дну бассейна шайбу тоже оббивают пластиком. Задача - забить максимальное количество шайб в ворота соперника. При этом хоккеистам-подводникам часто приходится всплывать на поверхность, чтобы набрать воздуха. Транслируют такие поединки с помощью специальных видеокамер, установленных под водой. Проводятся даже чемпионаты мира по подводному хоккею с участием команд США, Канады, Франции, Голландии, ЮАР и других стран.
(По материалам Интернет-сайтов)
Грамматическое задание:
- Подчеркнуть все члены предложения:
I вариант - 2 предложения первого абзаца,
II вариант - 3 предложения последнего абзаца.
- Определить виды всех односоставных предложений.
Простое предложение, осложненное обособленным обстоятельством
Как погладить брюки
Каждый порядочный мужчина должен уметь гладить брюки. Это совсем не так просто!
Сначала приготовь себе рабочее место, расставив гладильную доску или освободив край стола, накрытого сложенным в три-четыре раза одеялом.
Чтобы правильно сложить брюки, надо совместить все четыре продольных шва на штанинах. После этого, осторожно расстелив брюки, гладь сначала ближнюю к крышке стола штанину, потом верхнюю. Затем, перевернув брюки, повтори операцию. Постиранные брюки начинают гладить с изнанки - все швы, подкладку, карманы. Вывернув брюки на лицевую сторону, вначале отутюжьте их верхнюю часть и пояс, затем сложите брюки так, чтобы боковые и внутренние швы совпали. Гладят до тех пор, пока тряпка не станет сухой.
Предупреждение. Водить утюгом непосредственно по брюкам категорически запрещается. Выглаженные брюки повесьте на специальной вешалке, не надевайте их сразу и не спешите убирать в шкаф. Дайте им остыть, отвисеться. Иначе вся ваша тщательность окажется напрасной.
Если брюки вытянулись на коленях, это место с изнанки смочите водой, а потом выверните на лицевую сторону и отутюжьте, положив между влажной тряпкой и брюками еще одну сухую тряпку.
Утюг держат, пока и брюки, и тряпка не станут сухими. Брюки оставляют на вешалке, давая им остыть.
Удачи!
(По материалам Интернет-сайтов)
** В 7 предложении указать на авторскую постановку тире.
Грамматическое задание:
- Графически обозначить в тексте все обособленные обстоятельства.
- Выполнить морфологический разбор любого 1 деепричастия.
Простое осложненное предложение
Вулканы Камчатки
Природа Камчатки и удивительные ее вулканы - это чрезвычайно изменчивое и красочное зрелище. Да, вулканические извержения поистине ошеломляют. Человека, которому удалось стать свидетелем извержений, навсегда завораживает мощная стихия огня, потоки раскаленной лавы, бомбовые залпы, фейерверки огненных камней! Суеверный ужас и одновременно восторг наполняют душу наблюдателя. И человек начинает чувствовать, что он здесь совсем не завоеватель и не владыка... А это, безусловно, изменяет его отношение к природе.
Естественно, фотографии и фильмы, посвященные вулканам и их извержениям, имеют огромную познавательную ценность. В последние годы была проведена новая серия съемок камчатских вулканических ландшафтов. Они дополняли аэросъемки, проводившиеся в течение пяти лет. Повторение систематической съемки вулканов Камчатки позволило увидеть, как быстро изменяется вулканический рельеф.
За сравнительно короткий период в результате извержений изменился облик ряда вулканов. Съемки осуществлялись с самолетов и вертолетов, зависавших над кратерами. В результате появилась возможность дать представление об извержениях вулканов во всем их величии и разнообразии, получить близкое к натуре цветное изображение с подробностями.
Нельзя, однако, забывать, что Камчатка - это не только страна вулканов. Замечательны и своеобразны здесь и другие территории полуострова. Прежде всего, это долины таких крупных рек-красавиц, как Камчатка и Большая. Необыкновенны озера Камчатки: Кроноцкое, Курильское, Паланское, занимающие ледниковые долины, подпруженные лавами.
(По материалам Интернет-сайтов)
Грамматическое задание:
- Графически объяснить пунктуацию всех простых осложненных предложений.
Смертельный танец
Держа перед собой мулету, натягивая её шпагой, Мануэль позвал быка.
Бык смотрел на него.
Мануэль вывзывающе откинулся назад и взмахнул туго натянутой мулетой.
Бык увидел мулету. Она была ярко-пунцовая под дуговыми фонарями. Ноги быка сдвинулись.
Вот сейчас! Когда бык кинулся, Мануэль, отклонившись в сторону, поднял мулету, так что она прошла над рогами быка и скользнула по его широкой спине от головы до хвоста. Бык боднул только воздух. Мануэль не двинулся с места.
Пройдя под мулетой, бык повернулся, как кошка, огибающая угол, и стал против Мануэля.
Бык готовился к новой атаке. Его грузная неподвижность исчезла. Мануэль заметил свежую кровь, каплями стекавшую по ноге с чёрной лопатки. Он вытащил шпагу из мулеты и взял её в правую руку. Держа мулету в опущенной левой руке, отклонившись влево, он позвал быка. Бык подобрался, не спуская глаз с мулеты. «Вот сейчас»,- подумал Мануэль.
Бык кинулся. (143 слова)
(По Э.Хемингуэю)
Грамматическое задание:
- Найти предложения с обособленными членами предложения. Сделать синтаксический разбор одного из них.
Итоговый контрольный диктант
Икающий лес
Теперь никто не может точно сказать, откуда взялось это странное название - Икающий лес. Существовало официальное предание о том, что триста лет назад железные роты маршала Тоца прорубались через сайву, преследуя отступающие орды меднокожих варваров. И здесь на привалах варили из коры белых деревьев брагу, вызывающую неудержимую икоту. Согласно преданию, маршал Тоц, обходя однажды утром лагерь, произнес, морща аристократический нос: "Поистине, это невыносимо! Весь лес икает!" Отсюда и пошло странное название.
Так или иначе, это был не совсем обыкновенный лес. В нем росли огромные деревья с твердыми белыми стволами, каких не сохранилось нигде больше в Империи. Через лес проходила дорога, прорубленная века два назад. Дорога эта вела к серебряным рудникам.
Икающий лес был полон темных тайн. Днем по дороге на юг тянулись обозы с обогащенной рудой, а ночью дорога была пуста, потому что мало находилось смельчаков ходить по ней при свете звезд. Говорили, что по ночам с Отца-дерева кричит птица Сиу, которую никто не видел, поскольку это не простая птица. Говорили, что большие мохнатые пауки прыгают с ветвей на шеи лошадям и мигом прогрызают жилы, захлебываясь кровью. Говорили, что по лесу бродит огромный древний зверь Пэх, который покрыт чешуей, дает потомство раз в двенадцать лет и волочит за собой двенадцать хвостов, потеющих ядовитым потом. А кое-кто видел, как среди бела дня дорогу пересекал, бормоча свои жалобы, голый вепрь Ы, проклятый святым Микой, - свирепое животное, неуязвимое для железа, но легко пробиваемое костью.
(Аркадий и Борис Стругацкие. Трудно быть богом)
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор :
I вариант - 1 предложения второго абзаца,
II вариант - 3 предложения второго абзаца.
2. Сделать морфологический разбор: I вариант - слова обогащенный, II вариант — слова двенадцать.
9 класс
Сложносочиненное предложение
В далекой древности льды покрывали не только почти всю Европу, но и большую часть территории России (до Кавказа), Белоруссии и Украины занимал ледник. Однако с потеплением климата ледник постепенно отступал, оставляя на занятых им ранее землях огромные валуны и целые скалы. Валуны обтесывали, придавая им форму человеческих фигур и христианских крестов, покрывали магическими рисунками и надписями с именами князей и просьбой о помощи.
В течение двух веков ученые пытаются разгадать загадку камней. Некоторые полагают, что таким образом князья рассчитывали получить удачу в воинских походах или избавление от страшного, бедственного голода. В Древней Руси был распространен обычай писать молитвенные обращения на камнях. Верующие – крестьяне, купцы, воины – процарапывали свои моления на стенах храмов, и десятки, сотни подобных надписей дошли до наших дней. Камень долговечен, и ему доверяли самое важное: молитву и летопись, торговую сделку и проклятие врагам.
В 19 веке многие валуны были взорваны. Сохранились только два из них: один установлен перед полоцким Софийским собором, а второй ещё в 1879 году был перевезен в Москву и сейчас находится в музее-заповеднике «Коломенское».
(Из энциклопедии «История России»)
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор любого сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение
Отрывок из письма английского писателя, государственного деятеля и дипломата Честерфилда (1694–1773) своему сыну.
Милый друг, должен тебе сказать, что даже самое крепкое и надежное здоровье требует к себе бережного отношения. Молодые люди, полагающие, что у них неограниченный запас времени и здоровья, склонны растрачивать то и другое попусту. Таким образом, они незаметно для себя разоряются. Окажись же более мудрым и, пока еще не поздно, распорядись здоровьем своим и временем предусмотрительно и разумно. Сделай так, чтобы то и другое было вложено в надежное дело и принесло тебе потом большие проценты.
Сейчас я хочу поговорить о распределении твоего времени. Хоть я и не раз касался уже этого вопроса и раньше, он настолько важен, что есть смысл возвращаться к нему снова и снова. Сейчас каждая минута твоя драгоценна, а лет через сорок долгие дни не смогут сравниться с нею. Если же у тебя случайно освободится четверть часа, используй это время для чтения литературы занимательной, остроумной и веселой, выбирая при этом книги не каких-нибудь посредственностей, а только самых лучших писателей, как древних, так и новых.
Какое бы дело тебе ни предстояло сделать, берись за него сразу, незамедлительно, никогда не бросай его на половине и, если это возможно, доводи до конца. С делом нельзя ни мешкать, ни шутить. Самое подходящее время для дел – это ближайшее, но человеку умному дела сами подсказывают, когда за них браться. Время чаще всего разбазаривается оттого, что человек не умеет должным образом выбрать удовольствия и развлечения и неправильно понимает то и другое.
Многие думают, что если они не заняты учением, то этим самым уже предаются наслаждению. Они глубоко заблуждаются: они просто ничего не делают и с таким же успехом могли бы спать. Берегись этой лености и траты времени попусту.
Грамматическое задание:
- Определить виды придаточных: I вариант — в третьем абзаце, II вариант - в первом абзаце.
Бессоюзное сложное предложение
Любовно выбранный дар без труда узнаешь: он отличается неповторимостью выбора и тем, как вручается.
Но больше, чем получать подарки, я люблю их дарить. Приятно видеть, как радость озаряет лицо дорогого нам человека, когда неожиданно исполняется его давнее и самое заветное желание. Тут самое трудное - выбор подарка. Подарки нужно выбирать для того, кому они предназначены, а не для того, кто их преподносит.
Есть еще одно условие: подарок должен быть настоящим подарком, дарить его надо навсегда в полное владение и безо всяких условий.
Не будем забывать, что щедрость - неотъемлемая часть праздничного настроения. Дарить, проявляя при этом бережливость, не значит дарить; самый скромный дар может привести в восторг того, кому его преподносят, при том условии, что возможности дарителя невелики. «Когда букет с любовью вам вручили, считайте, вам всю землю подарили».
Если дарить - это искусство, то и принимать подарок - тоже искусство и не менее трудное. Тут необходимо воображение. Кто не способен оценить долгие раздумья и усердные хлопоты дарителя, тот не сумеет как следует выразить свою признательность.
Подумайте о том, что ваш приятель заранее предвкушал вашу радость, что он ждет от вас восторженных возгласов изумления. Он хочет услышать, как вы станете во всех подробностях обсуждать достоинства полученного дара.
Нужно ли высказывать притворную радость, если испытываешь разочарование при получении подарка? Тут двух мнений быть не может: нужно доставить удовольствие тому, кто заботился о вас. Лучше маленькая ложь, чем большое горе.
(По А.Моруа)
Грамматическое задание:
- Объяснить постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Определить значение этих предложений.
Сложное предложение с различными видами связи
Шёл уже двадцать третий год моего пребывания на острове, и я успел до такой степени освоиться с этой жизнью, что, если бы не боязнь дикарей, которые могли потревожить меня, я бы охотно согласился провести здесь весь остаток моих дней до последнего часа. Я придумал себе несколько маленьких развлечений, благодаря которым время протекало для меня гораздо веселее, чем прежде.
Я научил говорить своего Попку, и он так мило болтал, произносил слова так раздельно и внятно, что было большим удовольствием слушать его. Он прожил у меня не менее двадцати шести лет. Как долго жил он потом, я не знаю; впрочем, я слышал в Бразилии, что попугаи живут по сто лет. Может быть, верный мой Попка и теперь еще летает по острову, призывая бедного Робина Круза. Не дай бог ни одному англичанину попасть на мой остров и услышать его: бедняга, с которым случилось бы такое несчастье, наверное, принял бы моего Попку за дьявола.
Мой пес был мне верным и преданным другом в течение шестнадцати лет; он околел от старости. Что касается моих кошек, то, как я уже говорил, они так расплодились, что я принужден был стрелять по ним несколько раз, иначе они загрызли бы меня и уничтожили все мои запасы... Кроме того, я всегда держал при себе двух-трех козлят, которых приучал есть из своих рук. Затем я приручил несколько морских птиц, названий которых не знал. Всем им я подрезал крылья, так что они не могли улететь.
Те молодые деревца, которые я насадил перед своею крепостью, чтобы лучше скрыть ее на случай появления дикарей, разрослись в густую рощу, и мои птицы поселились в этой роще и плодились, что меня очень радовало. Таким образом, повторяю, я чувствовал себя покойно и хорошо...
(Даниэль Дефо. Робинзон Крузо)
Грамматическое задание:
- Построить схемы предложений: I вариант — второго абзаца, II вариант — третьего абзаца.
Итоговый контрольный диктант
Чайка по имени Джонатан Ливингстон
На рассвете Джонатан возобновил тренировку. С высоты пяти тысяч футов рыболовные суда казались щепочками на голубой поверхности моря, а Стая за завтраком - легким облаком пляшущих пылинок.
Он был полон сил и лишь слегка дрожал от радости, он был горд, что сумел побороть страх. Не раздумывая, он прижал к телу переднюю часть крыльев, подставил кончики крыльев, маленькие уголки, ветру и бросился в море. Пролетев четыре тысячи футов, Джонатан достиг предельной скорости, ветер превратился в плотную вибрирующую стену звуков, которая не позволяла ему двигаться быстрее. Он летел отвесно вниз со скоростью двести четырнадцать миль в час. Он прекрасно понимал, что если его крылья раскроются на такой скорости, то он, чайка, будет разорван на миллион клочков... Но скорость - это мощь, скорость – это радость, скорость - это незамутненная красота.
На высоте тысячи футов он начал выходить из пике. Концы его крыльев были смяты и изуродованы ревущим ветром, судно и стая чаек накренились и с фантастической быстротой вырастали в размерах, преграждая ему путь.
Он не умел останавливаться, он даже не знал, как повернуть на такой скорости.
Столкновение - мгновенная смерть.
Он закрыл глаза.
Так случилось в то утро, что на восходе солнца Джонатан Ливингстон, закрыв глаза, достиг скорости двести четырнадцать миль в час и под оглушительный свист ветра и перьев врезался в самую гущу Стаи за завтраком. Но Чайка удачи на этот раз улыбнулась ему - никто не погиб.
(Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон)
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор : I вариант - 1 предложения второго абзаца,
II вариант — 1 предложения последнего абзаца.
- Обозначить в тексте орфограммы в корне слова.
Коллекционер
В одном обществе нам показали человека лет пятидесяти, в чёрном фраке, сухощавого, грустного, но с огненной, подвижной физиономией. Он, как нам сказывали, уже лет двадцать занимается престранным делом: собирает коллекции картин, гравюр, музыкальных сочинений. Для этой цели не жалеет он ни денег, ни времени; часто предпринимает дальние путешествия для того только, чтобы отыскать какую-нибудь неопределённую черту, случайно брошенную на бумагу живописцем, или листок, исчерченный музыкантом.
Целые дни проводит он, разбирая свои сокровища, то по хронологическому, то по систематическому порядку, то по авторам; но чаще всего тщательно всматривается в эти живописные черты, в эти музыкальные фразы, замечает их отличительный характер, их сходство и различие. Цель всех его изысканий – доказать, что под этими чертами, под этими гаммами кроется таинственный язык. Язык, без знания которого, по его мнению, нельзя понять ни поэзии вообще, ни какого-либо изящного произведения, ни характера какого-либо поэта.
(По В.Одоевскому)
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор:
I вариант - 2 предложения первого абзаца,
II вариант - 2 предложения второго абзаца.
- Обозначить в тексте орфограммы в корне слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя русского языка и литературыМКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....
Рабочая программа по литературе для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ "МО г. Нягань "СОШ№4" Андреевой Альмиры Даниловны
Данная рабочая программа рассчитана для изучения литературы в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствии с положением ФГОС общего образования....
Проект учебного занятия по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Т.М. Усановой р.п. Курагино Красноярского края
ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Усановой Татьяной Матвеевной. Тема раздела: Русская литература XX века. Т...
Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме (5 вариантов), 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
В разработке представлена удобная схема для практической работы по формированию навыков правописания причастий и деепричастий, а также 5 вариантов самостоятельной работы ( теста) по данной теме....
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.
Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.
Аналитическая запискаУсольский районМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Большееланская средняя общеобразовательная школа»Тупикова Оксана Александровна, учитель русского ...