РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 8 класса,
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа»
Домниной Ирины Хабибуловны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новослободская средняя общеобразовательная школа»
Думиничский район Калужская область
« Рассмотрено» на заседании МО «Утверждено»
учителей русского языка и литературы Директор школы МКОУ «НСОШ»
Протокол № _________от ________________ И.Н.ЕФИМОВНА
«_______»________________2014г. «________»____________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа»
Домниной Ирины Хабибуловны,
первой квалификационной категории
по литературе
для 8 класса
2014/2015 учебный год.
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение» 2010. Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Количество часов – 68. 2 часа в неделю.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Содержание курса литературы в 8 классе
Количество часов
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение», 2010.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2004.
Распределение учебных часов по разделам
№ п.п. | Раздел | Количество часов | Сочинение. Практическая работа |
1 | Введение | 1 час | 1 сочинение-миниатюра |
2 | Устное народное творчество | 3 часа | |
3 | Из древнерусской литературы | 2 часа | |
4 | Из русской литературы 18 века | 4 часа | 1домашнее сочинение |
5 | Из русской литературы 19 века | 32 часа | 3 сочинения-миниатюры; 2 контрольных сочинения; 1 обучающее сочинение |
6 | Из русской литературы 20 века | 21 час | 2 сочинения-миниатюры; 1 контрольное сочинение; |
7 | Из зарубежной литературы | 4 часа | |
8 | Итоговые уроки | 1 час | |
68 | 11 |
Дополнительная литература:
Для учащихся
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2011.
3.Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»: Электронное учебное пособие
на СD-RОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.
4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.
5. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
Для учителя
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
2. Егорова И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. М.: ВАКО, 2010.
3. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000
4.И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001
5.И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2006
6.Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001
7. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
А также:
- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;
- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;
- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;
- тестовый материал для контроля знаний;
Таблицы
Теория литературы
Роды литературы
Художественные системы в литературе
Классицизм. Сентиментализм
Романтизм. Модернизм
Реализм как литературное направление
Темы и мотивы в литературе
Жанры лирики
Жанры лирики
Рифма
Принципы ритмической организации стихотворений
Строфа
Виды строф в лирике
Виды строф в лирике
Твёрдые стихотворные рифмы
стихосложение
Лирический герой
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения, и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе (2 часа в неделю, всего 68)
№ | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся, форма урока | Формы контроля | Планируемые результаты освоения материала. Информационное сопровождение | Домашнее задание | Сроки |
ВВЕДЕНИЕ - 1ч | |||||||
1 | Вводный. Литература и история. Литература и другие виды искусства. | Изучение нового материала | Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя Урок-исследование | Фронтальный опрос | Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства; Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ, Знать основные жанры УНТ; Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Иллюстрации к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков. | Читать, ответить на (?) Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать сочинение-миниатюра «Книга в моей жизни» | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 3ч. | |||||||
2 | Русская старина. Народная песня. | Изучение нового материала. | Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни; Исполнение песни «Моей семьи». Урок-концерт | Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы. | Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Аудиозапись русских народных песен. | Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях. | |
3 | Исторические народные песни. | Изучение нового материала. | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен. Урок-практикум | Самостоятельная работа. | Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни. Тексты песен. | Выучить по выбору историческую песню, Использовать на практике: владение основными видами публичных выступлений. Подготовить сообщение о жизни А.Невского | |
4 | Частушки. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | Углубление ЗУН | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ частушек. Урок-практикум | Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы. | Отметить своеобразие жанра частушки. Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край; Значимость ценности человеческой личности самой по себе. ИКТ Изготовление закладки-частушки для первоклассников | Подготовить самостоятельно тему «Частушки», своеобразие этого жанра, подобрать несколько частушек, составить свою | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2ч. | |||||||
5 | Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского» | Углубление ЗУН | Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа Урок-наблюдение | Фронтальный опрос Сочинение-миниатюра | Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы; Знать закономерности произведений словесного искусства народа нашей страны; ИКТ Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет, дополнительная литература) | Подготовить сообщение о житийной литературе. Ответить на основе материала учебника Выразительное чтение по ролям | |
6 | Внеклассное чтение. «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. | Углубление ЗУН | Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа Урок проблемный | Ответы на вопросы | Понятие идейно-художественного содержания повести; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении; | Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ словарная работа. Шемякин суд как поговорка. Биография Фонвизина | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА-4ч. | |||||||
7 | Русская литература ХVIII века и ее традиции. Классицизм. Д.И.Фонвизин и его время. «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика. | Изучение нового материала | Индивидуальное сообщение, работа с презентацией «Фонвизин и его время», комментированное чтение, словарная работа. Урок-путешествие в историю. | Ответы на вопросы | Расширение литературных знаний: понятие о сентиментализме как литературном направлении; Уметь читать с выражением тексты различных жанров, определять основную мысль, тему, проблему текста; Анализировать эпизод, составлять рассказ о герое, используя различные приёмы; Иллюстрации к повести, к времени её написания. | Действие 1-2,, записи. Вопросы и задания учебника. | |
8-9 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума. Простакова: «Госпожа бесчеловечная» или заботливая мать? | Совершенствование ЗУН | Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа. Урок - исследование | Участие в аналитической беседе. Обсудить проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии | Уметь различать черты сентиментализма и романтизма; Знать порядок составления характеристики литературного героя; расширить представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Схема характеристики героя. | Действие 3-5, Вопросы учебника Задания по группам: 1. Отношение главных героев к образованию. 2. отношение к образованию Митрофанушки. 3.что такое воспитание и образование? | |
10 | Р./Р. Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль» | Комбинированный урок. | Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа. Урок-семинар | Беседа, составление плана | Рассмотреть проблему традиции и новаторства в пьесе, составление плана характеристики героя | Сочинение по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» Тема: «Каким я увидел Митрофанушку» | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА -32ч | |||||||
11 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | Комбинированный урок. Продолжение знакомства с творчеством Крылова. | Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию. Урок-викторина | Ответы на вопросы урока и вопросы викторины | Расширение имеющихся знаний о баснях; Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны; Иллюстрации к басням. Выставка творческих работ учащихся | Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?» | |
12 | К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей | Изучение нового материала | Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой. Урок-практикум | Индивидуальный опрос, ответы на вопросы | Расширение литературных знаний: понятие о думе; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Знать о думе как жанре, исторической основе произведения. ИКТ Презентация « Жизнь Рылеева». Иллюстрации к биографии Рылеева. | Составить вопросы по материалам учебника с. 74-75, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака» | |
13 | А.С.Пушкин Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». | Изучение нового материала. | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа. Урок-лекция | Индивидуальный опрос, ответы на вопросы. | Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Дополнительный материал из сети Интернет, дополнительной литературы | Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка». | |
14 | Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав. | Совершенствование ЗУН. | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ. Урок-анализ | Индивидуальный опрос, ответы на вопросы, беседа по содержанию, сжатый пересказ | Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Знать основы сравнительной характеристики героя. Схема сравнения двух героев. | Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. | |
15 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-беседа | Групповой опрос, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом; Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении. | Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши? Почему она отказывается выйти замуж за Петра? | |
16 | Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-исследование | Групповой опрос, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы; Развитие устной речи; Навыки сжатого пересказа. Иллюстрации к повести. | Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. Сопоставьте отношение генерала и Пугачёва к любовной истории Гринёва. Почему Пугачёв освободил Машу? | |
17 | Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12 | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. Урок-погружение в историю | Оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу | Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы; Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины. Межпредметная связь. Информация сведений с уроков истории. | Главы 13-14. Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?» Прочитать повесть до конца. | |
18 | Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений» | Совершенствование ЗУН | Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа. Урок-беседа | Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно) | Обобщение и систематизация полученных знаний; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события; Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её. Критическая литература. | Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте? | |
19 | Образ Маши Мироновой. «Старинные люди» и Маша. Смысл названия повести. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы. Урок-анализ образа | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | Владение разными видами чтения, выборочного пересказа; Умение давать характеристику героя, основываясь на его действия; Формировать в характере учащихся положительные качества характера. Творческая работа учащихся. Рисунки ребят. Портреты героев повести. | Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве. | |
20 | Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика – защита проекта. Урок-представление. | Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся | Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям; Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её. ИКТ Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка». | Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка» | |
21 | Р./Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка». | Контрольный урок. | Написание сочинения Урок развития речи. | Оценка умения обдумывать тему, ставить вопрос, определяющий ход рассуждения | Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
| Повторить все сведения по теме. Отметить жанровое своеобразие романа, особенности сюжета и композиции. | |
22 | Обобщающий урок-игра | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Участие в блиц-опросе, игра в команде. Урок-игра | Оценка выполнения предложенных заданий | Умение применять полученные знания в жизни и на других предметах; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, Иллюстрации учащихся к теме урока. | Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин», с использование опорных слов | |
23 | Жизнь и судьба М.Лермонтова Кавказ в жизни и творчестве поэта | Совершенствование ЗУН | Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений. Урок-отчёт. | Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать | Совершенствование умения анализировать стихотворения; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. ИКТ Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова». | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. | |
24 | «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. | Комбинированный урок | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. Урок - практикум | Оценка ответов учащихся | Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Сообщения из материала сети Интернет об истории написания поэмы. | Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы: 1)какова цель побега Мцыри? 2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? 3)почему погиб Мцыри? | |
25 | Образ Мцыри в поэме. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. | Урок совершенствования ЗУН | Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах. Урок-соревнование | Индивидуальный, групповой опрос, ответы учащихся во время аналитической беседы | Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы; умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, Знакомство с критической литературой к поэме. | Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме. Ответить на предложенные вопросы. | |
26 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | Комбинированный урок | Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой. Урок-практикум | Оценка ответов на поставленные вопросы | Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ; уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Какие темы сочинений вы хотели бы предложить своим одноклассникам? Составить связный рассказ о герое. | |
27 | Р./Р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». | Совершенствование ЗУН | Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения. Урок - поиск | Оценка умения обдумывать тему, ставить вопрос, определяющий ход рассуждения | Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру; Развивать устную и письменную речь; Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; Сбор материала к сочинению из дополнительных источников. | Написать сочинение на одну из предложенных тем. Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. | |
28 | Н.В.Гоголь – великий сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | Изучение нового материала | Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа. Проблемный урок | Выборочная проверка записей, сделанных учеником | Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в русской классической литературе как художественном явлении; Словарь В.И.Даля. | Прочитать 1-е действие комедии и статью. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы. | |
29 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | Комбинированный урок | Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. Урок-практикум | Оценка ответов учащихся в ходе урока | Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать, и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Интеграция. Карта по истории – территория России 19 века. Сообщение о жизни людей в то время. | Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия. Добродушны ли «Жулики» из «Ревизора»? | |
30 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова | Комбинированный урок | Работа над действием -3, составление таблицы, групповая работа. Урок-практикум | Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах. | Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста. Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Портретная галерея героев Гоголя своими руками | Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы. | |
31 | Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. | Комбинированный урок | Работа над 4-м действием 4комедии. Урок-практикум | Оценка ответов во время работы с текстом | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Критическая литература. В.Г.Белинский. | Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова. | |
32 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Комбинированный урок | Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы. Урок-анализ | Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы. | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Воспитывать у учащихся навыки трудовой дисциплины, уважение к труду; Уметь критически относиться к своим деяниям. Таблица характеристики героя. Материал из дополнительного источника. | Подготовиться к практической работе по комедии «Ревизор». | |
33 | Практическая работа по комедии Гоголя «Ревизор» | Контрольный урок | Ответы на предложенные вопросы и задания. Урок-беседа | Уровень выполнения практической работы | Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания; Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста. Иллюстрации к комедии известных художников и работы учащихся | Прочитать повесть «Шинель». Определить тему, идею произведения. Новаторство Гоголя | |
34 | Повесть «Шинель» - одна из Петербургских повестей Н.В. | Совершенствование ЗУН | Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания. Раскрыть художественное новаторство писателя в развитии темы «маленького человека» Урок-анализ | Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы. | Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
ИКТ Презентация «Образ «маленького человека». | Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина вспомнить ранее изученные произведения писателя, составить устный рассказ о них. | |
35 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). | Комбинированный урок | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа. Урок-лекция | Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка | Уметь выделять средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | Работа с учебником. Ответить на вопросы. Выделение в тексте художественных средств | |
36 | Р./Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | Совершенствование ЗУН | Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения. Урок - поиск | Индивидуальный опрос. Оценка умения анализировать произведение | Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в русской классической литературе как художественном явлении; | Любимые герои рассказов Лескова. Основная тема творчества | |
37 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | Комбинированный урок | Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа. Урок-практикум | Групповой опрос. Оценка умения анализировать произведение | Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа | Определить роль эпиграфа. Подготовить рассуждение на тему: «Кто виноват в страданиях героини?». Пересказ текста | |
38 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | Совершенствование ЗУН | Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа. Урок-практикум | Оценка ответов во время беседы | Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать ТЕКСТ; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Иллюстрации учебника. Презентация учащихся | Написать мини-сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?» перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства, использованные автором. | |
39 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | Комбинированный урок | Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест. Урок комбинированный | Ответы во время беседы, тест | Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. Сообщения учащихся из доп. источников. | Написать план сочинения на одну из тем: 1)утро, изменившее жизнь 2)полковник на балу и после бала 3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании? | |
40 | Р./Р. Написание контрольного сочинения | Контрольный урок. | Работа над сочинением. Урок развития речи | Индивидуальный опрос. | Умение высказывать свою точку зрения на письме; создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; | Познакомиться со стихотворениями о родной природе, выучить одно из них наизусть, обосновать свой выбор. | |
41 | Поэзия родной природы. | Комбинированный урок. | Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ. Урок-концерт | Оценка выразительного чтения наизусть. | Умение анализировать лирический текст; Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; ИКТ. Конкурс презентаций «Природа моего края». | Ответить на (?). выучить наизусть одно на выбор. Подготовить небольшое устное сочинение «Что я помню из произведений Чехова?», пересказ известных рассказов. | |
42 | А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | Совершенствование ЗУН. | Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания. Урок-практикум | Оценка за выполнение домашнего задания. | Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. Презентация. Проект. | Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?» | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА -21ч | |||||||
43 | И.А.Бунин. Слово о писателе | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции, работа с учебником. Урок-лекция | Выборочная проверка составленных тезисов | Уметь отбирать основной материал из лекции учителя; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; | Прочитать рассказ «Кавказ», определить его тему. Ответить на вопрос: «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?» | |
44 | И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. | Совершенствование ЗУН | Аналитическая беседа, лексическая работа. Урок-практикум | Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы | Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; Иллюстрации о быте и природе Кавказа. | Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «Куст сирени» Куприна | |
45-46 | А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | Совершенствование ЗУН | Работа в группах, дискуссия. Урок-дискуссия | Индивидуальный опрос, групповой | Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа; Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы; Иллюстрации – пейзажные зарисовки. | Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа. | |
47 | А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. | Изучение нового материала | Сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом». Урок-практикум | Индивидуальный | Углубление литературных знаний; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох. Устный журнал о биографии и творчестве А.Блока. (работа по группам) | По материалам учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Подготовить выразительное чтение цикла. | |
48 | А.Блок «На поле Куликовом» | Совершенствование ЗУН | Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений. Урок-практикум | Коллективная, групповая, индивидуальная | Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию; Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим. ИКТ – интеграция. Куликовская битва в истории России. «Тарутино. Фотовыставка» | Одно из стихотворений выучить наизусть. Поразмышляйте над вопросами учебника. Подготовить любимые стихотворения Есенина. | |
49 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | Совершенствование ЗУН | Чтение наизусть стихотворений. Урок-концерт | Индивидуальный | Углубление литературных знаний; Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою. Сравнительный анализ героев Есенина и Пушкина: образ Пугачева.
| Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы. | |
50 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | Совершенствование ЗУН | Изучение нового материала Урок-лекция | Оценка ответов во время урока | Обучение комментированному чтению. Углубление литературных знаний; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; | Написать мини-сочинение на тему: «Как я готовился к сочинению», «Отзыв на рассказ Шмелева». | |
51 | М.А. Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне» | Комбинированный урок | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника. Урок-исследование | Оценка ответов во время урока. | Совершенствование литературоведческих знаний и умений: определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев. Словарная работа | Работа с учебным материалом. Выписать приемы, которые использовал автор в рассказе | |
52 | Журнал «Сатирикон» (отрывки). Теффи (Н.А. Лохвицкая). М.М. Зощенко. «История болезни» | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с произведениями Зощенко, Тэффи, приобщить к восприятию сатиры и юмора, Урок-практикум | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Знать: содержание изучаемых произведений; основные факты жизни писателя. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. ИКТ. Проект «По страницам «Сатирикона»» | Подготовить пересказ рассказов. Сатира и юмор. Выяснить средства создания автором юморист. Воспринимать и анализировать худ. текст, формулировать тем, идею, проблематику, давать характеристику героев. | |
53 | А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника. Урок-исследование | Коллективный, индивидуальный | Углубление литературных знаний; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Аудиозапись отрывков из поэмы «Василий Тёркин». | Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы. | |
54 | «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа» | Совершенствование ЗУН | Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа. Урок-практикум | Оценка ответов во время урока | Умение видеть жанровое новаторство автора. Совершенствование умения анализировать поэтическое произведение; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Иллюстрации к поэме. | Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника) | |
55 | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. | Совершенствование ЗУН | Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом. Урок-диспут | Оценка ответов во время урока. Тест | Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина. Выучить наизусть отрывок или главу. Прочитать главу «От автора» | |
56 | Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин» | Комбинированный урок | Анализ главы, работа с учебником, творческая работа. Урок-открытие | Индивидуальный Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов. | Совершенствование литературоведческих знаний и умений; формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; ИКТ ПРОЕКТ «Тёркин…кто же он такой?..» | Подумайте, какой памятник герою вы соорудили бы. Составьте письменный проект. Выразительное чтение понравившегося отрывка | |
57 | Р./Р. Написание контрольного сочинения. | Контрольный урок | Выразительное чтение отрывков, защита проектов; Составление плана сочинения-описания литературного героя. Написание сочинения. | Индивидуальный контроль (за выполнение домашнего задания и за классное сочинение.) | Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения; расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России; формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; |
| |
58 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | Комбинированный урок | Воспринимать и анализировать худ. текст, формулировать тем, идею, проблематику, давать характеристику героев. Урок-практикум | Коллективный, индивидуальный | Владеть монологической и диалогической речью; Уметь участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения, и аргументировано отстаивать свою. | Чтение, пересказ, ответы на вопросы учебника. Работа со словом. Письменный отзыв на прочитанный рассказ Подготовить любимое стихотворение о войне (чтение) | |
59 | РР Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Е. Винокуров М. Исаковский, Б. Окуджава. К. Симонов, А.Сурков, В. Высоцкого | Комбинированный урок | Запись основных положений лекции учителя. Урок – концерт. | Индивидуальный контроль (за выполнение домашнего задания) | Знать: содержание изучаемых произведений; основные факты жизни писателя. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. ИКТ. Презентация «Дети на войне» | Стихи и песни о войне: Ответить на вопрос: Что сближает фронтовые песни с народными песнями? Вспомнить определение цикла как особого жанрового образования | |
60 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе | Комбинированный урок | Вызвать интерес к теме детства в рассказе. Урок-практикум | Коллективный, индивидуальный | Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, владеть различными видами пересказа. | Работа с текстом, ответить на вопросы; Пересказ текста, используя цитаты о жизни деревни и размышлений героев | |
61 | Р./Р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века» | Развитие письменной и устной речи, формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текст строчками из стихотворений
| Индивидуальный контроль (за выполнение домашнего задания и за классное сочинение.) | Знать: поэтов военного времени и их творчество, стихи наизусть; содержание произведений о Великой Отечественной войне. Уметь писать сочинение на заданную тему; уметь логически строить ответ, используя цитатный материал | Подготовить любимое стихотворение о малой Родине. Сочинить свое. | ||
62 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | Комбинированный урок | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа. Урок-дискуссия | Индивидуальный (ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения) | Совершенствование литературоведческих знаний и умений: определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.
| Подготовиться к обобщающему уроку по русской литературе за курс 8 класса. | |
63 | Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса | Контрольный урок | Творческая работа. Урок-практикум | Индивидуальный, тест | Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания. ИКТ Презентация о жизни и творчестве Шекспира. | Подготовить сообщение о творчестве В.Шекспира, прочитать трагедию «Ромео и Джульетта». | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-4 ч. | |||||||
64 | У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии. | Изучение нового материала | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа. Урок-практикум | Индивидуальный, коллективный. Проверочная работа | Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении. Просмотр эпизода фильма «Ромео и Джульетта» | Перечитать философскую сказку «Маленький принц» | |
65 | Ж.- Б. Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | Изучение нового материала | Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа. Урок-диспут | Оценка ответов на участие в беседе | Знать: содержание пьесы; черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения. Развитие умения анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы; ИКТ Проект «Останься с нами, Маленький принц!» | Содержание комедии. Сообщение об истории создания комедии. Устное сочинение «Моя любимая страница в комедии» | |
66 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | Изучение нового материала | Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа. Урок-диспут | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Знать: основные факты биографии писателя, содержание произведения. Знать: особенности сатирических произведений, Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; уметь творчески читать произведение, выявлять языковые средства худ. образности, аргументировано высказывать отношение к затронутым автором проблемам | Чтение отрывков романа, ответы на вопросы учебника; устное рассуждение «Основная цель, написания романа» | |
67 | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя. Урок-диспут | Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов | Знать: основные факты биографии писателя - романиста; содержание романа. определять род и жанр литературного произведения; | Работа с текстом. Герои романа. Суть романа. Особенности романа. | |
68 | Урок внеклассного чтения | Рекомендации на лето | формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; Список литературы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание русского языка как иностранного в общеобразовательной школе
В настоящее время можно наблюдать приток людей в Россию из ближнего и дальнего зарубежья. Они приезжают на работу, учебу или просто путешествовать.В московских школах учится большое количество д...
Современные образовательные технологии как средство развития интереса к изучению английского языка на различных ступенях общеобразовательной школы.
Современное общество оценивает иностранный язык как важнейшее средство межличностного и межкультурного общения, без которого невозможно развитие международных связей нашего...
Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Цель: повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...
Критерии оценок письменных работ по русскому языку в 1-9 классах V вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 1-9 классах VII , V вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку...
«Русский язык может быть интересным». (Эффективные формы образовательной работы с детьми с ОВЗ). Автор: Брысина Светлана Владимировна учитель русского языка МКС(К)ОУ общеобразовательной школы VIII вида «Надежда» г. Коломны Московской области.
Аннотация.Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом...
Доклад на МО учителей русского языка и литературы «Рекомендации по обучению учащихся с ОВЗ в общеобразовательной школе»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоц...
Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – х классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Многообразные формы работы в рамках Недели русского языка помогают решению проблем, над которыми работает учитель на уроке. С этой целью было разработано познавательно...