Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз
статья по русскому языку по теме

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.

    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем -филологом: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить правила, но воспитывать думающего человека, умеющегразумно  писать. Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьёзное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Это очень важные стимулы, но заинтересованность предметом не противоречит им, а помогает привести ученика к успеху. В последнее время многое изменилось в образовании. И сегодня нет такого учителя, который бы не задумывался над тем, как сделать урок интересным, ярким. Каждый думает о том, как увлечь ребят, как создать ситуацию успеха для каждого ученика. Современный учитель мечтает о том, чтобы его ребята работали на уроке творчески, добровольно. И это не случайно. Новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей  востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Поэтому самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.Уникальность учителя, разумеется, заключается в том, что он одновременно преподает и воспитывает. В своей работе стараюсь придерживаться золотого правила нравственности: «Обучай, воспитывая, воспитывай обучая».

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predst_opita.rar41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.

    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем -филологом: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить правила, но воспитывать думающего человека, умеющегразумно  писать. Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьёзное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Это очень важные стимулы, но заинтересованность предметом не противоречит им, а помогает привести ученика к успеху. В последнее время многое изменилось в образовании. И сегодня нет такого учителя, который бы не задумывался над тем, как сделать урок интересным, ярким. Каждый думает о том, как увлечь ребят, как создать ситуацию успеха для каждого ученика. Современный учитель мечтает о том, чтобы его ребята работали на уроке творчески, добровольно. И это не случайно. Новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей  востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Поэтому самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.Уникальность учителя, разумеется, заключается в том, что он одновременно преподает и воспитывает. В своей работе стараюсь придерживаться золотого правила нравственности: «Обучай, воспитывая, воспитывай обучая».

Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение нескольких лет –

«Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования».

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Проведение уроков разных типов мне в этом помогает.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации,  решая задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес,  способствуют развитию критического мышления. Они обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают наблюдательность.

   Подготовка к нетрадиционным урокам проводится тщательно, а это требует много сил и времени и со стороны учителя,  и со стороны учеников.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.  

Наличие теоретической базы опыта.

Над проблемой «Проведение уроков разных типов в условиях модернизации образования» я работаю с 2009 года. За это время у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам.

При подготовке к урокам использую следующую литературу                                                                  1.С.В. Кульневич,Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок» (практическое пособие). Воронеж. 2006

2.С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина «Нетрадиционные уроки». ТЦ «Учитель». Воронеж. 2004

3.М.К.Рункова. «Развитие нетрадиционных форм обучения» (учебное пособие). Саранск. Издательство мордовского университета. 2001                                                                         4.Журнал «Литература в школе».                                                                                                                                   5.Журнал «Русский язык в школе»                                                                                                                                        6.Газета « Литература в школе» (приложение к газете «Первое сентября»                                                    7.Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии»

Ведущая педагогическая идея – проведение уроков разных типов, использование нестандартных методов и приёмов с целью развития интереса к русскому языку и литературе.

Результативность опыта

Проводимая мною работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

1.  Ученики  ежегодно принимают участие в школьных и городских олимпиадах по               русскому языку и литературе,  являются победителями всех школьных олимпиад   и призёрами городских.                                                                                                                                    2.  Принимают участие в различных творческих конкурсах и занимают призовые места.3.  Имеют хорошие результаты по итогам внешнего мониторинга и  ЕГЭ. 4.Используют знания, умения и навыки, полученные в процессе творческой деятельности на уроках русского языка, в практической деятельности.

Сегодняшний арсенал активных форм обучения весьма разнообразен.

Из всего многообразия современных типов урока предпочтение отдаю таким как:

       а)Групповые формы работы. Ониоказываются очень интересными. Выдвигаются вопросы для обсуждения. Одни ставятся мною, другие формулируют сами ребята

 ( например, на уроке литературы я прошу учащихся  определить проблему произведения, выбрать наиболее интересную тему для анализа). Вопросы для работы распределяются по – разному: каждая группа получает свой вопрос или все группы отвечают на одинаковые вопросы.   Так проходил урок по  литературе по произведению А. Радищева

« Путешествие из Петербурга в Москву» в 9 классе.  Вопрос учащимся предлагался такой: как меняется путешественник от начала к концу главы? Главы для анализа каждой группе давались разные.

Что даёт групповая форма работы? Во – первых, формирует умения коллективного творчества, учит работать сообща, сотрудничать. Во – вторых, ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться. В – третьих, в микроколлективе каждый ощущает свою личную значимость, вносит в работу группы свой вклад,  элементы творческого состязания, соревнования.

б) Индивидуальные формы работы

   Создание условий для оптимального развития одарённых детей и просто способных, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является для меня одним из направлений системы работы с одарёнными детьми в школе.

Я включаю в уроки русского языка задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Помогают мне его реализовать такие формы и приёмы работы:

1.Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний. Например, в упражнении дано задание: вставить гласные Е, И в окончаниях глаголов. Сильные учащиеся не только выполняли задание, но и доказывали, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.

2. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается  поставить глаголы в форме настоящего времени,  Для сильных учащихся задание  усложняю:  определить вид глаголов и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

3.Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания знаний. Цель таких заданий – будить любознательность, пробудить желание заглянуть за рамки учебника.

4.Творческие задания.  Создание сочинений – миниатюр по образцу.. Например, в упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Эту работу выполняет основная масса класса; дети, имеющие более высокий уровень, пишут сочинение по образцу.  

в) Использование ИКТ

Современную школу невозможно представить без процесса информатизации.                                                                                                                                                                                                                                                                                  

   Именно компьютер сейчас является союзником в проведении уроков. Его можно использовать и на уроках русского языка и на уроках литературы.  Но задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Применение компьютера позволяет повысить мотивацию учащихся к учёбе, разнообразить учебный процесс, наполнить уроки новым содержанием, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развить любознательность., повысить качество усвоения материала, наглядно представлять материал.  Освобождаясь от шаблона можно создать интересный пример нестандартного урока. Такой урок был проведён мной в 5 классе совместно с учителем истории. Это был урок литературы. Урок был интегрированный, двухчасовой.  Тема урока «Недаром помнит вся Россия». В основе -  произведение  М.Ю. Лермонтова «Бородино». Материал излагался одновременно двумя учителями. Здесь и компьютерная поддержка (просмотр кадров войны 1912 года,  слайды с изображение формы русских и французских солдат того времени, слайды с изображением героев войны 1912 года), словарная работа, выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», глубокий анализ стихотворения ну, и конечно же, эмоциональность речи, заставляющая детей сопереживать.

С компьютерной поддержкой  мною был проведён урок литературы в 11 классе по произведению М.А.Шолохова Тихий Дон» на тему «Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».

 Цели урока: 1.Выяснить, что собой  представляет казачество в романе писателя и  на примере изображения Шолоховым казачьих семей постараться увидеть, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни. На уроке использовались слайды с портретом М.А. Шолохова; обложкой романа «Тихий Дон»; задачами, которые ставил перед собой Шолохов, когда писал произведение; слайд с объяснением, почему изменил первоначальный замысел романа; слайды с изображением казаков  и их оружием; слайды, изображающие уклад жизни казаков. А так как в центре внимания на уроке была 1 книга, то и отдельные кадры из кинофильма С. Герасимова «Тихий Дон». На уроке ребята работали  по группам, использовались отдельные сообщения - доклады учащихся.

      г) Использование инсценировок

     В 8 классе в прошлом учебном году, где уроки строились на изучении восприятия учеников, где ребята оказывались создателями важнейших проблемных ситуаций и вопросов, постепенно создавалась атмосфера доверия, ученики учились слушать не только учителя, но и друг друга. Значительную роль сыграли уроки с введением элементов инсценировок. Особенно при изучении эпических и драматических произведений.

(  с удовольствием инсценировали отрывки из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Барышня – крестьянка»)

      Нетрадиционные формы урока можно также рассматривать как одну из форм активного обучения. Обобщая оценку форм обучения, М. Н. Снаткин пишет, что классно – урочная система не даёт желаемых результатов, она «устарела…ориентирована на среднего ученика, создаёт непосильные трудности для слабых и задерживает развитие способностей у более сильных». С этим нельзя не согласиться. Действительно, её применение ограничивает индивидуальную работу, тормозит творческую активность одарённых детей, снижает возможности интеллектуального развития учащихся.

Цели, решаемые на нетрадиционных уроках:

  1. Обобщение знаний по предметам, развитие интеллекта.
  2. Совершенствование коллективных форм работы, поддержание интереса к изучаемому на уроках.
  3. Воспитание самостоятельности.

Учащиеся 5-7 классов любят играть.  В процессе игры мир детства соединяется с миром науки.  В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для ребёнка, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Она оказывает огромное положительное влияние на учебную деятельность интеллектуально – пассивных детей.   Поэтому  я провожу   уроки – игры, уроки – состязания. Уроки – игры содержат элементы интеллектуального, исследовательского характера. Структурные компоненты таких уроков:

1.Тема урока.

2.Цель.

3. Сообщение сценария игры.

4.Распределение «ролей»

5.Непосредственная игра.

6.Обобщение учителем хода игры.

7.Оценка отдельных «ролей» и игры в целом.

8.Индивидуальные домашние задания.

9.Литература.

а) Уроки – состязания (соревнования) формируют у учащихся самостоятельность, активность, творчество, смекалку и быстроту мышления, задавая высокий темп интеллектуальной деятельности.

Такой урок проводился мною в 7 классе по теме «Причастие». Учащиеся обеих команд восходили на вершину горы, которая называлась «Причастие».  Поэтому на доске – большой рисунок горы и стихи  Р. Шмакова ( на плакате)

Я знаю – где – то есть заветная гора.

Я верю, что придёт прекрасная пора.

И, может быть, не раз придётся отступать –

Я должен там когда - то побывать.

          Это был урок обобщения и систематизации изученного материала по теме «Причастие». На нём закреплялись изученные орфограммы, совершенствовались пунктуационные навыки учащихся. В соревновании участвовали 2 команды. Началась работа на уроке с  « парного выхода». Представители команд писали на доске орфографическую диктовку: резолюция подготовлена, документ создан, дети рассеяны, камни отшлифованы, девочка взволнованна, улица вымощена, мама расстроена, мебель полирована, глаза прищурены, окна освещены, полученные результаты.

Затем учащиеся на основании этого орфографического диктанта говорили на какие орфографические правила подобраны в нём слова, повторяли правописание причастий и отглагольных прилагательных, объясняли разницу между краткими причастиями и отглагольными прилагательными. Следующий конкурс «Кто быстрее?». Дети выписывали в тетрадь из текста, спроецированного на доску с помощью компьютера, причастия, доказывали, что они выписали причастия, объясняли разницу между выписанными причастиями, объясняли как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени, страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, вспоминали от каких глагольных признаков зависит образование причастий и при образовании каких причастий надо обращать внимание на спряжение глагола. Самостоятельно работали с упражнением учебника, из которого выписывали слова с орфограммой «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени и вспоминали, от чего зависит написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Следующий конкурс назывался «Знаете ли вы?». Ребята писали под диктовку  прилагательные и причастия с не, объясняли, как следует их писать, вспоминали, какой  пункт правила  «НЕ с прилагательными» не встретился. Затем коллективно проверяли задание командиров команд  ( у них было самое ответственное задание – вставить Н и НН в причастия и прилагательные). Следующий конкурс « Кто больше?».Вспоминали правописание букв Е,Ё в суффиксах причастий и выписывали из упражнения учебника причастия, в которых после шипящих пишется буква Ё и работали с записью на доске.( записаны были 4 предложения). Надо было объяснить, правильно ли предложения записаны. В конце урока жюри подвело итоги и определило команду – победительницу.

В непринуждённой игровой форме ученики обобщили и систематизировали материал по теме, а командный дух и  соревнования мотивировали к активной деятельности.

б)Уроки - конкурсы.

Такой урок проводился в 6 классе по теме « Имя существительное». Это был повторительно – обобщающий урок в форме деловой игры. Цель урока:  совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; повторение орфограмм, изученных в теме «Имя существительное»; повторение знаков препинания в  простом и сложном предложениях; повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по фразеологии, синтаксису и пунктуации; воспитание интереса к урокам русского языка; формирование и закрепление  внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения. Предварительная подготовка к уроку : за две недели до урока учащимся давалось задание: разбиться на группы   ( команды)  ( по желанию, по классной дружбе) по 5 человек ( всего 4 команды), выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить и предварительной подготовкой ( кто- то рисует таблицы; кто-то  схемы; кто учит правила; кто – то подбирает примеры, текст; кто – то будет работать со словарём) .

Конкурсы: «Нарисуй  схему, таблицу»; «Загадка»; «Пунктуация»; «Кто больше»; «Угадай слово». Все условия конкурсов обговаривались заранее. На уроке все парты сдвигались. Каждая команда садилась кружком, но так, чтобы были видны хорошо все остальные члены команды и работали.

в) Уроки – путешествия.

    Данные уроки – познавательные игры. Они могут проводиться в нескольких вариантах: вводно – обзорные по теме или заключительные.  Мною проводился заключительный урок в 5 классе по теме «Имя существительное». Оборудование к уроку: карта «Город существительных» и плакат «Волшебные слова». Цели урока: повторить усвоение изученного материала по теме «Имя существительное»; закрепить орфографические и орфоэпические навыки, подготовиться к написанию диктанта, развивать речь учащихся в форме устного ответа.  С целью вовлечения всего класса в учебный процесс используется урок – путешествие. Путешествуем по центру города Имя Существительное  ( расставляем ударение в словарных словах ( 1 ученик на доске) и пишем словарную диктовку ( весь класс). Вспоминаем, что нужно знать о словах записанных на доске и в тетради ( непроверяемые написания надо запомнить, а записанные на доске слова надо правильно произносить). Вспоминаем основное значение существительного, приводим устно примеры. Далее путешествуем по улицам Собственной и Нарицательной. Вспоминаем, какие существительные живут на этих улицах. Придумываем примеры собственных и нарицательных существительных и распределяем их по улицам. Вспоминаем, чем отличаются жители улиц Одушевлённой и Неодушевлённой, распределяем по улицам существительные, которые я называю. Затем путешествуем по улицам Мужского, Женского и Среднего родов.  Вспоминаем, какие существительные могут жить на  каждой из этих улиц. Ещё раз выясняем, почему от улицы Женского рода отходит улица Третьего Склонения, кто жильцы этой улицы. Выбираем из записанных на доске слов только жильцов улицы  Третье Склонение и записываем в тетрадь. Далее отгадываем загадки, выбираем из отгадок слова третьего склонения. Затем объясняем, почему улицы Мужского и Среднего рода пересекаются улицей  второго склонения. Читаем спроецированное на экран стихотворение каламбур и распределяем (  самостоятельно в тетрадь) по улицам Склонения существительные из него ( в 3 колонки). Вспоминаем, какие действия нужно произвести, чтобы определить склонение существительных. Путешествуем по улицам: Именительной, Родительной, Дательной, Винительной, Творительной, Предложной  - вспоминаем правописание падежный окончаний существительных.Посещаем 2 парка – Единственного и Множественного числа, а так как жители Падежных улиц свободно гуляют, а среди них есть те, которые имеют только форму множественного  или единственного числа, то записываем примеры тех и других по вариантам. Затем встречаемся с Незнайкой, помогаем ему – вспоминаем орфограмму «Буквы О,Ё после шипящих в корне слова», производим письменно морфологический разбор существительного ТРУД, повторяем, что главное в разборе. Выезжаем на окружное шоссе, пишем орфографическую диктовку для того, чтобы преодолеть очень опасный участок дороги. Выясняем, какие орфограммы встретились в словах и повторяем их. Этот урок, на мой взгляд, стимулировал мыслительную деятельность учащихся, улучшил закрепление их знаний, умений и навыков, помог развить интерес учащихся к предмету, воспитывал чувство коллективизма.

г) Урок «Экспресс знаний»

    В 7 классе иногда после изучения тем по частям речи провожу уроки, которые называю «Экспресс знаний». Эти уроки проходят по следующим станциям:

1.Станция «Теоретическая».

2.Станция «Фонетическая»

3.Станция «Словообразовательная».

4.Станция «Морфологическая»( морфологический анализ).

5.Станция «Синтаксическая»

6.Станция «Занимательная» ( ребусы)

   д) Урок - семинар  

       Наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников позволяют семинарские занятия. Их цель состоит в том, чтобы сделать теоретические обобщения изученного материала, выделить основные положения; показать связь внутри темы и между темами, с жизнью, с практикой, с учётом возрастных особенностей учащихся провести систематизацию знаний.

 Семинары – важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с  литературой, творчески мыслить и действовать.

Основные функции семинара: систематизация знаний; углубление знаний, закрепление умений и навыков как общеучебных, так и специальных; контроль за знаниями; развитие умений и навыков как коллективной, так и индивидуальной исследовательской и поисковой работы; развитие коммуникативности учащихся; применение полученных знаний и приобретённых навыков на практике. Приведу пример такого урока. Это

 урок – семинар по роману М.А. Шолохова « Тихий дон». Тема урока :                 « Трагическая судьба семьи Мелеховых». Это урок работы с текстом произведения. Цели урока:

- проанализировать 4 кн. романа, для этого проиллюстрировать главную проблему – трагизм времени и трагизм судьбы – примерами из текста, кадрами из фильма и подвести к выводу – человек не властен над обстоятельствами, но в силах остаться сам человеком;

- проследить судьбу русского народа в Гражданскую войну;

- развивать речь, мышление, воображение ребят, умение работать с художественными текстами и критической литературой.

На уроке используются: роман М.А. Шолохова, кадры из художественного фильма «Тихий Дон» С. Герасимова, художественные иллюстрации к роману «Тихий Дон», а также критические статьи из газет и журналов.

В качестве эпиграфа к уроку  - слова В. Высоцкого:

Здесь нет ни одной персональной судьбы;

Все судьбы в единую слиты.

 Урок начинается со вступительного слова учителя, затем идёт собеседование по домашнему заданию ( кратко пересказывается  содержание 4 книги романа. И делается вывод: время жестокое. Братоубийственная война, «свои» против «своих», звереет душа человеческая, невозможно найти правду, настоящую, единственную от бога (Не убий!Возлюби ближнего). Но спасает человеческое в человеке семья, дом, любовь и  родная земля. Затем обращаемся к иллюстрации «Семья Мелеховых за праздничным столом» Свет, сияние доброты на лицах, умиротворение.

- Какова же судьба каждого из этого трудового дружного казачьего семейства?  Отвечают учащиеся. ( Тезисы в тетрадь.Зачитываются выводы)

- К какому выводу приходит Григорий? Он мечется в поисках правды, приходит к страшному выводу: нет Её, чужой всем, и даже бывший друг стал непримиримым врагом. Читается выразительно по ролям разговор Григория и Михаила Кошевого, делается вывод- цитата из текста. Но муки Григория не только из-за войны, казачьего восстания. Угрызения совести, страсть, любовь терзают его душу, рвут её на части. Класс смотрит кадр из кинофильма - , «Встреча Григория и Аксиньи», читается диалог. Делается вывод. Затем смотрим кадр «Наталья проклинает Григория» и слушаем доклад учащегося « Женские образы в романе». Делается вывод.

Затем читается сочинение-анализ эпизода «Гибель Аксиньи». Григорий лишился всего, что было дорого его сердцу. Всё отняла у него безжалостная смерть. Остались только дети. Просматриваем кадр из кинофильма « Возвращение Григория». Комментарий ученика. И я делаю вывод: черное солнце – апокалипсис надежд. Примирение без согласия .Шолохов показывает и доказывает нам, что в Гражданской войне нет победителя и побеждённых .Есть потерпевшие. Человеческий род, страна, нация. После всех мытарств, после хождения по мукам Григорий Мелехов делает последний выбор: дом, дети. Примирение без согласия. О его судьбе мы можем только догадываться. Трагедия, безысходность.

Выводы делают учащиеся, я зачитываю слова из текста и говорю о том, что не угас род Мелеховых – бессмертен русский народ, неистребимы его нравственные ценности: родная земля, дом, семья, язык, традиции, вера. Это докажут в своих произведениях и Пастернак, и Булгаков.

        Современный урок невозможно представить без использования компьютера. Именно он сейчас является союзником в проведении уроков. Его можно использовать и на уроках русского языка и на уроках литературы. Применение компьютера позволяет повысить мотивацию учащихся к учёбе, разнообразить учебный процесс. Освобождаясь от шаблона можно создать интересный пример нестандартного урока. Такой урок был проведён мной в 5 классе совместно с учителем истории. Это был урок литературы. Урок был интегрированный, двухчасовой.  Тема урока «Недаром помнит вся Россия». В основе -  произведение   М.Ю. Лермонтова «Бородино». Материал излагался одновременно двумя учителями. Здесь и компьютерная поддержка (просмотр кадров войны 1912 года,  слайды с изображение формы русских и французских солдат того времени, слайды с изображением героев войны 1912 года), словарная работа, выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», глубокий анализ стихотворения ну, и конечно же, эмоциональность речи, заставляющая детей сопереживать.

С компьютерной поддержкой  мною был проведён урок литературы в 11 классе по произведению М.А.Шолохова«Тихий Дон» на тему «Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».

 Цели урока: 1.Выяснить, что собой  представляет казачество в романе писателя и  на примере изображения Шолоховым казачьих семей постараться увидеть, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни. На уроке использовались слайды с портретом М.А. Шолохова; обложкой романа «Тихий Дон»; задачами, которые ставил перед собой Шолохов, когда писал произведение; слайд с объяснением, почему изменил первоначальный замысел романа; слайды с изображением казаков  и их оружием; слайды, изображающие уклад жизни казаков. А так как в центре внимания на уроке была 1 книга, то и отдельные кадры из кинофильма  С. Герасимова «Тихий Дон». На уроке ребята работали  по группам, использовались отдельные сообщения - доклады учащихся.

    е) Урок – пролог в  10 классе по литературе по теме « Ф. М. Достоевский. Художественный мир писателя». Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, показать противоречивость его творчества, выяснить, чем является эта противоречивость (следствием заблуждений или гениальным воспроизведением жизни). На доске -  портрет Ф.М. Достоевского; фотовыставка; выставка произведений писателя. Урок начинается с оформления тетрадей (  записывается тема, эпиграфы, план урока).

Эпиграфы:

Человек, который весь борьба.

Л.Н.Толстой

Звёзды, которые вели его, светят для всего человечества.

                          В. Шкловский

Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру.

                           М. Горький

Затем звучит вступительное слово учителя: о таком писателе, как Ф.М. Достоевский говорить трудно и ответственно. Это писатель чрезвычайно индивидуальный. У него своё, очень отличное от классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение. Он формировался как художник слова в период острого общественного кризиса, когда бурно развивался капитализм и зарождалось революционно – демократическое движение. И он не остался пассивным созерцателем событий века, создал сильнейшие обличительные художественные образы хозяев жизни, хищников буржуазного мира, доводящих человека до морального падения, до преступлений, до безвыходного тупика, бессознательного глухого сострадания. Боль о человеке, ненависть к бесчувственному миру капитала выразил он в своих произведениях. Его творчество – новый этап в развитии критического реализма. Оно сложно и противоречиво. Противоречия вызвали горячие споры в критике. Оценки были разные. Они менялись с течением времени. Но мысль о наличии в творчестве и мировоззрении  писателя разных периодов укрепилась прочно: 1 период – досибирский, 2 период – послесибирский. Выделяют периоды смены убеждений, отличают иное восприятие мира, подчёркивают эволюцию от лучшего к худшему, от прогрессивности к реакции. Мы постараемся понять, что пафос жизни и творчества Достоевского  не в примирении, а в мучительной борьбе за человека поруганного, что Достоевский оставался верным себе, не мог примириться со злом, что Достоевский – титан мысли, слова, правды, страсти. …

       Зрелые годы его жизни пришлись почти на самую мрачную пору российской действительности. В сочетании с противоречиями  личности это и дало сложное во всей истории русской культуры явление – Достоевский. Следующий этап работы -  устный журнал, подготовленный группой учащихся ( творческие искания Ф. Достоевского – биография писателя). Привлекаются материалы фотовыставки и выставки произведений писателя. При прослушивании устного журнала учащиеся составляют конспект и хронологическую таблицу по плану:

1.Происхождение писателя.

2.Детство. Яркие впечатления детства.

3.Увлечение литературой.

4.Приезд в Петербург.

5.В кружке Петрашевского.

6.Омский острог.

7.Литературная деятельность:

«Бедные люди»

«Записки из мёртвого дома»

«Преступление и наказание»

«Игрок»

«Идиот»

«Бесы»

«Братья Карамазовы»

8.Смерть писателя.

Потом ученик выступает с сообщением «Мировоззрение Ф.М. Достоевского и связь его творчества с русской действительностью», после этого проводится в форме беседы закрепление и всё обобщается:

- восход и закат Достоевского как писателя был благоприятным. К нему было приковано всеобщее внимание;

- самый плодотворный период – послесибирский;

- до конца жизни оставался врагом угнетения и насилия, искал пути избавления людей от унижения и социальной несправедливости;

- в своих произведениях показал российскую действительность, общество.

Каждый из проведённых мною уроков имеет только свою методическую конструкцию, неповторим и оригинален.  Это « лаборатория» учителя и учащихся, где полностью раскрываются их творческие способности и достигаются хорошие результаты деятельности. Но я хочу сказать, что нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто. Во – вторых, не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме. В – третьих, данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя.  В – четвёртых, всё содержание учебного материала не может быть представлено через нетрадиционные урок.

По моему мнению, активные формы обучения  стимулируют познавательную деятельность учащихся, вовлекают каждого из них в мыслительную и поведенческую активность,  направлены на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым  учеником, позволяют успешным ребятам раскрыть свой интеллектуальный потенциал, а менее сильным стараться поднять свою планку знаний на более высокий уровень. Свидетельство тому победы моих учеников в предметных олимпиадах и конкурсах. С помощью активных форм обучения мы, специалисты, работающие в сфере образования, можем добиться возникновения у школьников потребности учиться. И если познавательная потребность человека проявляется в интересах, то это необходимо учитывать при организации учебной деятельности школьников, так как интересный предмет, интересные уроки обычно вызывают желание усердно заниматься и в результате дают хорошую успеваемость.

     В заключении я хочу сказать, что деятельность учителя на уроке проявляется в конкретных, бесконечно разнообразных, таящих  неожиданности ситуациях. Часто учитель не вполне способен взвесить и предусмотреть все, а поэтому должен быть готовым быстро принять решение, изменить структуру, ход урока, вид учебной деятельности, чтобы достичь намеченного результата.

Выступления, открытые уроки, тесты на сайте школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» Яссиевич Светланы Юрьевны

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение о...

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Ухановой Раисы Михайловны

Тема инновационного педагогического опыта:«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам русского языка и литературы»....

Публичная презентация опыта учителя русского языка и литературы Травиной Натальи Олеговны

В презентации обобщен опыт работы педагога за последние 3 года с достижениями учащихся...