Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl_poyasn.docx23.65 КБ
Файл poyas.6.docx30.48 КБ
Файл 7_poyas.zap_.docx24.85 КБ
Файл poyas_8kl.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

 Курс «Этикет и речевой этикет» во внеурочной деятельности по ФГОС ООО дополняет обучение предмета русский язык и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения. Курс  «Этикет и речевой этикет» входит в образовательную область «Филология». В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи.

Этикет и речевой этикет -  учебная дисциплина, формирующая адекватное коммуникативное поведение  молодого поколения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).

Изучение культуры общения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

 - формирование коммуникативной грамотности обучающихся;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков,;

- освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

        

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В соответствии с целями преподавания культуры общения задачи курса сводятся к следующему:  

1.Сформировать коммуникативную грамотность обучающихся

2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от  ситуации

3. Вооружить обучающихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции.

      Программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам

Используемые методы, приёмы и формы обучения культуре общения

            В преподавании культуры общения выделяются два основных подхода – деятельностный и рецептивно-аналитический.

Реализация деятельностного подхода в обучении предполагает использование таких приёмов как:

- воспроизведение текста-эталона;

- пересказ устного или письменного текста;

- выступление по поговорке, афоризму;

- выступление перед младшеклассниками или учащимися своего класса;

- разыгрывание коммуникативной ситуации (для последующего анализа в классе);

- тестирование, анкетирование учащихся;

- «сжатие» и устное резюмирование прослушанного текста, реплики собеседника и т.д.

Реализация рецептивно-аналитического подхода в обучении культуре общения предполагает использование таких приёмов и форм, как:

- демонстрация эталонных коммуникативных образцов;

- демонстрация негативных коммуникативных образцов;

- коммуникативная модификация образцов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

        Личностными результатами изучения курса «Этикет и речевой этикет» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Предметными результатами изучения курса «Этикет и речевой этикет» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- умение комментировать прочитанное;

- расширять представления о творчестве писателя;

- пересказывать прочитанное;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служа художественные тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь;

-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-слушать и слышать других, уметь отстаивать свою точку зрения;

-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Метапредметными результатами изучения курса «Культура общения» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

Содержание курса внеурочной деятельности

Понятие поведения (1 ч.)

Принципы правильного поведения, Принципы правильного общения. Тесная взаимосвязь понятий поведения и общения.

Понятие этикета (2 ч.)

Понятие и функции этикета. Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Правила приличия. Связь внешней культуры поведения с внутренней культурой человека. Основные виды этикета.

История этикета (1 ч.)

Этикет на разных этапах развития общества. Символический характер многих этикетных правил.

Национальные особенности этикета (1 ч.)

Различие норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах. Пословицы об общении.

Этикет внешнего вида (3 ч.)

Понятие привлекательности человека. Важность первого впечатления. Составляющие внешнего вида. Основные функции одежды. Понятие вкуса. Правила моды. Соответствие внешнего вида ситуации общения. Гигиена как составляющая культуры человека.

Понятие речевого этикета (4 ч.)

Понятие и функции речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. Стандартные коммуникативные ситуации. Формулы речевого этикета. Речевой этикет и культура речи. Содержание «языкового паспорта» говорящего.

Этикет личной переписки (4 ч.)

Способы передачи информации. Появление письменности как великое достижение культурного развития человека. Речевая форма письма. Виды писем. Правила оформления писем. Правила написания писем. Электронная почта. Понятие анонимного письма.

Правила и законы общения (3 ч.)

Понятие правил и законов общения. Важность различения понятий «правила этикета» и «правила общения». Основы человеческих отношений в современном обществе. Внешние формы проявления уважения и доброжелательности. Основные принципы человеческих отношений в современном обществе. Законы общения. Понятие комплимента.

Понятие ролевого поведения (7 ч.)

Понятие ролевого поведения. Виды ролей. Нарушение ролевого поведения и его последствия. Общение со старшими. Роли взрослого и ребенка. Роли сына, дочери, внука. Роль ученика и общение с учителями. Общение с младшими. Роль брата, сестры. Общение с ровесниками. Роль друга, подруги. Общение с одноклассниками. Ролевое поведение мальчика и девочки. Особенности поведения девочек. Дружба между мальчиком и девочкой.

Ролевое     поведение в     общественных местах (3 ч.)

Поведение на улице. Стандартные сценарии ситуаций. Поведение в транспорте. Правила поведения в транспорте. Поведение в магазине. Поведение в театре, музее, на выставке.

Поведение в гостях (4 ч.)

Прием гостей. Приход в гости. Русские пословицы о гостеприимстве. Поведение на школьных праздниках. Танцы: приглашение, поведение во время танца.

Поведение на природе (1 ч.)

Правила поведения на отдыхе, в походе, на экскурсии. Роль отдыхающих и туристов.



Предварительный просмотр:

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

 Курс «Этикет и речевой этикет» во внеурочной деятельности по ФГОС ООО дополняет обучение предмета русский язык и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения. Курс  «Этикет и речевой этикет» входит в образовательную область «Филология». В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи.

Этикет и речевой этикет -  учебная дисциплина, формирующая адекватное коммуникативное поведение  молодого поколения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).

Изучение культуры общения в 6  классе направлено на достижение следующих  целей:

 - формирование коммуникативной грамотности обучающихся ;

- освоение знаний об основных нормах ведения диалога и монолога,

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса  сводятся к следующему:

1.Сформировать коммуникативную грамотность обучающихся

2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от  ситуации

3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, публичная  защита результатов учебной или исследовательской работы, выступление на конференции, защита реферата, мультимедийной презентации, учебный диалог.

      Программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам

Используемые методы, приёмы и формы обучения культуре общения

            В преподавании культуры общения выделяются два основных подхода – деятельностный и рецептивно-аналитический.

Реализация деятельностного подхода в обучении предполагает использование таких приёмов как:

- воспроизведение текста-эталона;

- пересказ устного или письменного текста;

- выступление по поговорке, афоризму;

- выступление перед младшеклассниками или учащимися своего класса;

- разыгрывание коммуникативной ситуации (для последующего анализа в классе);

- тестирование, анкетирование учащихся;

- «сжатие» и устное резюмирование прослушанного текста, реплики собеседника и т.д.

Реализация рецептивно-аналитического подхода в обучении культуре общения предполагает использование таких приёмов и форм, как:

- демонстрация эталонных коммуникативных образцов;

- демонстрация негативных коммуникативных образцов;

- коммуникативная модификация образцов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

        Личностными результатами изучения курса «Этикет и речевой этикет» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Предметными результатами изучения курса «Этикет и речевой этикет» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- умение комментировать прочитанное;

- расширять представления о творчестве писателя;

- пересказывать прочитанное;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служа художественные тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь;

-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-слушать и слышать других, уметь отстаивать свою точку зрения;

-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Метапредметными результатами изучения курса «Культура общения» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

Содержание курса внеурочной деятельности

Диалог и его составные части (8 ч.)

Понятие диалога. Как брать интервью. Общие правила ведения диалога. Правила для говорящего. Правила для слушающих. Слагаемые диалога. Правила невербального поведения в диалоге. Правила вербального поведения в диалоге.

Основные требования к поведению собеседников (2 ч.)

Выражение эмоции и оценки в диалоге. Активное и пассивное слушание. Слушать и слышать. Прямые и косвенные высказывания. Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Речевые поддержки разговора. Тематика разговора. Правила выбора темы разговора. Телефонный разговор. Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте.

Спор, как способ обсуждения разногласия (5 ч.)

Ведение спора. Понятие спора. Виды спора.

Понятие монолога (4 ч.)

Понятие монолога. Виды монологов. Основные требования к монологу. Выразительность речи. Способы создания выразительности. Азбука стиховедения. Поведение оратора в аудитории.

Этапы монолога, пересказа (11 ч.)

Запоминание текста. Приемы запоминания. Определение темы монолога. Правила подготовки ответа- монолога. Подготовка монолога. Составление плана. Понятие конспекта. Выделение опорных слов.

Преобразования письменного текста в устную речь. (3 ч.)

Перевод письменной речи в устную. Устный ответ как монолог. Выделение и формулирование главной мысли текста. Опорные слова. Приемы сжатия текста.

Монолог-пересказ и его виды. (2 ч.)

Пересказ текстов различной тематики по плану. Подготовка устного ответа. Устный ответ по самостоятельно составленному плану. Восприятие текста на слух. Монолог на основе устного текста.

Подготовка устного ответа (4ч.) 

Составление ответов на основе одного или нескольких источников.


Календарно - тематическое планирование (35 часов)

6 –А,Б

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля. Измерители

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Диалог– 8 часов

1

Диалог. Его виды  и составные части

1

Урок усвоения новых знаний

Дать понятие диалога, как вида общения.

Способствовать формированию представления о диалоге и его видах;

Развивать  навыки вести диалог в соответствии с нормами этикета;

Способствовать формированию  и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Развивать культуру речи

Определить вид диалога по образцам

04.09

2

Выражение эмоций, критики, реакция на замечания и критику

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с разными способами выражения эмоции и оценки, помочь определить эффективные способы.  Дать понятие спора и его видов: дискуссия, полемика, ссора

Развивать навыки этикетно делать замечания и выражать эмоции;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

 Способствовать формированию  и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Развивать культуру речи

Инсценировка диалога, выразительное чтение диалога, объяснение смысла пословиц

11.09

3

Правила активного  слушания в диалоге

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с основными правилами и требованиями к ведению диалога.

Познакомить с правилами слушания.

Способствовать формированию представления учащихся об основных правилах и требованиях ведения диалога;

Помочь в раскрытии основных правил участников диалога: говорящего и слушающего;

Способствовать формированию и развитию навыков вести диалог с соблюдением основных правил.

Формировать представление о пассивном и активном слушании. Помочь раскрыть основные слагаемые слушания: внимание, дружелюбие, активность

Составление памятки «Правила диалога»

18.09

4-5

Спор и его виды. Правила ведения спора

2

Урок усвоения новых знаний

Понятие спора. Ведение спора. Познакомить с разными способами выражения эмоции и оценки, помочь определить эффективные способы.  Дать понятие спора и его видов: дискуссия, полемика, ссора.

замечания и выражать эмоции;

Познакомить с понятием спора и его видами;

Формировать навыки соблюдения правил ведения спора;

Раскрыть причины возникновения спора и развивать навыки эффективного ведения спора;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

 Способствовать формированию  и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Развивать культуру речи

Правила поведения в споре с подтверждением русских пословиц, орфоэпические нормы

25.09

02.10.

6-8

Тезис и аргумент. Практикум по подбору  аргументов к заданному тезису

3

Урок усвоения новых знаний

Практикум по подбору аргументов к тезису

Учить выделять тезис и подбирать аргументы;

Способствовать развитию навыка приводить не менее трех аргументов к тезису;

Формировать навыки слушания и этикетного ведения спора

Практические задания

09.1016.10

23.10

Монолог- 27 часов

9-10

Понятие монолога

2

Урок усвоения новых знаний

Дать определение монолога, познакомить с основными требованиями к монологу и правилами его подготовки.

Познакомить с темами монолога.

Познакомить с основными требованиями к монологу и правилами его подготовки;

Формировать и развивать  навыки составления монолога и его ведения в соответствии с требованиями и темой;

Формировать и развивать навыки выразительной речи;

Способствовать формированию  и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Развивать культуру речи

На основе памятки проанализировать монолог. Составление коллективного рассказа на заданную тему

06.11

13.11.

11-12

Понятие устного ответа , определение объема темы

2

Урок усвоения новых знаний

Определение темы монолога. Темы широки и узкие. Определение объема темы. Правила подготовки  ответа-монолога.

Формировать и развивать  навыки составления монолога и его ведения в соответствии с требованиями и темой;

Формировать и развивать навыки выразительной речи;

Скороговорки. Составление плана-схемы монолога

20.11.

27.11.

13-14

Этапы монолога

2

Урок усвоения новых знаний

Определение объема темы. Правила подготовки  ответа-монолога.

Формировать и развивать  навыки составления монолога и его ведения в соответствии с требованиями и темой;

Орфоэпические  нормы. Формулировка тезиса, подбор аргумента

04.12

11.12

15-16

Составление плана раскрытия темы

2

Урок усвоения новых знаний

Определение темы монолога. План монолога

Формировать и развивать  навыки составления монолога и его ведения в соответствии с требованиями и темой;

Формировать и развивать навыки выразительной речи

Составление рассказа по опорным словам

18.1225.12

17-19

Понятие конспекта, правила сокращения, выделения опорных слов

3

Урок усвоения новых знаний

Понятие конспекта, правила сокращения, выделения опорных слов

Умение сокращать текст, определение опорных слов

Выделение опорных слов в рассказе

15.01

22.01

29.01

20

Основные отличия письменной речи от устной.

1

Урок усвоения новых знаний

Стилистические отличия устной речи и письменной

Формировать и развивать  навыки  отличия устной и письменной речи

Реплика-сомнение, реплика-утверждение, реплика-восхищение

05.02

21

Преобразование письменного текста в устную речь

1

Урок усвоения новых знаний

Дать понятие устного ответа, как монолога; познакомить с опорными словами

Познакомить с устным ответом, как видом монолога.

Познакомить с косвенной речью как способом передачи содержания  чужой речи. Дать понятие опорным словам;

Развивать навыки передачи содержания чужой речи при помощи косвенной речи;

Формировать умения передачи содержания текста по опорным словам;

Формировать культуру речи и общения.

Восстановление теста

12.02

22-24

Преобразование письменного текста в устную речь. Практика

3

Урок-практикум

Познакомить с приемами сжатия текста: исключение подробностей, обобщение содержания текста

Познакомить с приемами сжатия текста;

При помощи текста учить передавать главное содержание;

Развивать навыки передачи письменного текста по опорным словам;

 Развивать культуру речи;

Способствовать формированию  и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

Индивидуальные задания

19.02

26.02

05.03

25-26

Подготовка устного ответа

2

Урок-практикум

Подготовка сообщения по самостоятельно составленному плану. Учить передаче монолога на основе устного текста.

Формировать и развивать навыки ведения диалога и монолога;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Способствовать формированию  и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

Орфоэпические  нормы русского языка. Чтение скороговорок

12.03

19.03

27-28

Подготовка монолога-пересказа

2

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с этапами подготовки монолога- пересказа

Способствовать формированию представления об этапах подготовки монолога;

Познакомить с приемами запоминания;

Формировать навыки выделения и формулирования главной мысли

Выделение опорных слов в тексе, составление устного ответа -монолога

02.04

09.04

29-30

Монолог-пересказ. Практика

2

Урок -практикум

Монолог-пересказ готового текста

Формировать навыки выделения и формулирования главной мысли;

Способствовать развитию навыков монолога-пересказа;

Развивать культуру речи;

Способствовать формированию  и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

16.04

23.04

31-33

Итоговый зачет

3

Урок контроля

Устный зачет

07.05

14.05

21.05

34

Обобщение изученного

1

Урок-практикум

Обобщить и закрепить полученные знания

Формировать навыки выделения и формулирования главной мысли;

Способствовать развитию навыков монолога-пересказа;

Развивать культуру речи

Скороговорки. Пересказ текста

28.05

35

Резервный урок

1



Предварительный просмотр:

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

 Курс «Этикет и речевой этикет» во внеурочной деятельности по ФГОС ООО дополняет обучение предмета русский язык и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения. Курс  «Этикет и речевой этикет» входит в образовательную область «Филология». В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи.

Этикет и речевой этикет -  учебная дисциплина, формирующая адекватное коммуникативное поведение  молодого поколения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).

Изучение культуры общения в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

 -формирование коммуникативной грамотности учащихся.

-устойчивых риторических навыков;

-устойчивых навыков культуры устной речи;

-навыков эффективного общения.

В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса  сводятся к следующему:

1.Сформировать коммуникативную грамотность обучающихся

2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от  ситуации

3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

 

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции.

      Программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам

Используемые методы, приёмы и формы обучения культуре общения

            В преподавании культуры общения выделяются два основных подхода – деятельностный и рецептивно-аналитический.

Реализация деятельностного подхода в обучении предполагает использование таких приёмов как:

- воспроизведение текста-эталона;

- тестирование, анкетирование учащихся;

- «сжатие» и устное резюмирование прослушанного текста, реплики собеседника и т.д.

Реализация рецептивно-аналитического подхода в обучении культуре общения предполагает использование таких приёмов и форм, как:

- демонстрация эталонных коммуникативных образцов;

- демонстрация негативных коммуникативных образцов;

- коммуникативная модификация образцов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

        Личностными результатами изучения курса «Этикет и речевой этикет» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Предметными результатами изучения курса «Этикет и речевой этикет» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- умение комментировать прочитанное;

- расширять представления о творчестве писателя;

- пересказывать прочитанное;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служа художественные тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь;

-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-слушать и слышать других, уметь отстаивать свою точку зрения;

-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Метапредметными результатами изучения курса «Культура общения» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

Содержание курса внеурочной деятельности

           Понятие публичного выступления (6 ч.)

Основные требования к публичному выступлению.

Понятие риторики как науки об эффективном публичном выступлении. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений по цели: информационные, убеждающие, протокольно-этикетные, развлекательные. Формы публичных выступлений: доклад, сообщение, выступление, лекция.

    Риторические приемы (5 ч.)

Общие требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, решительный конец.

Способы подготовки к публичному выступлению: экспромт, план-конспект выступления, подготовка полного текста выступления, воспроизведение выступления наизусть.

Алгоритм подготовки материала для выступления.

Правила поведения оратора и аудитории.

Понятие о структуре выступления. Композиция выступления: вступление, основная часть, заключение.

Приемы обозначения структурных частей выступления.

Закон края, его содержание к учет в процессе подготовки публичного выступления.

Начало выступления. Функции вступления.

Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории: обращение it событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту , противоречиям между людьми, различиям но мнениях; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из личной жизни, о лично прочитанном; цитирование знаменитости, знакомого; исторический эпизод, ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; диалогизация выступления.

Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления.

Варианты концовок: цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; обобщающий вывод; обращение к слушателям; благодарность за внимание; комплимент аудитории.

Подготовка публичных выступлений различных видов.

Информационное выступление (6 ч.)

Понятие информационного выступления. Виды информационных выступлений: объявление, инструкция, аннотация, доклад, сообщение и др.

Общие требования к подготовке информационных выступлений: полнота передачи информации, сообщение новой для слушателей информации; сообщение информации, которая интересна для слушателей в данный момент, сейчас; полнота сообщаемой информации; стимулирование слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме; краткость сообщения; четкость перехода от одного пункта к другому; умеренность; жестикуляции; малоэмоциональность.

Типы информационного выступления: повествование, описание и объяснение. Объяснение как тип информационного выступления (алгоритм построения инструкции). Описание как тип информационного выступления (алгоритм построения делового и художественного описания: объявление, аннотация, свободный рассказ о себе). Алгоритм построения информационного повествования.

 Протокольно-этикетное выступление (4 ч.)

Понятие протокольно-этикетного выступления.

Виды протокольно-этикетных выступлений: речь при встрече официальных лиц; официальное поздравление, приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия; речь с оценкой заслуг кого-либо, представление гостя.

Основные требования к протокольно-этикетному выступлению.

Правила подготовки протокольно-этикетного выступления: представление гостя, поздравительная речь, приветственная речь.

Презентация как жанр публичного выступления (2 ч.)

Понятие презентации, ее виды. Правила подготовки и структура построения различных видов презентации.

Правила подготовки и структура построения различных видов презентации.

Убеждающее выступление (9ч.)

Понятие убеждающего выступления. Рассуждение как основа убеждения.

Понятие аргументации. Виды аргументов: аргументы «за» и аргументы «против». Приемы усиления убедительности речи.

Виды убеждающих выступлений: агитационные и собственно убеждающие выступления.

Правила подготовки убеждающего выступления.

Реклама как агитационное выступление. Реклама и информация: сходства и различия. Правила подготовки устного рекламного выступления.

Собственно убеждающее выступление. Выступления по пословицам и афоризмам.

Систематизация и закрепление полученных навыков(1ч.)

Практикум по информационным, протокольно-этикетным, развлекательным и убеждающим выступлениям.

Анализ публичного выступления.

Практикум по аргументации

Выступления по темам, рекомендованным учителем и по самостоятельно выбранным учащимися темам.



Предварительный просмотр:

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

 Курс «Этикет и речевой этикет» во внеурочной деятельности по ФГОС ООО дополняет обучение предмета русский язык и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения. Курс  «Этикет и речевой этикет» входит в образовательную область «Филология». В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи.

Этикет и речевой этикет -  учебная дисциплина, формирующая адекватное коммуникативное поведение  молодого поколения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).

Изучение культуры общения в 8классе направлено на достижение следующих целей:

 - формирование коммуникативной грамотности обучающихся;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков,;

- освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

        

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В соответствии с целями преподавания культуры общения задачи курса сводятся к следующему:  

1.Сформировать коммуникативную грамотность обучающихся

2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от  ситуации

3. Вооружить обучающихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции.

      Программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам

Используемые методы, приёмы и формы обучения культуре общения

            В преподавании культуры общения выделяются два основных подхода – деятельностный и рецептивно-аналитический.

Реализация деятельностного подхода в обучении предполагает использование таких приёмов как:

- воспроизведение текста-эталона;

- пересказ устного или письменного текста;

- выступление по поговорке, афоризму;

- выступление перед младшеклассниками или учащимися своего класса;

- разыгрывание коммуникативной ситуации (для последующего анализа в классе);

- тестирование, анкетирование учащихся;

- «сжатие» и устное резюмирование прослушанного текста, реплики собеседника и т.д.

Реализация рецептивно-аналитического подхода в обучении культуре общения предполагает использование таких приёмов и форм, как:

- демонстрация эталонных коммуникативных образцов;

- демонстрация негативных коммуникативных образцов;

- коммуникативная модификация образцов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

        Личностными результатами изучения курса «Этикет и речевой этикет» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Предметными результатами изучения курса «Этикет и речевой этикет» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- умение комментировать прочитанное;

- расширять представления о творчестве писателя;

- пересказывать прочитанное;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служа художественные тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь;

-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-слушать и слышать других, уметь отстаивать свою точку зрения;

-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Метапредметными результатами изучения курса «Культура общения» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

                       

Содержание курса внеурочной деятельности

 Понятие этикета (2ч.) Этикет и его общественные функции и значение.  

 История становления этикетных норм (8ч.) Зарождение этикета в древности. Этикет античности. Этикет эпохи средневековья. Этикет эпохи Возрождения. Восточный и западный этикет: сходства и различия. Становления этикетных норм в России 16-20вв.

 Особенности современного этикета (9ч.) Виды и принципы современного этикета. Этикет поведения в общественных местах.

Мода и этикет (3ч.). Законы моды и этикет. Мода и индивидуальный стиль. Основные стили одежды.                    

 Речевой этикет (7ч.). Трудные случаи русского речевого этикета. Языковой паспорт человека и его формирование. Этикет написания письма. Типы личных писем. 

Дебаты (18ч.). Дебаты как этикетная форма обсуждения проблемы. Дебаты «Нужна ли школьная форма?».

 Имидж (2ч.). Понятие имиджа. Формирование имиджа.

Этикетные нормы поведения среди ровесников(3ч.). Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений. Что такое настоящий друг? Трудные случаи поведения среди незнакомых людей.

Дебаты (2.) Дебаты «Подавляет ли коллектив индивидуальность?»

Этикетные нормы поведения со взрослыми (3ч.). Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов.

Дебаты (2ч.). Дебаты «Всегда ли правы взрослые?»

Этикетные нормы поведения между юношей и девушкой (3ч.). Привлечение внимания и поддержания отношений. Этикет подарка. Мы поссорились.

Дебаты(3ч.) Дебаты «Чем дружба отличается от любви?»


Календарно-тематическое планирование

8 – А,Б класс (35 часов)

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля. Измерители

Дата проведения

План

Факт

Понятие этикета- 2 часа

1-2

Этикет, его общественные функции и значение

2

Урок изучения нового материала

Дать понятие этикета как совокупности правил «хорошего тона»;

Сформировать знания учащихся  об истории развития этикета;

Речевая гимнастика, выступление по подготовленному плану

06.09

13.09

История становления этикетных норм- 8 часов

3-4

Зарождение этикета в древности

2

Урок изучения нового материала

Раскрыть основные функции этикета и его виды;

Познакомить с историей зарождения этикета и путями его совершенствования в разные эпохи;

Раскрыть основные особенности этикета России XVI – XX веков

Познакомить с первыми учебниками этикета «Домострой» и «Юности честное зерцало».

Учить выделять основные изменения в области этикета разных эпох;

Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности, навыков строить свое поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета.

Развивать навыки

выделять особенности

Орфоэпические нормы русского языка

20.09

27.09

5-6

Этикет Античности и Средневековья

2

Урок изучения нового материала

Формулирование этикетных норм

04.10

11.10

7-8

Этикет эпохи Возрождения

2

Урок изучения нового материала

Объяснить значение крылатых выражений,

18.10

25.10

8-10

Становление этикетных норм в России XVI – XX веков

2

Урок изучения нового материала

Публичное выступление по заданной теме

08.11

15.11

Особенности современного этикета- 9 часов

11-12

Восточный и западный этикет: сходства и различия

2

Урок изучения нового материала

Познакомить со сходством и  различиями этикета восточной и западной культур.

Раскрыть составляющие современного этикета

Познакомить с принципами современного этикета, как основой общих норм этикета.

 этикета разных эпох.

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения.

Закончить фразы

22.11

29.11

13-14

Виды и принципы современного этикета

2

Урок изучения нового материала

Орфоэпические нормы русского языка

06.12

13.12

15-16

Законы моды и этикет. Индивидуальный стиль.

2

Урок изучения нового материала

Дать понятие «имидж» и «индивидуальный стиль».

Раскрыть значение  имиджа для человека и необходимые условия для создания своего имиджа.

Познакомить с основными законами моды и требованиями к внешнему виду, признаваемыми образцовыми для разных ситуаций.

Способствовать развитию навыков публичного обсуждения проблемы;

Формировать навыки соблюдения общих норм этикета;

Учить анализировать и демонстрировать оппонентам и аудитории  разные аргументы, сопоставлять их, а не настаивать на своей точке зрения;

Развивать навыки формирования собственного стиля с учетом индивидуальных особенностей;

Учить анализировать стиль одежды и внешность человека, оценивать его с точки зрения соответствия требованиям моды и индивидуального стиля;

Тест по теме «Виды и принципы современного этикета»

20.12

27.12

Дебаты- 18 часов

17-18

Понятие публичного спора. Виды спора

2

Урок изучения нового материала

Дать определение « публичного спора»

Познакомить с видами спора  и способами публичного обсуждения проблема

Познакомить со способом обсуждения общественно значимой проблемы- дебаты

Раскрыть правила проведения дебатов, их цели

Познакомить с основными правилами участников дебатов.

Формировать умение производить положительное впечатление на собеседника своим внешним  видом, коммуникативными и поведенческими способностями;

Развивать навыки культуры речи

Развивать и формировать навыки участия в дебатах по принятым правилам.

Публичное выступление по заданной теме

10.01

17.01

19-22

Подготовка дебатов на тему «Труден русский  речевой этикет. Так ли это?»

3

Урок-практикум

Дебаты

24.01

31.01

07.02

23-24

Проведение дебатов на тему «Труден русский  речевой этикет. Так ли это?»

2

Урок-практикум

дебаты

14.02

21.02

25-27

Подготовка и проведение дебатов на тему «Всегда ли правы взрослые?»

3

Урок-практикум

дебаты

28.02

07.03

14.03

28-29

Подготовка и проведение дебатов на свободную тему.

2

Урок-практикум

дебаты

21.03

04.04

30-31

Подготовка и проведение дебатов на свободную тему.

2

Урок-практикум

дебаты

11.04

18.04

32-34

Обобщение изученного материала. Зачетный урок по изученным темам.

3

Урок контроля

Обобщить изученный материал;

Проверить качество изученного материала

зачет

25.04

16.05

23.05

35

Обобщение изученного материала.

1

Обобщение

изученного

Обобщить и закрепить изученный материал

30.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по речевому этикету 7 класс

    Программа по факультативному курсу «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для учреждений. 5-11 классы:  (автор-составитель С.И.Львова Мн...

Программа факультатива "Культура поведения. Речевой этикет"

Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники  вспомогательных школ будут проявлять  степень своей воспитанности. Умение обратиться  с просьбой, поздороваться, попрощаться, правильно войт...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА ЭТИКЕТА»

рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Кружок «Этикет: азбука добра»

Рабочая программа кружка «В мире книг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО

Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...

Программа внеурочной деятельности кружка "Речевой этикет"

Программа внеурочной деятельности кружка  "Речевой этикет"...