Пунктуация в предложениях с однородными членами при обобщающем слове. Введение. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок построен на знании детьми  понятия "Однороодные члены предложения" и понимании пунктуации в предложениях с однородными членами. Обращение к жизненному опыту ребят при построении предложений. Самостоятельный вывод пунктуационного правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Однородные члены предложения при обобщающем слове».

Учебник: Русский язык 5 класс /под ред. Т.А.Ладыженской. - М. - 2023

  1. Оргмомент. Запись в тетради: дата, место работы, на следующей строке точка (в месте темы)
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой … (игрушки)

В какие игрушки вы знаете?

Игрушки: медведь (плюшевый), кубики, мяч, шары, неваляшка, зайка, матрешка, танки, юла (волчок), погремушка …

Совсем недавно завершился сезон охоты на грибы. Давайте вспомним грибы нашего леса.

Сыроежки, маслята, рыжики, волнушки, лисички, подберезовики, боровики, грузди - грибы.

Первую группу наших слов объединяет слово «игрушки», вторую группу - слово «грибы». Говорят, что слово «игрушки» обобщило все игрушки, все грибы обобщило одно слово «грибы». Если мы начнем проговаривать названия записанных грибов, мы будем их произносить с интонацией перечисления. А с интонацией перечисления произносятся однородные члены предложения. Какова же будет цель нашего урока и тема?

Запись в тетради темы урока: Однородные члены предложения при обобщающем слове. Пунктуация

  1. Этап актуализации и мотивации.
    Какая пунктуация нужна в предложениях с ОЧП при обобщающем слове?
  2. Первичное усвоение новых знаний (Запись в тетради для правил)
    В тетради для правил в разделе «Пунктуация» у нас появится новая запись:
    Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения при обобщающем слове.

Знак обобщающего слова - ©
Если ОС стоит перед ОЧП, то после ОС стоит (:).

Если ОС стоит после ОЧП, то перед ним стоит «тире».

Физкультминутка

  1. Первичная проверка понимания.

Обратите внимание на записи на доске или в тетради. Какие знаки препинания стоят до обобщающего слова и после него? …

Мы можем еще раз сделать вывод, что если обобщающее слово стоит перед ОЧ, то после обобщающего слова стоит (:).

Если обобщающее слово стоит после ОЧ, то перед ним стоит тире.

Предлагаю записать два предложения с однородными членами предложения и обобщающим словом и расставить в них знаки препинания. (Предложения на доске написать в два столбика, что при проверке первичного понимания темы у доски могли работать два ученика).

В корзине лежали грибы: сыроежки, маслята, рыжики и лисички. (на доске пишем без знаков препинания.)

[©: О, О, О и О].

Работая с предложениями, всегда находим в них грамматическую основу. Каким членом предложения будут ОЧП? Выходим на понимание, что они являются тем же ЧП, что и обобщающее слово.

Сыроежки, лисички, маслята и рыжики - грибы нашего леса лежали в корзине.
[О, О, О и О —
©].

  1. Этап закрепления новых знаний

У доски работают два человека и расставляют знаки препинания. Если не всё получилось, то исправляет следующий ученик, проговаривая правила постановки знаков препинания при обобщающем слове.

** Этап осмысления новых знаний и способов деятельности. (Если остается время)
А что нам с вами делать, если предложение не закончится на ОЧП, а продолжится? И будет, к примеру, такое предложение:
Грибы нашего леса сыроежки, лисички, маслята и рыжики лежали в корзине.

Подумайте и расставьте нужные знаки препинания.

[©: О, О, и О - …].

  1. Контроль. Д/З
  1. Общее. Параграф 145, стр. 197 (теория, см. тетрадь для правил)

Задания 2 и 3 на выбор

2) Составить самостоятельно предложения с однородными членами при обобщающем слове, используя в качестве ОЧП названия игрушек. Подчеркиваем грамматическую основе предложения.
3) Упр. 892. Обязательно находим грамматическую основу предложения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пунктуация в предложении с однородными членами и в сложносочинённом.

Данный ресурс представляет собой тренировочные упражнения  на тему "Пунктуация в предложении с однородными членами и в сложносочинённом".(Подготовка к ЕГЭ, выполнение задания А-19. Даны ответы к задан...

Разработка урока по русскому языку по теме: "Пунктуация в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами"

Данный урок предназанчен для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы.В качестве дидактического материала используются русские народные пословицы и поговорки с целью обогащения и развития речи о...

Проверочная работа по теме: «Пунктуация при однородных членах с обобщающими словами».11 класс

Проверочная работа по теме "Пунктуация при однородных членах с обощающим словом" 11 класс 3 варианта...

Урок по теме: "Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом"

Урок по повторению темы при подготовке к ГИА....

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...

Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами...