Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык.
Класс: 5.
Тема урока: «Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами».
Цели урока:
- познакомить с понятием «обобщающее слово» и пунктограммой «Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения»;
- познакомить учащихся с порядком действий по нахождению обобщающего слова в предложении;
- закрепить умения и навыки учащихся расставлять знаки препинания при однородных членах предложения;
- развивать навыки связной речи, способность к умозаключению;
- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Контролируемые элементы содержания:
-5.2 Предложение. Грамматическая основа предложения
- 5.7 Осложнённое простое предложение
-6.5 Правописание корней
-6.17 Орфографический анализ
- 7.2 Знаки препинания в простом осложнённом предложении
- 7.19 Пунктуационный анализ
Система ожидаемых умений:
- владеть способами выявления однородных членов предложения (1.1)
- уметь ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами (3.3)
- знать, что такое обобщающее слово, уметь его опознавать, правильно расставлять знаки препинания (1.1; 3.3)
- уметь самостоятельно подбирать примеры, правильно употреблять предложения с однородными членами (3.1)
Технологическая карта урока
Этап урока | Цели на каждом этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогические приемы |
Проверка д/з | Проверить качество усвоения знаний. | Мы продолжаем изучать однородные члены предложения.
Докажите, что данные предложения с однородными членами. | 1 группа Осень – самое яркое время года. Листья становятся жёлтыми, красными и коричневыми. 2 группа Они медленно падают с деревьев, красиво кружатся в воздухе. Вслед за осенью приходит зима, укрывает всё снегом, убаюкивает деревья до весны. | Демонстрация |
Усвоение новых знаний | 1. Сравнительный анализ. | Из этих примеров вы видите, что не всегда между однородными членами ставится запятая. Какова наша цель сегодня? Понаблюдаем.
Делаем вывод. | Ворона сидела на дереве, громко хлопала крыльями. Охотник не пошёл в лес, а свернул к озеру. Звёзды тускнею, но не тают в синем небе. Снег искрится и переливается на солнце. Снег и искрится, и переливается на солнце. Наша цель - выяснить, какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами. Дети делают вывод | Демонстрация Наблюдение Формулирование выводов |
Усвоение новых знаний | 2. Познакомить с понятием «обобщающее слово» и пунктограммой «Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения». | Понаблюдаем.
Делаем вывод.
| В саду у беседки росли цветы: гвоздики, лилии и тюльпаны. Делают вывод | Демонстрация Наблюдение |
Усвоение новых знаний | 3. Познакомить учащихся с порядком действий по нахождения обобщающего слова в предложении. | Смотрим материал параграфа, создаём себе памятку | «Памятка» по нахождению обобщающего слова в предложении. 1. Подчеркиваем члены предложения. 2. Находим члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова или сочетания слов.
| Демонстрация Работа с учебником |
Закрепление постановки двоеточия |
| Выполним упражнения | Выполнение у доски с комментарием, делаем выводы | Комментированное письмо |
Закрепление темы | 2. Отработать правила постановки з.п. в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них | А теперь выполним самостоятельную работу в группах с последующей проверкой (задания дифференцированы по уровню сложности) | Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку. 1 группа По всему лесу раздаются шорохи шелесты и шёпоты. Лебеди вскрикнули взмахнули большими крыльями и полетели. 2 группа Жучки паучки букашки выбирались на солнышко грелись там расправляли крылышки усики ножки. В дальний путь отправляются и дикие гуси и длинноногие журавли и грациозные лебеди. 3 группа По сторонам тропинки растут деревья берёзки осинки ели. На всём лежал толстый слой пыли на полу на стульях на столе. 4 группа Составьте предложения, в которых однородные члены соответствуют приведённым схемам: 1. О, О… . 2. и О и О … . 3. О, но О. 5 группа К данным однородным рядам подберите обобщающие слова. Составьте с ними предложения и запишите их. Розы, незабудки, тюльпаны, фиалки. Пионы. На суше, в океане, в воздухе, под землёй. | Самостоятельная работа в группах |
Рефлексия | Проверить степень сформированности навыка |
| Ответы детей | Беседа |
Итоги урока | Объявление оценок | |||
Домашнее задание | С комментарием учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обобщающим словом при однородных членах" ФГОС.
В данном сценарии прописаны все этапы урока, деятельность учителя, учеников, УУД....
Презентация и технологическая карта к уроку по русскому языку в 5 классе "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом"
Презентация к уроку и технологическая карта...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Универсальная технологическая карта для проведения урока, нацеленного на освоениенового материала....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...
Открытый урок русского языка в 8 классе (слабослышащие обучающиеся) по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
Урок посвящён закреплению понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формированию умения находить обобщающее слово; отработке навыка постановки знаков препинания в предложении с о...