Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Жемчужникова Юлия Евгеньевна

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 5.

Тема урока: «Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами».

Цели урока:

  • познакомить с понятием «обобщающее слово» и пунктограммой «Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения»;
  • познакомить учащихся с порядком действий по нахождению обобщающего слова в предложении;
  • закрепить умения и навыки учащихся расставлять знаки препинания при однородных членах предложения;
  • развивать навыки связной речи, способность к умозаключению;
  • совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Контролируемые элементы содержания:

-5.2   Предложение. Грамматическая  основа  предложения

- 5.7 Осложнённое простое предложение

-6.5 Правописание корней

-6.17 Орфографический анализ

- 7.2 Знаки препинания в простом осложнённом предложении

- 7.19 Пунктуационный анализ

Система ожидаемых умений:

- владеть способами выявления однородных членов предложения (1.1)

 - уметь ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами (3.3)

- знать, что такое обобщающее слово, уметь его опознавать, правильно расставлять знаки препинания (1.1; 3.3)

     -  уметь самостоятельно подбирать примеры, правильно употреблять предложения с однородными членами (3.1)

   

Технологическая карта урока

Этап урока

Цели

на каждом этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Педагогические

приемы

Проверка д/з

Проверить качество усвоения знаний.

Мы продолжаем изучать однородные члены предложения.

  • Что такое однородные члены предложения?

Докажите, что данные предложения с однородными членами.

1 группа

Осень – самое яркое время года. Листья становятся жёлтыми, красными и коричневыми.

2 группа

Они медленно падают с деревьев, красиво кружатся в воздухе.

Вслед за осенью  приходит зима, укрывает всё снегом, убаюкивает деревья до весны.

Демонстрация

Усвоение

новых знаний

1. Сравнительный анализ.

Из этих примеров вы видите, что не всегда между однородными членами ставится запятая.

Какова наша цель сегодня?

Понаблюдаем.

  • В каких случаях ставится запятая между ОЧП, а в каких случаях не ставится?

Делаем вывод.

Ворона сидела на дереве, громко хлопала крыльями.

Охотник не пошёл в лес, а свернул к озеру.

Звёзды тускнею, но не тают в синем небе.

Снег искрится и переливается на солнце.

Снег и искрится, и переливается на солнце.

 Наша  цель - выяснить, какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами.

Дети делают вывод

Демонстрация

Наблюдение

Формулирование выводов

Усвоение

новых знаний

2. Познакомить с понятием «обобщающее слово» и пунктограммой «Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения».

Понаблюдаем.

  • Какой знак появляется в предложении с ОЧП? (Двоеточие.)
  • Когда он появляется, где он стоит? (После обобщающего слова перед ОЧП.)

Делаем вывод.

  • Когда ставится двоеточие?
  • Что такое обобщающее слово?

В саду у беседки росли цветы: гвоздики, лилии и тюльпаны.

Делают вывод

Демонстрация

Наблюдение

Усвоение

новых знаний

3. Познакомить учащихся с порядком действий по нахождения обобщающего слова в предложении.

Смотрим материал параграфа, создаём себе памятку

«Памятка» по нахождению обобщающего слова в предложении.

1. Подчеркиваем члены предложения.

2. Находим члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова или сочетания слов.

  1. Указываем среди них члены с обобщающим значением по отношению к остальным членам данного ряда. Какой знак препинания ставится при этом? Какая интонация соответствует ему?

Демонстрация

Работа с учебником

Закрепление постановки двоеточия

  1. Закрепить полученные знаниия

Выполним упражнения

Выполнение у доски с комментарием, делаем выводы

Комментированное письмо

Закрепление темы

2. Отработать правила постановки з.п. в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них

А теперь выполним самостоятельную работу в группах с последующей проверкой

(задания дифференцированы по уровню сложности)

Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку.

1 группа

По всему лесу раздаются шорохи шелесты и шёпоты.

Лебеди вскрикнули взмахнули большими крыльями и полетели.

2 группа

Жучки паучки букашки выбирались на солнышко грелись там расправляли крылышки усики ножки.

В дальний путь отправляются и дикие гуси и длинноногие журавли и грациозные лебеди.

3 группа

По сторонам тропинки растут деревья берёзки осинки ели.

На всём лежал толстый слой пыли на полу на стульях на столе.

4 группа

Составьте предложения, в которых однородные члены соответствуют приведённым схемам:

1. О, О… .

2. и О и О … .

3. О, но  О.

5 группа

К данным однородным рядам подберите обобщающие слова. Составьте с ними предложения  и запишите их.

Розы, незабудки, тюльпаны, фиалки. Пионы.

На суше, в океане, в воздухе, под землёй.

Самостоятельная работа в группах

Рефлексия

Проверить степень сформированности навыка

  • В каких случаях ставится запятая между ОЧП, а в каких случаях не ставится?
  • Что такое обобщающее слово?
  • Какой знак ставится после обобщающего слова перед ОЧП?
  • Что непонятно было на этом уроке?

Ответы детей

Беседа

Итоги урока

Объявление оценок

Домашнее задание

С комментарием учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обобщающим словом при однородных членах" ФГОС.

В данном сценарии прописаны все этапы урока, деятельность учителя, учеников, УУД....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Универсальная технологическая карта для проведения урока, нацеленного на освоениенового материала....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...

Открытый урок русского языка в 8 классе (слабослышащие обучающиеся) по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Урок посвящён закреплению понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формированию умения находить обобщающее слово; отработке навыка постановки знаков препинания в предложении с о...