Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
план-конспект занятия по русскому языку по теме

Полетаева Татьяна Николаевна

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.

Образовательные цели: 

- закрепление знаний об однородных членах предложения;

- формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;

- создание условий для успешного закрепления изученного материала;

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное занятие по русскому языку

Тема. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.

Образовательные цели:

- закрепление знаний об однородных членах предложения;

- формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;

- создание условий для успешного закрепления изученного материала;

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.

Развивающие цели:

- развивать стремление соотносить ранее полученные знания по учебной дисциплине с новым материалом;

- развивать лингвистическое аналитическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в группе;

- развивать умение обобщать и систематизировать материал.

Воспитательные цели:        

- формировать положительную мотивацию к учебной деятельности и устойчивый интерес к изучаемой дисциплине;

- продолжить формирование речевой культуры будущего учителя;

- формировать профессиональные и общие компетенции.

Формируемые компетенции:

  1. учебно-познавательные компетенции:
  • умение логически мыслить;
  • умение планировать учебную деятельность с целью достижения прогнозируемого результата;
  • осуществление анализа собственной деятельности, способность к самооценке и рефлексии;
  • выдвижение гипотез при решении учебно-познавательных проблем;
  1. коммуникативные компетенции:
  • умение работать в группе, выполнять ролевые функции в команде;
  • умение представлять результаты  своей работы в различных формах;
  • владение различными видами речевой деятельности (монолог, диалог);
  1. информационные компетенции:
  • поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • владение современными информационными технологиями;
  • владение навыками работы с различными источниками информации.

Методы и приёмы работы: частично-поисковые, исследовательские, проблемное обучение, учебный диалог, тренинги, решение практико-ориентированных заданий,  работа со словарями.

Форма организации учебной деятельности: работа в малых группах.

Дидактическое оснащение: таблицы, электронная презентация, раздаточный материал, алгоритм действий, карточки для индивидуальной работы, схема опорного конспекта, оценочный лист, учебник «русский язык» (авт. А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; под ред. В.Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 2007г.)

Ход занятия

I.Самоопределение к деятельности

Сегодня я начну наш урок со стихотворения:

Слова есть в русской речи

Не очень-то внешне похожие,

Но полномочия на них

Поровну возложены.

И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,

И между ними правильно

Должны расставить знаки мы.

Шагают вереницею они за словом главным,

Оно ими командует и за собою тянет

Наверное, вы поняли:

Слова те благодарные

Все называют в языке

Конечно, однородные.

Вопрос: Какое слово является ключевым в данном стихотворении?

II. Актуализация знаний.

- Итак, вы выделили слово «однородные». Каково его лексическое значение? (одного рода, одинаковые).

- Это общеупотребительное значение слова.

- А есть ли другие значение?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем синтаксический разбор предложения (работа у доски)

Странный свет приближался, сверкал  над зарослями кустов.

- Охарактеризуйте это предложение.

- Какое же другое значение слова «однородные»? В каком разделе русского языка мы его употребляем?

III. Постановка темы и задачи учебного занятия.

- Сформулируйте тему занятия.

- А для чего нам  нужно знать все об однородных членах?

- Запишите тему урока «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами» (Слайд 1)

- Давайте определим задачи:

1) закрепление знаний об однородных членах предложения;

2) формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
(Слайд 2)

- Итак, мы определили тему занятия и его задачи.

IV. Проверка самостоятельной деятельности при подготовке к занятию.

- При подготовке к занятию студенты были разделены на группы, которые выполняли определенные задания. Сейчас каждая группа осветит вопросы, над которыми они работали. Все студенты должны заполнять опорные конспекты. (Приложение 1) Модераторы во время занятия заполняют оценочные карты (Приложение 2).

Вопрос 1. Какие члены предложения называются однородными? 1 группа отвечает на этот вопрос.

1 студент. 

Исследуя этот вопрос, мы подготовили презентацию.

Однородными называются два или несколько членов предложения, связанных между друг с другом сочинительной связью. Сочинительная связь состоит в том, что слова соединяются друг с другом как равноправные, не зависящие друг от друга. Ни одно слов не служит для пояснения другого. Таким образом, делаем вывод…

Слайд 3

Это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения и относятся к одному и тоже же слову.

Пример. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву.

2 студент.

Мы также выяснили, что не всегда члены предложений, отвечающие на один и тот же вопрос, являются однородными.

Слайд 4.

Не являются однородными членами предложения повторяющиеся слова, имеющие усилительное значение (бился, бился, далеко-далеко); фразеологизмы (ни свет ни заря; и день и ночь), простые осложнённые сказуемые (сделал так сделал, сходи принеси)


Так, в предложении «Я проснулся ни свет ни заря» запятую не ставим.

3 студент.

Я хотела бы обратить внимание на стилистическую функцию однородных членов предложения.

Слайд 5.

Однородные члены предложения употребляются в различных стилях речи, для более точного описания предметов и явлений. Они могут передавать различные оттенки значения. Усиливая эмоциональность высказывания, однородные члены предложения делают речь более выразительной.

Я решила предложить задание группе, чтобы убедиться в справедливости данного вывода. (читает предложения на экране)

Прочитайте предложения парами и сделайте вывод, чем они отличаются.

Слайд 6.

Пахло мокрой травой. – В лесу, на лугу, в поле пахло мокрой травой.

На поляне росли цветы. – На поляне росли желтые, белые, синие цветы.

Ручейки бегут. – Ручейки бегут, весело журчат, поют свои весенние песенки.

Вопрос 2. 

- Вы, наверное, заметили, что в предложениях были различные виды однородных членов.

- Какие же члены предложения бывают однородными?

- На это вопрос ответит 2 группа.

Студент 1. Мы проанализировали предложения в учебнике и пришли к выводу, что однородными членами предложения могут быть все члены предложения, то есть….

1.Два или несколько подлежащих при одном сказуемом.

2. Два или несколько сказуемых при одном подлежащем.

3. Два или несколько второстепенных членов, зависящих от одного и того же члены предложения и отвечающих на один вопрос.

Например:

Найдите эти предложение.

Слайд 7.

В поле росли ромашки, васильки, колокольчики.

Облетают с яблонь листья, тихо шепчутся с травой.

Лес, точно, терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

Так трепетно и нежно в лесу цветет ольха.

Я вижу эту речку, этот лес, просторы поля, синеву небес.

Студент 2.

Еще мы хотим добавить, что однородные члены предложения могут быть распространенными, в предложении  может быть несколько рядов однородных членов, что не всегда однородные члены предложения могут иметь одинаковую грамматическую форму.

Слайд 8.

Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

Воробьи и синички прыгали бойко, забавно.

Он работал со старанием и быстро.

Вопрос 3.

Посмотрите на эти предложения и скажите, как соединяются между собой однородные члены предложения?

На какие группы делятся сочинительные союзы?

Отчет 3-ей группы.

1 студент.

Все сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные и противительные. Мы составили таблицы. Это необходимо знать, чтобы правильно поставить знаки препинания

(таблицы помещаются на доске)

Соединительные союзы:

И, да (=и), ни-ни, также, тоже.

Противительные союзы:

А, но, да (=но), зато, однако, же.

Разделительные союзы:

Или, либо, то-то, толи-толи, не то-не то.

Запишите ключевые слова темы: однородные члены предложения, основы, союзы, соединительные, противительные, разделительные.(Слайд 9)

V. Открытие нового знания.

-Посмотрите на эти предложения.

- Поставьте знаки препинания.

Слайд 10.

Не слышно ни шума ни шороха.

Овощи не только вкусны но и полезны.

Разговор шел то по-русски то по-английски.

-Трудно ли было поставить знаки препинания в этих предложениях?

- А теперь посмотрите на другую таблицу.

Слайд 11.

Он рощи полюбил густые уединенные тишину и ночь и звезды и луну.

По вечерам дедушка смотрел или читал или уходил к соседу поиграть в шахматы.

А небо все чернело и гром уже грохотал и  впереди и справа и слева.

- А в этих предложениях?

- Итак, какая главная проблема возникает в предложениях с однородными членами?

- Какие вы видите пути для решения этой проблемы?

- А можно найти универсальный способ действий (план действий).

Для этого существует алгоритм – пошаговое действие при применении правила.

1 шаг – нахождение однородных членов и определение их синтаксической роли.

Что вы понимаете под этим?

2 шаг – способ соединения однородных членов (союзы, без союзов).

- Каким будет последний шаг?

Слайд 12.

Алгоритм

1.Найдите однородные члены.

2.Найдите способ связи


Решение о постановке знаков препинания.

Для того, чтобы подтвердить и осознать наш алгоритм, самостоятельно прочитайте §58 и сделайте вывод, когда нужно ставить запятую перед соединительными, разделительными и противительными союзами.

VI. Первичное закрепление.

Вернёмся к предложениям и, пользуясь алгоритмом, объясним постановку знаков препинания.

VII. Включение нового знания в систему знаний.

1.Индивидуально-групповая работа с последующей проверкой.

Последовательность выполнения задания:

а) Сначала каждый из вас проработает свой вариант устно.

б) Затем в группе обсуждаете и проверяете правильные ответы.

в) Потом записываете ответ в тетрадь.

Упражнения для индивидуально-групповой работы

Внизу мерно и широко шумел прибой. (Казаков).

То солнце спрячется то светит слишком ярко (Крылов).

Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели в лавку под березой (Казаков).

2.Работа с разноуровневыми заданиями. Самопроверка.

Вариант I. Задания повышенного уровня.

Ветер вырывается из(за) каждого угла и из каждых ворот натыкается на стены и бросается в сторону.

Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково.

Ответ…те телегра…ой а не письмом и сообщите дату выезда.

Вариант II. Задания среднего уровня.

Для с…ртировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

Покорно слез он с коня и ост…новился ни жив ни мертв.

Среди рек есть и большие и малые спокойные и буйные быстрые и медле…ые.

Вариант III. Простые задания.

Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

Сухо чисто и светло от осенних листиков в лесу.

На полках по углам стояли кувшины бутылки и фляжки зеленого и синего стекла.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Как вы считаете, мы выполнили учебные задачи?

- Было ли вам трудно?

- Было ли вам интересно работать?

- Над формированием каких общих компетенций мы работали на уроке. (Приложение 3)

- Какая группа была на занятии наиболее активной?

- За организацию работы в малых группах модераторам вручаются сертификаты. (Оценивание работы групп и индивидуальной работы студентов).

IX. Домашнее задание

На экране предложения:

Слайд 13.

Все вокруг переменилось: и погода, и характер леса.

В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.

Запишите эти предложения в тетрадь. К какой теме относятся эти предложения. Подготовьте материал по этой теме к следующему уроку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами" (мультимедийная презентация)

Материал для повторения темы "Знаки препинания при однородных членах предложения"...

Презентация "Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 8 класс"

Основные правила постановки знаков препинания приоднородных членах....

Презентация Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 5 класс

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Универсальная технологическая карта для проведения урока, нацеленного на освоениенового материала....

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...