Рабочая программа учебного предмета "Русский язык. 5 класс. А.Д. Шмелев"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Программа включает в себя и календарно-тематическое планирование на 5 часов в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП русский язык 5 кл. Шмелев | 69.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Директор школы _________В.Ю. Магрычев Приказ № ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Г.Г. Хренкова «____»____________20__г. | «Рассмотрено» на ШМО учителей Руководитель МО __________М.Л. Нечаева Протокол № ___ от «____»________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Берендеевской средней школы
наименование ОУ
Макарова Елена Владимировна, соответствие занимаемой должности
Ф. И. О. педагога, категория
по литературе, 5 класс
предмет, класс
2015-2016
учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), Примерные программы по учебным предметам. Литература: 5-9 классы. М., Просвещение, 2011 – Стандарты второго поколения, авторской программы (Ланин Б.А. «Литература. Программа. 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - М.: Вентана–Граф, 2015) и учебника «Литература» (Литература. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А. Ланина. - М.: Вентана-Граф, 2015) без изменений и предназначена для работы в общеобразовательном 5 классе.
В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь к чтению и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творчестве.
Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю: постепенно приобщать учащихся к миру литературы; формировать способность к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и, тем самым, способствовать становлению личностного самосознания школьников. Особенностью программы является постоянное сопоставление произведений русской и зарубежной литературы, произведений классических и современных. Это позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.
Программа включает оптимальный объём теоретических сведений, тесно связанных с конкретными литературными произведениями. Реализация программы предполагает максимальное вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию.
Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности не только в качестве источников информации, но и как средства развития интереса к изучению литературы.
Главной организационной формой является работа в малых группах на уроках литературы, а важнейшим методом – «медленное чтение». При котором читатель погружается в текст и раскрывает многие незаметные на первый взгляд особенности стиля и языка.
Учебник под редакцией профессора Б.А. Ланина позволяет индивидуализировать литературное образование, создавать и обогащать личный читательский репертуар школьника. Задания и вопросы органично распределены по разнообразным рубрикам: «Встреча», «Решаем читательские задачи», «Ваша литературная энциклопедия», «обсудим вместе», «Давайте поговорим», «Литературная мастерская», «Виртуальная кладовочка»
В программе прослеживается тематические связи в произведениях русской и зарубежной литературы, что позволяет говорить о взаимосвязи и взаимовлиянии литературных процессов, воспринимать русскую литературу в контексте мировой
Дидактической основой учебника является принцип доступности школьникам изучаемого материала.
Учебник под редакцией профессора Б.А. Ланина стилистически построен на доверительном диалоге с учащимися. Вариативность вопросов и заданий также способствует индивидуально – личностному подходу к изучению литературы.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основные виды деятельности учащихся
Познавательная деятельность: сюда относится чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческим терминами.
Творческая деятельность включает создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы
Коммуникативная деятельность предполагает умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать ан вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению
Исследовательская деятельность предполагает создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной или мировой литературой.
Поскольку самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как учебного предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, необходимо выделить чтение в качестве ведущей деятельности в освоении литературы.
Рабочая программа по литературе построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Структурно-содержательные особенности программы: I этап (5 – 6 классы). Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта обучающихся.
Ведущая тема в 5 классе – художественный вымысел, событие и сюжет. К программе предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной – «Круг чтения».
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч., в 8 классе – 70 часов, в 9 классе – 105 часов.
Результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к результатам освоения программы в 5 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты
личностные:
– интерпретировать текст;
– высказывать своѐ отношение к прочитанному с аргументацией (согласен ли ты с …?);
– анализировать характер и поступки героев;
– формулировать концептуальную информацию текста (как ты думаешь, в чѐм причина …?);
– соотносить прочитанное с собственной жизненной позицией (согласен ли ты с размышлениями Анны о равенстве полов? Что такое дискриминация (расовая, национальная, по признаку полов) и др.? В чѐм, по твоему мнению, истоки расизма, национализма?);
– самостоятельно работать со словарями, справочным аппаратом книги.
метапредметные:
- ставить цели, задачи на каждом уроке; - извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);
- свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);
- планировать учебную деятельность на уроке и дома;
- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;
- искать и собирать дополнительную информацию (в частности, при работе с биографиями писателей);
- анализировать текст через диалог с автором, который предусматривает: нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; прогнозирование ответов; самопроверку по тексту;
предметные:
в познавательной сфере:
- извлекать с помощью приѐмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (актуальной, подтекстовой и концептуальной);
- самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
в коммуникативной сфере:
– выполнять задания к авторским текстам, включающим школьников в диалог (полилог), дающий возможность высказать и отстоять свою точку зрения;
в эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.
Содержание курса
5 класс
Введение (1)
Раздел «Устное народное творчество» (15)
Малые жанры фольклора (4+1)
Пословицы, поговорки, загадки
Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта.
Раздел «Теория литературы». Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Сравнение и олицетворение.
Русские народные сказки (4+2)
Волшебные сказки
«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)
Бытовые сказки
«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)
Сказки о животных
«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и дейст-вительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повто-ряющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки. Животные как воплощение отдельных человеческих качеств. Чудесные предметы в сказках.
Раздел «Теория литературы».
Представление о сюжете. Событие как элемент сюжета. Сюжет и его отличие от фабулы.
Мифы Древней Греции (4)
Делъфы Боги свои и боги чужие
Античная мифология. Боги свои и чужие. Боги и герои.
Раздел «Из русской литературы XIX в.» (6)
Басни (5+1)
И. А. Крылов — баснописец
Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнѐнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя)
Жанр басни, его корни и история развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определѐнных качеств человека. Сказки и басни. Сюжет в баснях. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы еѐ воплощения. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен.
Раздел «Теория литературы». Аллегория (иносказание). Аллегорический сюжет.
Раздел «Из русской литературы ХIХ-ХХ вв.» (25)
(От классики к современности)
Литературные сказки (19+6)
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)
«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий.
Раздел «Теория литературы». Художественный вымысел.
Х.-К. Андерсен «Снежная королева»
Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека.
П.П. Бажов «Синюшкин колодец»
Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств.
А.П. Платонов «Солдат и царица»
Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования.
В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»
Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?
Раздел «Теория литературы». Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказка-быль. Сказ. Сказка классическая и современная. Художественный вымысел в сказке.
Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?
Раздел «Из русской литературы XX в.» (2)
От сказки — к фантастике (2)
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Потери и приобретения героев, ищущих потерянное время.
Раздел «Теория литературы». Время в сказке. Фантастика и сказка.
Разделы «Из русской литературы Х1Х-ХХ вв.»,
«Из зарубежной литературы»,
«Из литературы народов России» (39)
Среди ровесников (32+7)
Н. А. Некрасов
«Крестьянские дети»
Образы крестьянских детей, средства их создания. Многоголосие стихотворения, речевая характеристика, роль диалогов в стихотворении. Авторские размышления о радостях и го-рестях детей. Авторское отношение к героям. Тревога и боль автора за судьбу русского народа.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)
Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых (Том Сойер и окружающие его люди). Серьѐзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Проделки Тома Сойера.
Раздел «Теория литературы». Главный герой в сюжете литературного произведения. Юмор и комическое в литературе.
В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера.
Раздел «Теория литературы». Тема и идея произведения.
И.С. Шмелѐв «Лето Господне» (главы из романа)
История создания автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребѐнка. Ребѐнок и национальные традиции. Особенности повествования.
М. Карим «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)
Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести.
Раздел «Теория литературы». Эпитет.
Ю.П. Казаков «Тихое утро»
Два мальчика — два разных жизненных опыта, два разных характера. Испытание Яшки критической ситуацией — основное сюжетное событие. Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа.
Раздел «Теория литературы». Рассказ как литературный жанр. Пейзаж.
Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)
Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лели и Оси. Картины дореволюционного гимнази-ческого быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: «реальных» и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении.
Раздел «Теория литературы». Рассказ от первого лица.
С.П. Алексеев «История крепостного мальчика»
История глазами ребѐнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести.
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
Приключенческая основа рассказа.
Ф.А. Искандер «Мальчик и война»
Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.
Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества? Мир детства и мир взрослых в художественной литературе.
Разделы «Из русской литературы XIX в.»,
«Из русской литературы XX в.» (11)
Наедине с поэтом (9+2)
Стихи о природе
А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою...»
А.А. Фет. «Осенняя роза»
Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный...»
С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты...»
О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…»
Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»
Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»
Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»
Картины природы в стихотворениях русских поэтов. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов Х1Х-ХХ вв. Настроение автора, средства его выражения. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.
Раздел «Теория литературы». Особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме, рифме. Повторение и обобщение: эпитет, метафора, олицетворение и сравнение.
Интернет. Знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения.
Повторение и обобщение (4+1)
Круг чтения
Русская литература
П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»
В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»
А.Н. Толстой. «Приключения Буратино»
Зарубежная литература
В. Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце»
А. Дюма. «Три мушкетѐра»
Дж. Р. Киплинг. «Маугли»
Дж. Ф. Купер. «Зверобой»
А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все...»
Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мѐд»
Основные критерии отбора художественных произведений:
1) художественная ценность;
2) гуманистическая направленность;
3) позитивное влияние на личность обучающегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям;
4) культурно-исторические традиции.
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались.
Календарно – тематическое планирование по литературе
№ урока п/п | Вид урока | Тема урока | Решаемые проблемы | Д. з. | Дата проведения | ||
План. | Факт. | Коррект. | |||||
1 | Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Познакомиться со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека | 07. 09 | ||||
2 | Фольклор – хранитель народной мудрости. Жанры фольклора. | Воспринимать и анализировать поэтику фольклора. | 07. 09 | ||||
3 | Пословицы как хранители народной морали. | Познакомиться с многообразием пословиц | 08. 09 | ||||
4 | Поговорки как хранители духовных ценностей народа. | Познакомиться с поговорками | 14. 09 | ||||
5 | Загадки как малый жанр фольклора. Народная психология, идеалы и представления в загадках. | Познакомиться с загадками | 14. 09 | ||||
6 | Р. р. | Творческая работа по теме «Малые жанры фольклора» | Соблюдать основные нормы русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | 15. 09 | |||
7 | Понятие о сказке и её особенностях. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». | Познакомиться с понятием «сказка» | 21. 09 | ||||
8 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. Образы героев сказки «Царевна-лягушка» | Воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения. Давать характеристику героев | 21. 09 | ||||
9 | Сказки о животных. Сказка «Кот и лиса» | Объяснить отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной | 22. 09 | ||||
10 | Бытовые сказки. Сказка «Каша из топора» | 28. 09 | |||||
11 | Р. р. | Подготовка к сочинению сказки. | Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | 28. 09 | |||
12 | Р. р. | Сочинение сказки. | Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | 29. 09 | |||
13 | Мифы и мифология. Мифы Древней Греции. | Отличать миф от сказки, легенды и былины. | 05.10 | ||||
14 | Дельфы. | Познакомиться с Дельфами | 05. 10 | ||||
15 | Боги свои и чужие. | Познакомиться с богами разных народов | 06. 10 | ||||
16 | Вн. чт. | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы). | Познакомиться с понятием басня | 12. 10 | |||
17 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. | Расширить содержание понятий «басня», мораль», «аллегория»; раскрыть взгляды баснописца на существующий общественный порядок | 12. 10 | ||||
18 | И.А. Крылов «Демьянова уха». Особенности языка басни. | Познакомиться с особенностями языка басен | 13. 10 | ||||
19 | И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк на псарне» | Познакомиться с прототипами героев басни | 19. 10 | ||||
20 | Р. р. | Урок – концерт по басням. Выразительное чтение наизусть. | Выразительно читать понравившуюся басню | 19. 10 | |||
21 | Защита проектов по творчеству И.А. Крылова. | Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | 20. 10 | ||||
22 | Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Поэма «Руслан и «Людмила». Посвящение. | Познакомить с литературной сказкой | 26. 10 | ||||
23 | Р. р. | Чтение фрагментов поэмы «Руслан и Людмила» наизусть | Выразительно читать понравившийся отрывок наизусть | 26. 10 | |||
24 | Песнь 1. Образы богатырей. Встреча Руслана с Финном | Выразительно читать и пересказывать поэму; характеризовать героев и их поступки | 27. 10 | ||||
25 | Песнь 2, Песнь 3. Образ Людмилы. | Выразительно читать, составлять план | 09. 11 | ||||
26 | Песнь 3. Встреча витязя с живой головой. | Выразительно читать; характеризовать героев и их поступки | 09. 11 | ||||
27 | Песнь 4.Сказочные события. | Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки | 10. 11 | ||||
28 | Песнь 4, Песнь 5, Песнь 6. Финал поэмы. Поэма и сказка. | Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки | 16. 11 | ||||
29 | Р. р. | Составление характеристики героя. | Аргументированно и последовательно доказать свою точку зрения | 16. 11 | |||
30 | Р. р. | Творческая работа «Мой любимый герой» | Составить рабочие материалы к обсуждаемым темам | 17. 11 | |||
31 | О жизни и творчестве Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева». | Познакомить с творчеством Х.-К. Андерсена | 23. 11 | ||||
32 | Мальчик и девочка (Кай и Герда). | Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки | 23. 11 | ||||
33 | Помощники Герды. | Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки | 24. 11 | ||||
34 | Герда и Снежная королева. | Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки | 30. 11 | ||||
35 | Р. р. | Диспут «Поспорим о героях сказки «Снежная королева». | Аргументированно и последовательно доказать свою точку зрения | 30. 11 | |||
36 | О жизни и творчестве П. П. Бажова. Жанр сказа. Сказ «Синюшкин колодец» | Познакомить с жанром сказа | 01. 12 | ||||
37 | Композиция сказа. Образ Синюшки. | Познакомить с композицией сказа | 07. 12 | ||||
38 | Образы Ильи и Кузьки Двоерылко. Смысл заглавия сказа. | Познакомить с образами главных героев | 07. 12 | ||||
39 | Вн. чт. | Сказы «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка». | Познакомить с художественными особенностями сказов | 08. 12 | |||
40 | О жизни и творчестве А.П. Платонова. Сказка-быль «Солдат и царица». Находчивость и смекалка героя. Сказочное и реальное в сюжете сказа. Особенности авторского повествования. | Познакомить с особенностями сказки-были. Познакомить с особенностями авторского повествования | 14. 12 | ||||
41 | О жизни и творчестве В.Г. Губарева. Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал». | Познакомить с понятием повесть -сказка | 14. 12 | ||||
42 | Жители королевства кривых зеркал. Составление характеристики. | Составлять характеристику героев произведения | 15. 12 | ||||
43 | Образ Оли. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек? | Аргументированно и последовательно доказать свою точку зрения | 21. 12 | ||||
44 | Р. р. | Развязка сказки. творческое задание | Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | 21. 12 | |||
45 | О жизни и творчестве Е.Л. Шварца. «Сказка о потерянном времени». Сказочный образ потерянного времени. Приключения героев. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. | Познакомить со сказочным образом потерянного времени. Познакомить с сюжетом сказки | 22. 12 | ||||
46 | К. р. | Защита проектов по разделам «Истоки литературы. Фольклор», «Мифы Древней Греции», «Басня», «Литературная сказка», «От сказки – к фантастике» | 28. 12 | ||||
47 | О жизни и творчестве Н.А. Некрасова. Стихотворение «Крестьянские дети». | Познакомить с сюжетом стихотворения | 28. 12 | ||||
48 | Образы крестьянских детей. Авторские размышления. Тревога и боль автора за судьбу русского народа. | Познакомить с авторскими размышлениями | 29. 12 | ||||
49 | Р. р. | Работа над выразительным чтением. | Выразительно читать | 11. 01 | |||
50 | О жизни и творчестве Марка Твена. Повесть «Приключения Тома Сойера». Забавы и шалости Тома Сойера. | Познакомить с отличительными чертами повести. Выявить способы раскрытия образа главного героя | 11. 01 | ||||
51 | Том Сойер и Бекки Тэтчер. Лучшие черты Тома Сойера. | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | 12. 01 | ||||
52 | Том и Гек в повести. Дружба мальчиков. | Характеризовать героев и их поступки | 18. 01 | ||||
53 | Р. р. | Диспут (или письменная работа) (стр.69). | Аргументированно и последовательно доказать свою точку зрения | 18.01 | |||
54 | О жизни и творчестве В.Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант». | Познакомить с темой и идеей произведения | 19. 01 | ||||
55 | Петрусь и природа. | Развивать навыки аналитического чтения | 25. 01 | ||||
56 | Мальчик и музыка. Образ Петра Попельского. | Составление характеристики героя и работе с планом. | 25. 01 | ||||
57 | Дружба Петруся с Эвелиной. Становление человеческого характера. | Развивать навыки аналитического чтения; составление характеристики героя и работе с планом. | 26. 01 | ||||
58 | Р. р. | Сочинение-размышление «О чём заставила задуматься повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант»?» | Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | 01. 02 | |||
59 | О жизни и творчестве И.С. Шмелёва. Автобиографическая повесть «Лето Господне». Глава «Чистый понедельник» | Познакомить с жанром автобиографии. Выделять проблемы произведения Развивать навыки аналитического чтения; составление характеристики героя и работе с планом. | 01. 02 | ||||
60 | Глава «Благовещенье» | 02. 02 | |||||
61 | Глава «Пасха» | 08. 02 | |||||
62 | О жизни и творчестве М. Карима. Повесть «Радость нашего дома». Главные герои произведения: Ямиль и Оксана. Дружба детей. | Передавать сюжет с помощью плана | 08. 02 | ||||
63 | Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести. | Развивать навыки аналитического чтения; составление характеристики героев | 09. 02 | ||||
64 | Р. р. | Письменная работа | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | 15. 02 | |||
65 | О жизни и творчестве Ю. Казакова. Рассказ «Тихое утро». | Познакомить с жанром рассказа | 15. 02 | ||||
66 | Володя и Яшка. (Два мальчика – два разных жизненных опыта). Испытание Яшки критической ситуацией – основное сюжетное событие. | Развивать навыки аналитического чтения; составление характеристики героев. Познакомить с кульминацией рассказа | 16. 02 | ||||
67 | Р. р. | Работа с текстом произведения. | Создавать письменные и устные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | 22. 02 | |||
68 | Вн. чт. | В.П. Крапивин. Повесть «Оранжевый портрет с крапинками» | 22. 02 | ||||
69 | О жизни и творчестве Л. Кассиля. Повесть «Кондуит и Швамбрания». Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. | Развивать навыки аналитического чтения. Познакомить с понятием конфликт в литературном произведении | 01. 03 | ||||
70 | Образы главных героев: братьев Лели и Оси. Приключения героев: «реальных» и придуманных. Юмор и комические эпизоды в повести. | Давать сравнительную характеристику героев; выяснять значение незнакомых слов и выражений. Познакомить с комическими эпизодами в повести | 01. 03 | ||||
71 | О жизни и творчестве С.П. Алексеева. Повесть «История крепостного мальчика». | Развивать навыки аналитического чтения, выяснять значение незнакомых слов и выражений | 02. 03 | ||||
72 | Сюжеты рассказов и сюжет повести «История крепостного мальчика». | Познакомить с понятием «историческое время» | 09. 03 | ||||
73 | Характер главного героя. | Составлять характеристику героев произведения | 15. 03 | ||||
74 | Р. р. | Сочинение «Кем станет крепостной мальчик?» | Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | 15. 03 | |||
75 | О жизни и творчестве В.П. Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. | Развивать навыки аналитического чтения, выяснять значение незнакомых слов и выражений | 16. 03 | ||||
76 | Приключенческий характер рассказа «Васюткино озеро». Образ главного героя. Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Открытие Васюткой нового озера. | Познакомить с образом главного героя. Развивать навыки аналитического чтения. Объяснить смысл названия рассказа | 30. 03 | ||||
77 | Р. р. | Сочинение «Что помогло Васютке выжить в тайге?». | Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | 05. 04 | |||
78 | О жизни и творчестве Ф. Искандера. Рассказ «Мальчик на войне». Картины войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи. | Развивать навыки аналитического чтения. Подбирать цитаты из текста по заданной теме | 05. 04 | ||||
79 | Р. р. | Завершение раздела «Мои ровесники». Письменная работа «Откуда в людях берётся жестокость? Стал ли человек добрее за историю человечества?» | Аргументированно и последовательно доказать свою точку зрения | 06. 04 | |||
80 | К. | Мир детства и мир взрослых в художественной литературе. Защита проектов на тему «Мои ровесники в художественной литературе» | Создавать высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | 12. 04 | |||
81 | Р. р. | О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимний вечер». Учимся читать лирическое произведение. | Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с лирикой. Выразительно читать | 12. 04 | |||
82 | Стихотворение «Зимнее утро». Обучение анализу стихотворения. | Познакомить с анализом лирических произведений | 13. 04 | ||||
83 | Лирика 19 века: Ф. И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою зимою…» | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | 19. 04 | ||||
84 | А.А. Фет. «Осенняя роза» | 19. 04 | |||||
85 | Лирика 20 века: С. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…» | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | 20. 04 | ||||
86 | Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке» | 26. 04 | |||||
87 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | 26. 04 | |||||
88 | Н.М. Рубцов «Тихая моя родина». | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | 27. 04 | ||||
89 | Вн. чт. | Н. Бараташвили «Цвет небесный…», | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | 03. 05 | |||
90 | Р. р. | Анализ лирического текста (по русской поэзии ХIХ - XX вв.). | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения | 03. 05 | |||
91 | Вн. чт. | Вечер поэзии «Пейзажная лирика». | Выразительно читать | 04. 05 | |||
92 | Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX- XX веков. Защита проектов «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» | Создавать высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | 10. 05 | ||||
93 | Повторение и обобщение изученного в 5 классе | Создавать высказывания | 10. 05 | ||||
94 | Повторение и обобщение изученного в 5 классе | Создавать высказывания | 11. 05 | ||||
95 | К. р. | Урок контроля. Итоговая контрольная работа (или тестирование). | Строить развернутые высказывания на основе прочитанного | 17. 05 | |||
96 | Р. р. | Урок читательского мастерства | Выразительно читать | 17. 05 | |||
97 | Урок – праздник «Творчество любимого писателя». | Создавать высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | 18. 05 | ||||
98 | Итоговый урок. Задание для летнего чтения. | Воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности | 24. 05 | ||||
99 | Литературная игра. | 24. 05 | |||||
100 | Резерв | 25.05 | |||||
101 | Резерв | 31.05 | |||||
102 | Резерв | 31.05 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
– умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
– проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении.
– добиваться осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– уважать и принимать другие народы России и мира;
– развивать потребность самовыражения через слово, устойчивый познавательный интерес к чтению.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным
образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и
её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о
русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных
высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию
«устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные
для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе
определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от
фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать
произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к
ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать
в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом
русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные
линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под
руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,
реферат, проект).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения
образовательного процесса
Основная литература
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 5 класс. В двух частях. – Москва: «Вентана-Граф», 2015 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. - Москва: «Вентана-Граф», 2015 г.
Дополнительная учебная литература
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
- Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В. Охременко, О.В. Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
- Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
- Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2000.
- Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
- Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
программные иллюстрации.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер
Мультимедийные пособия
1.DVD диск. Уроки литературы Кирилла и Мефодия (6 класс) PC-CD (DVD-Box)-М.: Кирилл и мефодий,2009.
2.Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература,5 класс». В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2011.-1 электрон,опт. диск (CD-ROM).
3.Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. 4.Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
5.Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;
Образовательные электронные ресурсы
- http://poslovisa.yaxy.ru
- http://krilov.ru
- http://puskin.niv.ru
- www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»
- www.slovari.ru Электронные словари
- Мультимедиа-презентации по всем темам, созданные учителем, обучающимися и детьми.
- http:/www.1september.ru/
- http:/www.internet-scool.ru/
- http://www.it-n.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...