Урок по русскому языку в 6 классе "Корни с чередованием"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок является обобщающим , проводится в форме путешествия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse_korni_s_cheredovaniem.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Чередующиеся гласные в корне слова»
Цели урока:
- создать условия для изучения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-;
- формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;
- включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Москва, «Просвещение», 2010 г.;
- технологическая карта;
- компьютер, проектор ;
- оценочный лист (на каждого ученика).
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Деятельностный этап.
Каждый урок мы начинаем с чего? (цели) Конечно, начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Какие установки мы себе даем каждый урок? (хочу узнать, хочу понять, хочу научиться). Посмотрите, эти цели остались прежними, но сегодня я изменила порядок целеполагания. На первом
месте Хочу понять, что мы хотим понять сегодня? (как усвоили тему)
Сегодня у нас необычный урок , а урок-путешествие. На острове Орфография есть город Кореньград – столица этого острова. Сегодня мы отправимся в путешествие в этот город. У каждого из вас есть маршрутный лист, в нем указаны задания, которые вам предстоит сегодня выполнить. Кроме того есть графа моя оценка , куда за каждое задание вы будите ставить себе оценку. Условия: нет ошибок- 5, допущено 1-2 ош. – 4, 3-4 ош. – 3.
Итак начнем наше путешествие? Вы готовы?
Где же мы оказались? Это аллея , как вы думаете, что ожидает нас на этой аллее. Аллея – словарное слово – нас ждет словарный диктант. Это для вас не новость, дома вы готовились к словарному диктанту. Даже уже поставили себе прогнозирующую оценку. Все поставили? Сейчас посмотрим, совпадет ли она с действительностью.
- Словарный диктант:
Разгорается заря, касаться рукой, отрастить ростки, зоревать с удочкой, легкое прикосновение, блистают зори, излагать мысли, выращивать помидоры, загорелые дети, приложение прилагается.
Обменялись тетрадями. Поработаем учителями. Проверка по образцу. Выставление оценок. (слайд) Анализ. Самоанализ. У кого оценка совпала? Умницы! Порадуемся за них. У кого оказалась выше? Ниже.
В ваших маршрутных листах есть графа «Планируемая домашняя работа» сделайте себе пометки, что нужно повторить.
Пока мы с вами выполняли первое задание, на аллее появились ларцы, эти ларцы прислали нам растерянные корни города, которые потеряли свои гласные и просят нашей помощи. Наша задача собрать в ларцы слова с нужными буквами. Ларец с А и ларец с О. Слова все перепутались. Поможем? Работаем индивидуально.
3. . Волшебный ларец.
Г..релка, соприк..саться, заг…р, разр…слись, оз…рять, к…снуться, кас..ние, отр…слевой, разг..реться, к..сательная, пог…релец, з…рянка, изл….гать, предл...жить.
Соприкасаться Горелка
загар разрослись
озарять коснуться
касание разгореться
отраслевой погорелец
касательная зорька
излагать предложить
Самопроверка по слайду. Оценивание.
Наше путешествие продолжается, мы идем дальше и что видим?
4. Университет.
Представляете, В Кореньграде есть университет.
Ребята, а вы хотите поступить в университет? Чтобы удачно поступить нужно сдать экзамен, сначала в 9 классе - ОГЭ, затем в 11 ЕГЭ. Давайте потренируемся, ведь задания связанные с чередующимися корнями есть в тестах по ОГЭ и ЕГЭ.
Самопрверка. Все справились? Готовы сдавать экзамены? Молодцы. Идем дальше. Что же нас ждет дальше?
5. Проспект фразеологизмов.
А как часто слова с орфограммами в корне могут употребляться в составе фразеологизмов? Давайте это выясним, выполнив следующее задание.
Чтобы выполнить задание на этой остановке необходимо объединиться в группы. Повернитесь друг к другу так, чтобы вам удобнее было работать. Четыре группы необходимо создать. Работа в группах.
Прочитайте фразеологизмы, дайте им толкование. Объясните орфограммы. Выпишите слова с орфограммой чередование корней.
Группа 1.
Г...рит в руках.
Вл...жить душу.
Вт…рать очки
Группа 4.
Ст…реть в п..рошок
Сг...реть от стыда.
Ума не прил...жу.
Группа 2.
Зад...рать нос.
Скр...пя сердце.
От з...ри до з...ри.
Группа 3
Отл...жить в долгий ящик.
По г...рячим следам.
С...деть сл...жа руки.
Каждая группа выбирает один фразеологизм, дает его толкование и объясняет орфограммы в этом фразеологизме. Пока вы будите выполнять следующее задание, я проверю ваши работы, поставлю оценки.
Молодцы. Оказывается корни с чередованием очень часто встречаются во фразеологизмах.
6. А мы тем временем оказались в каком-то парке, посмотрите, какой-то мальчик что-то высматривает, как вы думаете что? Парк Ошибочный - ищет ошибки. И мы сейчас с вами проверим вашу орфографическую зоркость.
Ваша задача найти слова с ошибками, и выписать их в правильном написании.
Загорелый, вырощенный, расположиться, вырасти, возгорание, косание, зорница, расток, предполагаемая встреча, коснуться друга, разгарались (дрова) .
Проверка:
Выращенный, касание, зарница, росток (искл.), разгорались (дрова) .
Молодцы! Орфографическая зоркость – очень хорошее умение, нужно ее развивать.
7. Где же мы оказались? Перед нами поле. Чего не хватает на этом поле, чтобы вы хотели здесь еще увидеть? (цветы) . Давайте засадим это поле цветами знаний. Каждый из вас сейчас исходя из оценок, которые вы ставили себе за задания, выберет лепестки.
Зеленый – все сделал правильно
Голубой – допустил 1-2 ошибки
Красный – сделал много ошибок
Поле засадим цветами.
Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Мы достигли поставленных целей? Значит работали не зря. Я очень довольна вашей работой и всем поставлю оценки за урок сегодня, но сделаю это тогда, когда посмотрю вши маршрутные листы и вашу работу в тетрадях.
Домашнее задание сегодня на выбор – (слайд)
Посмотрите, ребята, жители Кореньграда вышли с нами попрощаться. Посмотрите сколько их – корней с чередованием. Что заметили? Есть корни, которые мы еще не изучали, с которыми не знакомились, поэтому, мы говорим Кореньграду: « До свидания, не прощаемся». А вам спасибо за работу, вы довольны собой сегодня? Оцените свою работу в тетрадочках самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Позиционные чередования согласных звуков"
Интересный материал, объясняющий в игровой форме основный фонетические законы в русском языке, с элементами подготовки к ГИА.....
Конспект урока по русскому языку по подготовке к ГИА «Правописание корней с чередованием»
Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто...
Презентация к уроку русского языка. Тема:"Корни с чередованием гласных А - О".
Презентация к уроку русского языка....
Урок русского языка по теме "Фонетические чередования в русском языке"
Урок русского языка по теме "Фонетические чередования в русском языке" позволяет расширить знания учащихся об исторических процессах русского языка. исторических корнях русских слов. Учащи...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Чередование гласных е –и в корнях
Урок по русскомй языку в 5 классе "Чередование гласных е-и в корнях" разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Урок по русскому языку в 5 классе «Чередование гласных е –и в корнях»
Урок по русскому языку в 5 классе "Чередование гласных е-и в корнях"...
Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."
Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и ...