Урок русского языка по теме "Фонетические чередования в русском языке"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Фонетические чередования в русском языке" позволяет расширить знания учащихся об исторических процессах русского языка. исторических корнях русских слов. Учащиеся должны Ø Знать о фонетических «приметах» старославянских слов.
Ø Находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskie_cheredovaniya_v_russkom_yazyke.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Фонетические чередования в русском языке»
- Знать о фонетических «приметах» старославянских слов.
- Находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке.
Ход урока:
- Актуализация знаний и проверка домашнего задания:
- Назовите фразеологизмы, в состав которых входят буквы старославянской азбуки. Объясните их значение.
Примерные ответы учащихся: Прописать ижицу. Аз да буки – вот и все науки Аз, буки, веди страшат, что медведи. Сначала аз да буки, а потом и науки. Азбуку учат на всю избу кричат. Азы да буки избавляют от муки. С азов, азы науки. Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет.
- Объяснение нового материала. Лекция.
Лексика русского языка разнообразна. Она включает в свой состав не только слова русские по происхождению, но и заимствованные из других языков. Все иноязычные слова имеют свои приметы:
- Словам немецкого происхождения свойственны сочетания начальных шт и шп: штамп, штемпель, штык, штаб, штраф; и окончание слов -мейстер: гроссмейстер, капельмейстер, концертмейстер и др.
- Для английских заимствований характерно наличие сочетаний тч, дж: матч, скетч, менеджер, имидж, джаз; -ва, -ви, -ве: ватт, виски, вельбот; конечных сочетаний - инг, -мен, -ер: митинг, брифинг, рейтинг, бизнесмен, супермен, таймер.
Есть свои признаки и у слов заимствованных из старославянского языка.
К фонетическим признакам старославянизмов относятся:
а) неполногласие, т.е. сочетания -ра-, -ла-, -ре-, -ле- между согласными на месте полногласных русских -оро-, -оло-, -ере-, -еле, -ело- в составе одной морфемы: брада
б) сочетания ра-, ла- в начале слова на месте русских ро-, ло- раб,
в) сочетание жд на месте русского ж, восходящие к единому общеславянскому созвучию [dj]: одежда,
г) согласный щ на месте русского ч, также восходящие к одному и тому же общеславянскому созвучию [tj]: нощь, дщерь; ср. восточнославянские: ночь, дочь,
д) гласный е в начале слова на месте русского о
е) гласный е под ударением перед твердым согласным на месте русского о (ё): крест
- Закрепление изученного материала
- Рассмотрим примеры, подберем пары к предложенным словам и проведем исследование, чтобы определить, какие изменения произошли со старославянизмами в русском языке.
- Град Вывод: неполногласия заменены полногласием
Чреда оло, оро, ере
Глава
Брег
Плен
Глад
- Одежа Вывод: чередование ж//жд
Надежа
Меж
- Елень Вывод: е//о (особое внимание обратить на слово
Един Есень – осень, отсюда – Есенин)
Есень
- Нощь Вывод: чередование щ//ч
Дщерь
- Ладья Вывод: чередование ла, ра//ло,ро
Равный
- Определите, какое слово в паре является старославянизмом. Чем кроме фонетических чередований различаются слова в парах?
(Ответ: стилистической окраской среди старославянизмов много книжных слов, принадлежащих к высокой лексике)
Агнец-ягненок, страж-сторож, молочный – млечный, здоровье – здравие, мрак – морок, уж -юж, аз-я ,ворота- врата, горожанин – гражданин, расти- рослый, волость – власть.
- Задание на смекалку. В русском языке есть слово с неполногласием «смрад», заимствованное из старославянского языка. Какое «географическое» сказочно- былинное название связано с этим словом? ( река Смородина, смрадная, зловещая)
- Домашнее задание:
- Рассмотрите пары слов: глава и голова, древо и дерево, шлем и шелом. Объясните, какое значение имеет каждое слово в паре. Различны ли они по стилистической окраске?
- Подберите пары к словам полон, порох, хоробрый, болого, молодость, молоко
- Как вы считаете есть ли пары у слов горох и время?
, ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...
Конспект урока русского языка. Корни с чередованием е-и
Разработка урока в 5 классе....
План-конспект урока русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
Урок открытия новых знаний....
Разработка урока русского языка по теме "Чередование корней кос-кас"
Методические рекомендации к проведению урока с чередованием корней...
Презентация к уроку русского языка "Корни с чередованием раст- ращ- рос-"
Данный материал содержит материал для проведения урока в 5 классе на тему "Правописание корней с чередованием гласных А-О ". В работе представлены разнообразные задания по теме....
Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург
Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой бинарный урок общеметодологической направленности (один из четырёх типов уроков деятельностной н...
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...